Казачья станица

Вениамин Шматов
Сценарий празднования 98-й годовщины со дня рождения М.А. Шолохова у памятника писателю
24 мая 2003-го года.

Эпизод – I. «Встреча Мэра»

Вдоль Волгоградского проспекта, ориентировочно, у ледового дворца располагается «Казачий разъезд» с тачанкой, запряжённой тройкой лошадей. Казачий разъезд (Коллектив _________________ встречает кортеж Мэра Москвы и приглашает его продолжить путешествие на тачанке. По ходу следования тачанки справа на газонах волгоградского проспекта выступают коллективы:
_________________________________________________________

Эпизод – II. «Хлеб - соль»

Коллектив ____________________ ожидает прибытия тачанки с Мэром Москвы у входа на аллеи при памятнике, около куреня. По прибытии тачанки девушки вручают прибывшим хлеб-соль.
За спиной вручающих выстраиваются кадеты Казацко-кадетского корпуса ЮВАО. Их построение образует праздничную аллею, на которой разворачивается краткое дефеле барабанщиц. Коллектив ___________________________________
Следом за дефеле, происходит шествие делегации к памятнику.
Фольклорные коллективы, стоящие за курсантами кадетского корпуса ( ________________ ), осыпают шествие цветами и зерном. Нарастает перезвон колокольни, находящейся за памятником.

Эпизод – III. «Казачий перепляс»

Эпизод – I. «Рождение казачества»

( По обеим сторонам от памятника Шолохову на газонах расположились и поют казачьи песни четыре отряда разных казачьих коллективов. Декорации спрятаны и их невидно. Но вот начинает звучать единая фонограмма и казаки подтягиваются к центральной площадке у памятника Шолохову. На фоне колокольного перезвона начинает звучать дикторский текст):

Диктор:
На острие Российской державы, на границах Земли и гранях мысли растущей Страны родилось и выросло великое сообщество нашего народа, называемое ныне: «Русское казачество». Мысли и чаяния его, его муки и тревоги открыл миру великий писатель, Михаил Александрович Шолохов, чей день рождения мы отмечаем сегодня. Но, говоря о феномене его таланта, о силе и эмоциональности языка, мы забываем порой об истоках, создавших его и о великой службе, которую он сослужил всей России, движимый кровной и генетической силой былых поколений казаков Великой Руси. Острие своего пера он превратил в острие копья и по сей день открывающее нам свободу границ, которую открывали наши предки…

(Колокольный звон перерастает в мелодию казачьего марша. Находящаяся слева группа воздвигает выгородку картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому хану», сами живописно усаживаются за стол у пушки. Необходимо выстроить построение «Запорожской сечи» синхронно с фонограммой, в связи с чем литературный текст может быть урезан).

Дикторы:
Россия – вечная держава
Заветы предков сохраня
Ты вдаль летела, следом слава
Скакала, на весь мир звеня

Твои великие просторы
Расширить требовал народ
И потянулись волонтёры
На запад, до Днепровских вод

На помощь родственным народам,
Спасая вотчины славян
Несла на копьях ты свободу
От ига южных басурман

И видя приближенье сечи
Ушла османская орда
Под градом ядер, стрел, картечи,
Навек, быть может, навсегда!

Вздохнула радостно Европа
От янычара спасена
Рукой казацкой! (Не холопа)
На будущие времена!

Полки свободных поселенцев
Открыли праведный почин
Во страх любому иноземцу,
И в радость вольницы мужчин.

Так, встав впервые на границе
Растущей молодой страны -
Своею миссией гордиться
Сыны свободные должны

И подвиг Запорожской сечи,
Что Гоголь в сказках воспевал
Остался памятником вечным,
Уроком будущему стал!

Эпизод – II: «Движение на восток»

(Музыка казачьего марша стихает до уровня ненавязчивого подклада. Правая команда казаков выходит на текст диктор и готовится приступить к строительству)


Диктор:
Развитие русской литературной мысли – величайшее явление в Мире. До сих пор именно Русская литература учит всю планету пониманию духовного мира, в котором живёт каждый человек. Именно Русская литература, минуя эффектные трюки и ребусы прямо и открыто движется к границам человеческого самосознания, где вступает в непосредственное общение с душой читателя. Скажите, а не в самом ли построении изначального российского быта заложена эта возможность?

(Звучит инструментальный вариант уральской казачьей песни. На фоне его оркестрового исполнения звучит стихотворный текст и  на правом фланге площадки казачья группа возводит декорации Яицкого казачьего поселения):

Дикторы:
Европа двигалась на запад
Россия – пёрла на восток
К Уралу ближе…  Вот нахрапом
Яицкий строится острог

Тут избы из кедровых брёвен,
Там новые в быту плетни,
У деревянных колоколен
России – Матушки в сени.

И снова – там свобода, воля,
Где грань казацкого копья!
Гудит Урал, гуляет поле,
России ширится земля!



И на свободе от поборов,
Под риском вражеских атак
Поднимет красоту соборов
Яицкий молодец – казак!

