Социализм и социальные гарантии

Александр Аникеев
                I
               
    В силу несовершенства многих социально-экономических законов при капиталистической форме производства, распределения, обмена и потребления социальных благ, человек часто вынужден испытывать определенные неудобства и страдать от того, что зарплата пропорциональная труду часто не даёт человеку возможность жить достойно своего труда: - от нехватки и невозможности приобретения даже первоочередных предметов потребления при возможностях их производства, а иногда и при перепроизводстве; невозможности получения медицинской помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от  безработицы, когда производство не справляется со своими «обязанностями» по производству материальных благ; нехватки жилья при наличии пустующих квартир; лишений и страданий в старости, имея  за  плечами огромный трудовой стаж, и т.д.

   Известно, что экономика - это хозяйственные отношения для удовлетворения потребностей членов общества в жилье, питании, одежде, в средствах связи, информации, транспорта, в военных средствах для защите своих интересов от каких-либо посягательств на свободу жить по своим законам, в средствах, необходимых для развития здравоохранения, образования, искусства и пр., В основе этих отношений лежит:
1. Учёт населения и определение его потребностей в необходимом.
2. Учёт средств производства и производимых средств потребления,
3. Организация населения для производства необходимого,
4. Формирование необходимых для развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости организаций, служб и услуг для обеспечения законности.
5. Производство. 6. Распределение. 7. Потребление!
И так каждый день... Но!

     Если в государство организован привилегированный класс, например рабовладельцы, они будут нанимать себе грамотных экономистов, финансистов, управляющих, чтобы они как можно производительнее организовывали труд рабов для удовлетворения всё возрастающих потребностей рабовладельца, но и не позволяли рабам и рабочему скоту, умирать от голода и холода, ибо они стоят денег! Феодалы будут нанимать грамотных специалистов, чтоб как можно лучше организовать труд крепостных, оставляя им необходимое на пропитание. Капиталисты при помощи грамотных управленцев организуют труд сельского или промышленного пролетариата для своего привилегированного существования, выплачивая своим трудящимся гроши для выживания.

     НО ЕСЛИ МЫ ЕДИНАЯ СЕМЬЯ БРАТСКИХ НАРОДОВ и вся территория России есть та производственная площадка, на которой все организованы для удовлетворения своих всё возрастающих потребностей, то что нам мешает организовать производство и распределение необходимого для достойной труда жизни всего населения??? По нормам от общего количества по стране согласно равенства рабочего времени, а качеством согласно квалификации по труду? Лучше работаешь на благо общества - лучше живёшь! Хуже работаешь, хуже живёшь. Не можешь работать - готовь справку, ПОКОРМИМ, ОДЕНЕМ, БУДЕМ ЛЕЧИТЬ! Почему денежный капитал общества от общей массы денег распределять по труду можно, а социальный капитал, так необходимый для полноценной жизни каждого, нельзя? А излишки от НЕОБХОДИМЫХ норм для нормального развития Человека, можно и на рынок. Это будет невыгодно прежде всего власть и богатство имущим – они тут же потеряют свои привилегии! Воровать будет намного труднее! Деньги при свободном рынке всегда определяли и будут определять частный характер присвоения материальных ценностей теми, у кого денег достаточно для такого присвоения, в ущерб тех, у кого их недостаточно и это зависит не от вклада человека в экономику общества, а от того, сколько у человека денег, которые можно и украсть или отобрать у кого-то.

   Возникает вопрос: каким образом можно смягчить последствия несовершенства современных форм экономики  и упорядочить как организацию общественного производства, так и несовершенство в социально-экономических отношениях населения. Мировая практика дает  положительный ответ на данный вопрос и решение этой проблемы в социально развитых странах осуществляется посредством организации социальной защиты населения путём внедрения Законом определённых социальных гарантий. Другими словами, путем придания общественному производству и формам распределения социальных благ для жизни населения более совершенных форм обеспечения социальной справедливости. При этом следует иметь в виду и учитывать, что между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует  не  только  взаимосвязь, но и определенное  противоречие.
     Экономика капиталистического общества, её эффективность, опирается часто на неограниченную конкуренцию,  ведет  к  массовым  увольнениям, усилению поляризации  доходов  обострению социальных отношений. С другой стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения стандартов социальной защиты людей часто приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, забюрокрачиванию системы социальной защищенности.


    Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих капиталистическое несовершенство организации производства материальных благ и их  распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических,  социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Но такая постановка вопроса должна отражаться и в конституции, однако, как показывает мировая практика, в конституции  права  граждан  только  сформулированы, а их реализация – проблема, которая должна еще решаться. Поэтому следует различать два понятия: «социальную защищенность» и «социальные гарантии».
 
   Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека и обычно носит декларативный характер. Социальные гарантии - это более конкретное понятие и сводится к созданию механизма для реализации конкретных прав и свобод на основе закона и процессуально-юридических норм его соблюдения. 
   Например, конституционное право на труд не имеет смысла, если нет законов регламентирующих и право на жизнь достойную труда.  Разве рабы и крепостные не имели право на труд?  Но что они имели за свой труд??? Говорят, что есть различие между принудительным трудом и свободным трудом, а что такое «свободный труд»? От чего свободный??? Свобода уволиться от одного крепостника и перейти к другому, на более выгодных условиях?   И это уже свободный труд???
Выбора нет, либо воровать, либо влачить нищенское существование, умирая от голода.  Хорош «свободный труд»… 
    Значит конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения с конкретными правами и обязанностями сторон оговоренных в законе, согласно которому жизнь человека была бы достойной его труда. А также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать не столько для создания рабочих мест и подготовки человека к труду, но и обеспечивают человеку возможность жить достойно своего труда хотя бы в вопросах социальной сферы.


   В социально развитых странах господствует позитивный подход к решению задач по социальной защищённости граждан и по обеспечению определённых социально-экономических гарантий для населения и там практика выработала соответствующие механизмы ее решения. В  этих странах достигнута достаточно высокая социальная защищенность населения. Она   явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие:
   Снижение роли рынка и денег, прибыли и конкуренции при производстве и распределении постоянно необходимых для жизни средств потребления;
   Постоянное совершенствование законотворческой деятельности и  деятельности правительства, направленных на обеспечение функционирования принятых законодательных актов; 
   Взаимодействие предпринимателей, профсоюзов, государства и различных общественных структур населения в решении социально-экономических проблем.


   При советской власти в России господствовал негативный подход, т.е. проблема социальной защиты как объективная необходимость существовала, но, по политическим и идеологическим мотивам не признавалась. Считалось, что в обществе, строящим коммунизм,  все  социально-экономические проблемы будут решаться автоматически, как и ликвидация безработицы, преступности, проституции, обездоленности и нищеты мало оплачиваемой части населения. Нормы социальной защиты существовали формально, а руководящая коммунистическая партия не признавала существование объективной  необходимости в создании системы законов, обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась превратить все общество в единое учреждение, единую фабрику с равным правом на необходимый обществу труд и относительно равной по квалификациям оплатой. Принцип, кто не подчиняется принятым нормам жизни, тот не ест, а значит не защищен от голода и холода, был одним из основных принципов советского государства.

    До настоящего времени трудящиеся бывшего союза отчуждены от средств производства и часто почти бесправны в вопросах благоустройства своей жизни, если не примыкали каким-то боком к какой-либо государственно-политической структуре. Всеохватность и всесилие государственно-капиталистической  монополии  позволили  государству устанавливать  профессиональные,  географические,  региональные и другие пропорции  формирования и использования рабочей силы, определять меру вознаграждения за труд и меру создания цены создаваемых продуктов труда. О масштабах государственной эксплуатации населения можно судить по огромным имущественным различиям представителей государственного аппарата власти и простых трудящихся производств. И это при «диктатуре пролетариата», а при каком ещё строе диктатор может быть нищим???

    В дореволюционной России  норма  прибавочной  стоимости  в  фабричной промышленности была примерно 100%. В народном хозяйстве СССР она  составляла в 1988г.130-170% против 70% в США.
    Круг социально-экономических прав сводился к принципу минимального прокорма и уравнительной  идеологии.  Человек был почти беззащитен перед всевластием чиновничества и всего советского аппарата, если не относился к её номенклатурным структурам. Силы работника и государства слишком неравны, и отношения между ними часто строились  на условиях, продиктованных представителями советской власти, а не закона.
    Система, определяющая  стандарты  социальной  защищенности  в  бывших советских республиках основывалась на личной  зависимости  трудящихся  от администрации разных уровней. Получение жилья, места в детском саду и пионерском лагере, путевки в санаторий, корма для личного  скота, права  на сооружение пристройки к дому,  на  «левое», своекорыстное  использование государственного и колхозного имущества - вот лишь небольшой перечень  того, что  выменивалось на покорность начальству, на готовность мириться с невыносимыми условиями труда и быта.


