У Е. Жмачинской 18 апреля. Под знаком Жеребина

Гусарова Татьяна
Принадлежа к офисному планктону, я постоянно опаздываю к началу встречи в салоне Елены Жмачинской «Неравнодушие». Вот и в этот раз пришла, когда уже вовсю «митинговал» Виктор Жеребин. Суть его выступления касалась, конечно же, поэзии, и сводилась к следующему: «Стремитесь к совершенству».

Стихи его, звучавшие в этот вечер, были «одно другого лучше», как сказал Николай Подвальный. А о «Красивом вечере…» он вообще отозвался в превосходных степенях.
Стихи В. Жеребина  (а всего их у него около двух  тысяч(!) так или иначе - о нем самом:

«Мне все равно, что обо мне напишут…»
«Теперь расхлебываю то, что заварил…»
«Наг я был, но с умом неподвластным…»
«Нет, мне не выскочить из этой колеи…»

что дало повод одному товарищу из зала попенять автору на нарциссизм. Однако товарищ оказался в меньшинстве и был сражен приведенным Витиными друзьями железным аргументом: больше себя Витя любит женщин и свою жену!

В заключение Жеребин заинтриговал строчками: «… есть женщина в нашем ЛИТО…», которая будет убиваться, поняв, ЧТО потеряла с потерей Вити.
Мозг работал лихорадочно. Ну кто? ну кто же это? Увы, слишком мало женщин я знаю в ЛИТО, чтобы идентифицировать не ведающую, что творит. За сим и успокоилась.

Далее слушали замечательные стихи Юлии Звездиной. Но по прочтении ей пришлось-таки отбиваться от мужиков, подвергших сомнению словосочетание «легкие драхмы» (автор, однако, сумела убедить критиков, сообщив, что есть монетки менее грамма весом!) и фразу «густой остаток сердца». Завязалась дискуссия о праве этой строки на существование. В конце концов Юля разъяснила: «От сердца осталось то, что осталось, и оно готово изойти. И вообще  это автобиографично».

- У вас всегда так? – тихо спросил у рядом сидящих Александр Таль, впервые оказавшийся в гостях у Елены.
Однако не тушуясь вышел на сцену и исполнил несколько авторских песен, про одну из которых Жеребин сказал: «Стопроцентный Дольский». Александр не стал отрицать, что ориентировался на мэтра. Да и что в этом плохого? – слушатели не согласились с критикой. Но Витя утер нам нос поэтом-трибуном, советовавшим подражателям: «Не делайте под Маяковского, а делайте под себя».

Деликатнейшая, добрая Леночка мягко пыталась остановить поток замечаний, мол, у нас не вечер критики, а потом решительно (ой, даже не знаю, какое сравнение употребить, в голову лезут сплошь политруки времен войны) сказала Жеребину:
- Буду читать я! МЕНЯ критикуй (подразумевалось – а поэтов не трожь!)

И прочла «Не для публичности кулис».

Когда вам скажут, что рыдала
По снегу талому, иль стуже;
Когда мой взгляд на фотоснимке
Для многих может стать виной;
Не верьте в то, что жизни мало,
Про вирус лжи, что мир недужен
И, что воспел он, по старинке,
Свой вектор жизни – не земной.

Оставьте мне греховность счастья –
По предоплате – за свободу;
Оставьте тайну личной встречи –
Не для публичности кулис;
Отриньте тех, кто нёс проклятья,
И улыбайтесь – не в угоду –
От счастья – время раны лечит.
Но жизнь… сыграешь ли на бис…

Обошлось без критики.

Н. Подвальный поведал о том, как городит «свой огород».

Я пустил Валидол под язык
Задавила грудная жаба
Когда загнанность скалит свой клык
Помогает, но очень слабо
В неприглядности чувственных поз
В повседневных уколах цинизма
Горожу огород свой из грёз
Не растут в нём плоды экстремизма…

- Пустил Валидол под язык? Так не говорят! – Витя аж руками всплеснул.