(Музыка уходит на тихое звучание. Опять раздаётся прозаический текст диктора. На этот раз готовится группа «Донских казаков», находящаяся слева от памятника):



Эпизод – III: «Донское казачество»:


Диктор:
С запада и востока встали на границе Руси казачьи поселения. Они развивали хозяйства, осваивали непаханые земли и принимали на себя удары диких воинственных племён средневековых кочевников и поляков. Казачество несло культуру земледелия и христианства в пограничные земли и сохраняло спокойствие метрополий Великой Руси. Но юг России всё ещё оставался открытым для алчных завоевателей…

(Раздаётся оркестровый вариант донской казачьей песни, на фоне которой звучит дикторский текст. Основная казачья группа возводит миниатюрный курень в пространстве между «Запорожской сечью» и памятником, встаёт среди куреня в живописную живую картину).

Дикторы:
Угроза нам грозила с юга:
То с моря рать, то с гор беда,
Но казаки спасти друг друга
Готовы были завсегда!

К тому ж Руси великой славу,
Границы крепость поддержать,
Царя и Веру и Державу
От посяганий отстоять.

И вот к реке великой, к Дону
Пошло казачество вперёд:
Создать оплот и оборону,
Российский защитить народ!

Храня, как крыльями Отчизну -
Овечьей буркой накрывал
Ни скарба не щадя, ни жизни,
В степях заставы создавал.

Пришёл казак на грани славы,
На грани собственной судьбы,
На острие копья державы,
Где рядом избы и гробы,


Где рядом куреня и воля,
Где рядом битва и покой,
Где станет жизнь его и доля
За Доном тихим, за рекой…

Эпизод – IV: «Движение вперёд»:

(Музыка фона стихает, переходя в нежный колокольный перезвон. Перезвон складывается в узнаваемую мелодию: «На сопках Манчжурии», или  «Амурские волны», или «На тихих брегах Забайкалья». Далее мелодия будет нарастать, поддерживая предфинальное действие):


Диктор:
Россия – вечно растущая страна. Она прирастает неугомонной мыслью мореплавателей и географов, путешественников и естествоиспытателей, учёных и художников. Граница её постоянно нуждается в защите. Казаческое поселение – всемирный феномен, естественно родившийся в ходе развития мирного расширения Страны – стало житницей свободомыслия, выразителем самой эмоции любви к земле, свободе и порядку. Немудрено, что российское казачество, двигаясь на передовом краю Российской державы, приобщало народы к Великой культуре и несло с собой мир.

(Мелодия звучит во всю силу, поддерживая дикторов. Между группой уральских казаков и памятником поднимается сибирский острог).

Дикторы:
Вперёд, в Сибирь, навстречу вьюгам,
Навстречу новым берегам
Плывут казацких дедов струги,
Челны - на гибель всем врагам.

А за спиной у них – свобода,
Империи Великой цель
И в том – казачества природа,
Залог открытия земель.

В Сибирь неслась Отчизны воля
Подвластна жесту Ермака
И двигала её – не боле:
Свободы жажда казака.

Свобода – то, что всех выводит
На перекрестие дорог,
И вот казачество возводит
Свой первый средь тайги острог.

И до Китая всю Россию
Свободный выстроил казак.
Так было во века былые
И будет в новые – лишь так…

Эпизод – V: «На острие пера – на острие копья…»

(Музыка исчезает, превращаясь в отдалённо звучащий мужской вокализ, либо хор выводящий мелодию песни «Любо». Вся боль российского народа слышна там, в далёком пении. Повествование приблизилось к самой злободневной точке – к токе современности).

Диктор:
На грани острия российских границ выковывалась казачья вольница. Её язык, её свободолюбивый устав, её разнообразный быт и суть не охватить коротким рассказом. Но мысль её и поныне остаётся с нами благодаря труду и таланту Михаила Шолохова. Его романы и сейчас выводят нас на границы Великой России и Великой Свободы…

(Оркестр поддерживает далёкое пение. Все четыре коллектива покидают свои «базы» и в торжественном ритме приближаются к памятнику, неся венки и букеты полевых цветов. Под дикторский текст они возлагают цветы и расходятся в подкову почётного караула, в центре которого предстоит выступать представителям Префектуры, родственникам писателя и другим ораторам).

Дикторы:
Великий Дон, Руси судьбину
Возможно ль в сказках описать?
Кто плёткам не подставил спину?
Кто мог свободу сохранять?

Где куреня, овины, хаты
Горели в пламени войны?
Откуда вольницы солдаты?
Откуда истины сыны?

Кто, пережив бунты и войны,
Всю боль развития Страны,
Излил строкою неспокойной -
Восславив веру старины?

В пылу великой остановки
И отступления назад
Идут романов заголовки,
Тома и книги – на парад.

Так, отражая мысль Народа,
Его переднего звена,
Великий Шолохов, как в воду
Глядел: куда идёт Страна.

И мысль его взвилась как птица,
Как выстрел голос прозвучал.
На острие пера - границы
Кто новой жизни начертал?

Вот «Тихий Дон» - Григорий в муках
Идёт сквозь войны до гумна
И сквозь неверия разруху
Вновь к жизни рвётся «Целина»

Мучительная боль сомнений
И радость света бытия…
Казачество – ты суть стремлений,
России грань, свет острия!

(Музыка завершается бравурными аккордами. Из-за памятника взмывают ввысь голуби. Площадка готова к праздничному митингу).

Эпизод – VI: «Слово о писателе родном»
(Выступают: ………………………………………………………).

Далее программа строится согласно предложенному концертно – постановочному плану.