                II Виды социальной защиты

    С  точки  зрения социального благополучия существует два вида социальной защиты: ограниченная и абсолютная. Ограниченная социальная защищённость - это  обеспечение всем членам общества определённого номинала уровня жизни и защита от тяжелых социальных лишений. Другими словами, ограниченная защита - это определенный  минимум  в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности, как для раба у хорошего хозяина. Но и данный вид защищенности в советской стране не был гарантированным для всех, даже если у трудящихся были деньги, но не было в достаточном количестве на рынке необходимых благ, или когда деньги утрачены или украдены. А ведь человек всё это время работал!


    Абсолютная социальная защищенность представляет собой оговоренное законом и обеспеченное правительством гарантированное благополучие всех членов общества так или иначе участвующих в общественной экономике, ибо имеющие богатство и власть всегда были и будут в состоянии обеспечить для себя благополучную жизнь.
    Цель абсолютной защищенности - застраховать членов общества от каких-либо социально-экономических  изменений (смерть кормильца, развод, прибавление семейства, образование новой семьи, и пр.) Которые хоть и не часто, но обязательно случаются в жизни людей.  Или природно-климатических катаклизмах (неурожай, пожар, наводнение, несчастный случай и пр.), что тоже не редкость в различных населённых пунктах. Не говоря уже об утрата имущества при стихийном бедствии или несчастном случае, при потере трудоспособности и прочее.
    Но когда в обществе развиты рыночные отношения,  то снижение уровня дохода или отсутствие благ на рынке тоже может сказаться на благосостоянии населения и обеспечение  государством  этого вида защищенности есть, по сути дела,  внедрение в жизнь людей такого закона, при соблюдении которого право на труд обеспечивается правом на жизнь достойную труда. Нормы при распределении определяются по социальным нормам от общего количества всех благ по стране и формируются от равенства рабочего времени. А их качество при распределении определяется от качества труда и квалификации. Это должно быть достижимо для  всех  и  не  должно рассматриваться в качестве привилегии, а должно быть законным для каждого члена общества и естественным в нормальном социально развитом или социалистическом обществе.
    А излишки от норм и тех продуктов труда, которые не входят в обязательный ассортимент – на рынке, если все обеспечены необходимыми для нормальной жизни социальными благами.  В этом случае экономика уже работает от потребностей населения и всей страны во всех средствах по оговоренным принципам равноправия и справедливости, которые необходимы всему обществу для своего развития, сохранения здоровья и защиты от посягательств жить по своим законам, а потом уже для торговли и формирования прибыли.

    В советской стране абсолютная защищенность была характерна только для номенклатуры, когда ею осуществлялся полный контроль над рынком как труда, так и всех материальных благ. И в этом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа, которое формируется при государственном капитализме и однопартийной системе на какой-либо авторитарной основе при скрытой или явной классовой, национальной или религиозной и прочей неприязни к определённой части населения на идеологическом уровне, где явная забота наблюдается только в отношении определённой группы людей. 


          III Субъекты и объекты социальной защиты.

    Анализ проблемы социальной защиты предполагает  получение  ответа  на следующие вопросы: Кто защищает? Кого защищает? От чего защищает?  То есть выясняется, что является субъектом социальной защиты, кто является  объектом защиты, и наконец, что из себя представляют источники социальной незащищенности.
    К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей,  различные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками. К объектам социальной  защиты  относится:
  Во-первых, все население. В  данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья  нации, создание условий для духовного иинтеллектуального развития.
  Во-вторых, отдельные   группы   и   слои   населения,   например,   социальная   защита интеллигенции, военнослужащих, МВД, работников  образования,  здравоохранения  и культуры и т.д.
  В-третьих, объектом социальной  защиты являются социально уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и женщины.
    Остановимся на рассмотрении  роли  и  функции  субъектов социальной защиты.


           IV Государство.

    Оно должно быть главным субъектом социальной защиты, выражающим как интересы общества, так и интересы граждан и это должно быть его  неотъемлемой функцией. Но роль государства различна при осуществлении вышеуказанных видов социальной защиты. Если обеспечение ограниченной защиты от государства почти не требует ограничения рынка, то осуществление социальных гарантий обязательно предполагает ограничение рыночных отношений и в этом случае государственное участие уже не может быть опосредованным, разрабатывая  и принимая нормы социальных гарантий.

