Педагогическая ошибка

Алина Тарская
У нас принято широко осуждать и обсуждать ошибки, совершаемые медицинскими работниками, хотя педагогические ошибки бывают не менее впечатляющими и дающими далеко идущие последствия. Хочу рассказать об одном таком случае, произошедшим с моей подругой много лет назад, но память о котором сохранилась у меня до сих пор. Я училась в то время в начальной школе  в Казахстане в третьем классе и дружила с  Ирочкой, с которой мы сидели за одной партой и жили на одной улице в соседних домах. Мы обе учились очень хорошо, у нас была замечательная учительница Лидия Александровна, которую мы очень любили и уважали.  Как известно, от того, насколько опытной и любящей детей будет их первая учительница и наставница, часто зависит успех всего процесса последующего обучения в школе.

Дружили мы ещё со Светой Сулаевой, которая жила  недалеко от нас. Мы втроём весело проводили свободное время, играли на улице и во дворах, забегали из дома в дом друг к другу, пытались делать какие-то несложные театральные постановки, фотографировались. Это было счастливое послевоенное время, мой отец привёз из Германии, где служил после окончания войны, замечательный маленький фотоаппарат «Лейку», и у меня до сих пор сохранилось  несколько любительских снимков той поры, на которых мы сидим на мотоцикле с коляской или делаем втроём несложную гимнастическую фигуру.

Мама Светы Сулаевой  была заведующей крупным книжным магазином в нашем городе, известным и уважаемым человеком,  и всегда относилась к нам доброжелательно и приветливо. Тем более казалось совсем невероятным и чудовищным происшествие, которое вскоре случилось с нами. Однажды мама Светы Сулаевой  заявила о том, что у неё дома пропала крупная сумма денег и обвинила в этом мою подругу Ирочку, которая в тот день забегала к Свете домой. Ирочка была удивлена и напугана таким обвинением, объясняла, что никаких денег не видела и не брала, плакала, но Сулаева была неумолима и требовала немедленно вернуть деньги, ходила вначале к родителям Ирочки, а потом пришла и в нашу школу.

Она поговорила с нашей учительницей Лидией Александровной, и потребовала, чтобы об этом случае узнал весь класс. Нас вывели всех в школьный коридор, построили в линейку, вывели вперёд мою подругу и при всех обвинили её в воровстве. Ирочка снова плакала, объясняла, что никаких денег не брала, ничего о пропаже не знает, а мы стояли подавленные, испуганные, и ничем не могли помочь ей. Представьте себе эту картину – маленькие беззащитные дети и две взрослые, облечённые жизненным опытом, должностями и правами женщины, обвиняющие в краже ни в чём не повинную девочку.
Ничего не добившись от Ирочки, высоко культурная Сулаева уехала к себе на работу в книжный магазин, а мы вернулись в класс, чтобы продолжить занятия, но были так потрясены всем случившимся, что никак не могли взять  себя в руки и не могли в этот день сосредоточиться на учёбе.

Вскоре Сулаева нашла пропавшие у неё деньги  у себя дома под клеёнкой на кухонном столе. Тогда были в моде круглые раздвижные деревянные столы, удобные для приёма гостей. А в обычные дни они стояли сложенные и, как правило, накрывались клеёнкой. Очевидно, она в спешке сунула деньги под клеёнку, а потом забыла об этом, и не нашла ничего лучшего, как обвинить в пропаже соседскую девочку, дружившую с её дочкой. Но, что интересно, найдя деньги, она не пришла снова к нам в школу, не построила класс в коридоре, как в прошлый раз, и не извинилась перед маленькой девочкой за несправедливое обвинение и за ту страшную моральную травму, которую нанесла ей.

После всего  случившегося Ирочка отказалась ходить на занятия и попросила родителей перевести её в какую-нибудь другую школу. В это время её отец, боевой офицер, пришедший  с войны с наградами, был в командировке, и когда он вернулся домой и узнал о случившемся с его любимой дочкой, он был в ярости. Он пришёл в школу, устроил разгон нашей учительнице, ходил к директору  школы и к заведующей книжным магазином. Но случившегося уже было не исправить, другой школы поблизости не было, и Ирочка, пропустив неделю занятий, вернулась в наш класс.

Самым  неприятным в этой истории, на мой взгляд, был тот  факт, как  наша заслуженная и опытная учительница могла допустить такое незаконное и противоправное, недоказанное обвинение в краже по отношению к своей ученице, права и безопасность которой она была обязана отстаивать и защищать. Это пример самой грубейшей, на мой взгляд, педагогической ошибки, которую только мог бы допустить опытный педагог. Следует отметить, что школа, в которой мы учились, считалась  лучшей в нашем городе, имела первый номер, носила имя В.И.Ленина. Тогда ещё не было гимназий, но наша школа имела очень хорошую репутацию в городе,  и  все родители стремились записать в неё своих детей. Если подобный ужасный случай нарушения прав ребёнка мог произойти в нашей образцово-показательной школе, то что говорить о других учебных заведениях? Всем известно, как много неприятностей происходит с детьми и их родителями в течение долгих десяти, и даже одиннадцати лет обучения в школе, где в сложном взаимодействии находятся  сотни детей, десятки учителей и обслуживающего персонала.  Тем более сейчас, когда все сложности преобразования общественного устройства, произошедшие в нашей стране, отразились не самым лучшем образом и на школьном образовании, постоянно реформируемым и ставшим совершенно не предсказуемым.