Но народ встал на защиту автора, не узрив здесь ничего крамольного.
Внезапно Витя попросил зал о помощи. Вот уже несколько недель он мучается вопросом, заставившим даже засесть за словари! А сподвигла его на это дама, поразившая строкой: «я иду под макияжем и под дождем…». Смутило Витю «под макияжем».

Напрасно собравшиеся говорили, что это ирония, что это не безграмотность стихотворца, а речь лирической героини, что это стилизация, приводили хрестоматийный пример «сделай мне красиво» и т.д.  –  Жеребин не сдавался.

А мне вспомнилась соседка тетя Шура, кладезь языковых перлов, к примеру:
«Полила я на даче картошку, и стоит она такая довольная».
«Не стала рвать клубнику, пусть подозревает».
Прошло почти сорок лет, как я покинула двор, а эти речевые изыски помню. И «под макияжем» возьму на вооружение.
Ну сравните: «Я иду накрашенная и под дождем» - тьфу… Ни уму ни сердцу.

Но пойдем дальше. Творчество А. Смирнова хорошо знакомо посетителям салона. В этот раз Саша читал разные по тематике стихи. Жеребина очень впечатлила строка: «И мысль в оргазме сладостно прогнется…».
- Это лучшая твоя строчка! – воскликнул Витя.
Вот так. Пишешь–пишешь про смысл бытия, судьбу России, «былое и думы», а народ  в итоге реагирует на другое.  Хотя, чего уж тут, хороша строка.

Елена Столь – стремительная, только-только из Союза писателей, где проходил второй этап конкурса «Король поэтов». После краткого рассказа о происходящем в гнезде литераторов Лена вернулась к стихам. Мало кто из поэтов обошел вниманием нынешнюю погодную аномалию. Вот и Ленуся в ожидании.

Апрель. А не апрелится нисколько.
Не то, чтоб настроение не то...
С утра  в ладонь собрав души осколки
Боюсь вдруг оступиться... Суетой

Наполнен день. А вечер льется в чашку
Зеленым чаем с привкусом судьбы.
Курить бросаю снова, но затяжку
Одну... себе позволю.

Лирическая героиня с железным спокойствием приняла реалии сегодняшнего дня, бросив в сердцах:
Прогноз: весны не будет!
Ну и пусть...

А вот Антон Беляев упорно ищет загулявшую Красавицу: «Вот опять заплутала Весна в переулках московских…» И чего она там шастает? Закончил Антон оптимистично: «Май дорогу нашел!»
Кстати, каждого выступающего Лена просит рассказать о себе. На вопрос, что нового, Антон среагировал мгновенно: «Регалий не прибавилось».

Как это бывает всегда, выступление Г. Бойко слушали с открытыми ртами. Читал Георгий «Ярославский вокзал», гимн мужской дружбе (на мой взгляд). 
Глас народа был – гениально!

Правда, Н. Подвальный посоветовал дать пояснение к стихотворению, ибо молодое поколение не знает, кто такой Ярослав Смеляков и в каком историческом контексте происходит действие.
Николай - любитель покритиковать, и сам на критику реагирует адекватно. Когда Татьяна Аксенова (сразила меня наповал редкой искренностью души) указала на недостатки в одном из его текстов, Подвальный не только рассыпался в благодарностях, но и попросил критиковать его при любой возможности.

Не поверите, но и на неофициальной части, за чаем Жеребин не успокоился  с этим злосчастным «под макияжем»! Призвал в качестве судьи Татьяну как филолога, дескать, можно ли так говорить? Танюшка на полном серьезе(!) стала рассуждать, с какими же предлогами употре***ется слово «макияж». Жеребин, услышав, что «под макияжем» - нельзя! – ушел, удовлетворенный ответом специалиста.

Впрочем, удовлетворены были и мы: очередным душевным и познавательным вечером в прекрасном музее с обновленной экспозицией (посмотрите, как реагируют на поэзию коты), с Леной Жмачинской,  которая, как та Весна, выбравшаяся-таки из московских переулков, теплая и солнечная.