    Например, правовые акты, регулирующие трудовые отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда для обеспечения трудящихся должны нести не только чёткие процессуально-юридические нормы при таком обеспечении, но и нормы количественных и качественных характеристик жилья, сроки предоставления и освобождения этого жилья, специфические нормы зависящие от профессии и учитывать многие другие постановления, акты и нормы связанные с жилищным благоустройством человека для соблюдении закона о социальных гарантиях.

    Вопросы организации здорового и полноценного питания, обеспечение одеждой необходимой в быту, на работе и на отдыхе по достойным человека нормам и фасонам тоже не должно быть обойдено вниманием государственных структур. Как и вопросы энергообеспечения, чистой водой и канализацией; общественными видами транспорта, средствами связи и информации, и всё это должно быть в соответствии с количеством населения, организованного для обеспечения нормального функционирования всего общества и для создание прочного внутреннего социального мира при высоком жизненном уровне населения.   


    Должен быть прописан характер и порядок медицинского обслуживания и нормы социального обеспечения в старости и при инвалидности, установлен минимального уровень денежного обеспечения для приобретения товаров несоциальной сферы и для организации отдыха после работы. В США минимальная почасовая ставка зарплаты равна 12$. Там этой зарплаты обычно достаточно, чтобы снимать нормальное жильё, иметь хорошую одежду и питание, но вопрос обеспечения социальных норм во многом зависит от механизма функционирования экономики. В настоящее время в развитых странах социальная защита по необходимым нормам гарантирована всем законопослушным гражданам участвующих в общей экономике общества и там проблемы, связанные  с определением необходимого минимального уровня обеспеченности, в основном, решены. Даже такой вопрос, как должны обеспечиваться те, кто находится на общественном иждивении, должны ли они пользоваться теми  же благами и иметь такой же уровень обеспечения, что  и граждане, принимающие активное участие в полезном для общества труде.

    Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду  в  результате непредвиденных  событий,  от  которых  никто не может быть застрахован. Болезнь, несчастный случай и другие ситуации требуют организации социального  обеспечения  на  государственном  уровне.  Несчастья,   которых человек не  в  силах  ни  предусмотреть,  ни  избегать,  несомненно  требуют общественной нейтрализации. Не обходиться без участия государства и решение проблемы борьбы с последствиями спадов в экономической активности и сопровождающим  их ростом массовой безработицы. Это один  из  самых  сложных вопросов человеческого общества и Россия уже начала испытывать  давление этого социального пресса.

    Однако, обладая  огромными  людскими и природными ресурсами,  государство   имеет   реальную   возможность подчинить экономику для обеспечения социальной защищённости граждан и на этой  основе  расширить масштабы государственного вмешательства в экономику страны для организации населения и производства необходимого для благополучной жизни всего общества.  Последнее не  означает,  что  граждане не  избавлены от тяжелой обязанности решать какие-то собственные экономические проблемы, а заодно и проблемы своего выбора. Но какой выбор в экономическом плане? Работать на благо общества и иметь от общества необходимое для жизни, или не работать и ничего не иметь. Или быть наказанным за воровство.

   Реальным  источником  власти  государства  для обеспечения социальной защиты граждан от любого произвола может быть только контроль над производственно-распеделительной сферой. Государственный  аппарат, управляющий   экономической деятельностью, должен  контролировать не столько материальные стороны жизни граждан, сколько соблюдение закона о его социальной защищённости и в его ведении оказывается распределение всех средств, необходимых для достижения этой цели. На этой основе чиновник должен решать, как лучше и с минимальными потерями соблюдать этот закон и найти способы для осуществления и соблюдения этого закона. В любом случае, распределение труда основано на свободном выборе гражданами своих занятий из предложенных на рынке труда, а право на труд должно гарантировать человеку право на жизнь достойную труда. Жизнь человека труда всегда  должна соответствовать результатам его труда.
      
    А свободный рынок не может гарантировать стабильность доходов. Но такие требования всегда раздаются от  тех,  чьи  доходы  снизились  в  результате снижения эффективности производства, а не эффективности их труда, ведь человек как работал, так и продолжает работать, а получать стал значительно меньше. Но на рынок в суд не подашь. В условиях свободного рынка государство  не  может  гарантировать  стабильность доходов.  А  если  такие  гарантии  даются  лишь  части  граждан, то   они оказываются в привилегированном положении,  причем  за  счет  других,  чья защищенность очевидно снижается, тогда о какой справедливости может идти речь? Только о капиталистической, ибо капиталист не хочет терять СВОЮ ПРИБЫЛЬ, урезая её себе от зарплаты своих трудящихся. С точки зрения капиталистической политэкономии это справедливо.
    Нетрудно доказать, что  создание  для  всех граждан гарантий  стабильности  их  доходов  возможно  лишь  при снижении влияния рынка. Наша действительность   показала, что всеобщие гарантии рассматривались нами как цель, к которой мы все стремимся, а в действительности все происходит совсем не так. Гарантии давались и  сегодня еще даются по частям то одной группе граждан, то другой. В результате в тех слоях общества, которые не получили эти гарантии, постоянно растет неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим значение социальных гарантий в общественном сознании повышается и люди желают их  реализации любой ценой. Итак, с уверенностью можно заключить, чем  больше  мы  стремимся  к абсолютной социальной защите, воздействуя государственными  рычагами  на механизмы рынка при производстве средств социальной сферы, тем более реальной оказывается наша защищенность. Поэтому влияние рынка необходимо урезать именно при производстве и распределении средств социальной сферы и возникает необходимость воспользоваться для этого опытом социально развитых стран.

    Таким образом, в  подходе  к  определению  меры  социальна  защиты  и государственного вмешательства в процесс становления общества социальной защищённости, справедливости и согласия нужны взвешенность и непредвзятость, а для  сбалансированности  экономической  эффективности  и социального прогресса необходимо согласие и сотрудничество большинства членов общества.


             V Профсоюзы.

    Они являются важнейшим субъектом трудовых отношений. Их  деятельность по защите интересов трудящихся регламентируется международными  конвенциями, национальными законами   и   трудовыми    договорами    (соглашениями) с предпринимателями. В сфере деятельности профсоюзов  находится  широкий  круг социально-экономических проблем. Их решение оказывает  существенное  влияние на уровень социальной зашиты трудящихся. Это прежде всего  уровень  и  формы оплаты труда продолжительность рабочего дня и ежегодные отпуска, медицинское страхование и социальное обеспечение и др.
    Деятельность  профсоюзов  как  регулирующего  начала   в   социально-экономической защите  трудящихся  характеризуется  «встроенной»  в  рыночный механизм социальной ориентацией. Это находит  свое отражение в технологии заключения коллективных трудовых  договоров, которая предполагает элемент борьбы. Именно в борьбе, в процессе «социального диалога»  стороны  приходят к согласию, удовлетворяющему и тех и других и способствующему как повышению уровня социальной защиты трудящихся, так и росту доходности предпринимательской деятельности.
    Коллективные договоры являются сегодня главным средством осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов сначала  фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в законодательстве.
   
    В  тактике  борьбы  профсоюзов  следует  различать  средства  мирного отстаивания социально-экономических интересов трудящихся и конфронтационные методы. К мирным методам  следует  отнести  систему  «социального  диалога»: участие в  парламента,  местных  органах  власти, в процессе коллективно-договорного регулирования и в других институтах, существующих в рамках демократической системы. К конфронтационным методам относятся забастовки.  В начале 90-х  годов в тактике российских профсоюзов преобладали методы давления и шантажа - забастовки с политическими требованиями, которые наряду с другими факторами поставили экономику на грань полного развала.

           VI Союзы предпринимателей.

    Впервые возникли в Великобритании, Германии, Австрии в конце  начале 19 в. и представляли  собой  объединения  предпринимателей  отдельных областей,   городов, отраслей промышленности. Через свои союзы предприниматели добивались  установления  выгодных  им  таможенных  пошлин, транспортных тарифов и вели совместную борьбу против рабочих. С развитием капитализма росло количество этих союзов и усиливался процесс их централизации.
    Первый общенациональный союз предпринимателей - Национальная ассоциация промышленников - был создан в 1895г. в  США.  В настоящее время общенациональные союзы предпринимателей созданы во всех развитых капиталистических странах.
    Интересы предпринимателей  в системе общественных интересов четко обозначены - не  только сохранение,  но  и  увеличение  уровня  и  масштаба доходности  предпринимательского  дела.  Эти  цели  справедливы  и  достойны уважения и поддержки. Их реализация требует всестороннего  учета  требований профсоюзов.  Поэтому  предприниматели  вынуждены   активно   участвовать   в сохранении  достигнутых  стандартов  уровня  жизни  трудящихся.  Для   этого работодатели,  во-первых,  участвуют  в  формировании  различных страховых фондов.  Например,  во  Франции  они  перечисляют  денежные  суммы  в   фонд социального страхования здоровья, равные 13,5%, а рабочие и  служащие - 5.5% объема заработной платы. Во-вторых, способствуют улучшена условий труда, медицинского и бытового обслуживания непосредственно на предприятиях. В-третьих, вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и дополнительные выплаты. Традиционные тарифные разряды в последние годы всё более утрачивают свое значение. Появляются такие системы оплаты груда, в соответствии с которыми  заработная  плата  ставится  в   зависимость   от эффективности производства. В ряде индустриально развитых стран наблюдается индивидуализация заработной платы. Вводятся формы оплаты, увязанные не с текущей выработкой, а с общей компетенцией работника, его потенциальными возможностями. Новейшая тенденция в этой области - соединение участия в результатах с бригадном подходом. В соответствии  с  этой  системой  рабочие участвуют не только в прибылях,  но  и  в  убытках.  Кроме  того,  сочетание участия в результатах с бригадным подходом впервые ставит компенсацию  труда в зависимость от эффективности производства на стратегическом уровне.

            VII Взаимодействие субъектов социальной защиты

    Для экономической науки представляет интерес характер  взаимодействия субъектов социальной зашиты и эта наука давно обнаружила закономерность, которая отражает объективную необходимость их взаимодействия. В этом  треугольнике  связей  и отношении  ведущая  роль  принадлежит  государству.  Две   другие   стороны - профсоюзы  и предприниматели находятся в постоянной   «оценке», в непрекращающемся конфликте. В их борьбе следует  различать  два  результата: негативный и позитивный. Преобладание одного из них, в частности позитивного,  зависит  от  многих  факторов,  главным  из  которых  является государственное вмешательство в отношении между профсоюзами и предпринимателями с целью удержать из борьбу в созидательных рамках.
    В настоящее время в развитых  капиталистических  странах  эта  борьба имеет позитивные результаты, о  чем  свидетельствуют   успехи  в  социальном прогрессе и высокие стандарты социальной   защиты  трудящихся.  Напротив,  в России  в  начале  90-года»  наметилась  противоположная  тенденция.   Это объясняется тем, что профсоюзы имеют дело  только  с  государством,  которое выступает в двух лицах: как предприниматель и в своей традиционной  роли.  В силу  этого  вместо  созидательной  борьбы мы столкнулись с диктатом, к которому прибегают то профсоюзы, то  государство.  Например,  организованные профсоюзами забастовки с их шантажирующим характером закончились  повышением заработной платы в  таких  масштабах,  что  не  хватало  наличности  для  ее выплаты. С другой стороны, государство ответило  беспрецедентным  повышением
цен  вместо  обещанной  либерализации.   Экономический   кризис   продолжает углубляться. Жизненный уровень катастрофически падает, а граждане России  не могут рассчитывать на социальную защиту со стороны государства.

     VIII Источники социальной незащищенности и практика их нейтрализации

    Повышение эффективности  социальной  защиты  трудящихся  предполагает анализ источников социальной незащищенности и изучение мировой  практики  их нейтрализации. Источники незащищенности -  это  факторы,  которые  в  данный момент  оказывают  понижающее  влияние  на  уровень  жизни  людей.  Проблема
социальной  защищенности   осложняется   тем,   что   трудный   переход   от тоталитарной  командно-административной   системы   к   рыночной   экономике происходит в условиях глубокого, всеохватывающего кризиса. В связи с этим  в России сложилась парадоксальная ситуация, при которой все факторы тем самым превратились в источники незащищенности населения, а не наоборот.
    Главная причина, которая способствовала этой метаморфозе -  это  сама социально-политическая система, которая внутренне содержала ошибочные установки для определения приоритетности социально-экономических  интересов.

    Социально-экономическая политика Российского государства в начале 9О-х годов характеризовалась отсутствием комплексной  системы  социальной  защиты населения, а действующие ее отдельные элементы работали в аварийном режиме и до сих пор так работают.


      Источники социальной незащищенности. Эти источники можно разделить на две группы: абсолютные и  относительные.

      К первой группе относятся те, которые при любой направленности  их  динамики однозначно влияют на защищенность трудящихся - снижают ее в той или  иной мере. Они следующие: безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы.

      Вторая группа включает такие источники, которые только при  ухудшении их динамики становятся источниками незащищенности. К ним следует отнести: несправедливое распределение доходов; снижение уровня  личного  потребления; сокращение  объема  и  снижение  качества   медицинских   услуг,   ухудшение социального обеспечения и социальной помощи; обострение жилищной проблемы; несоблюдение законов о социальных гарантиях.

      Механизмы нейтрализации источников социальной незащищенности. Экономическая мысль осознала, что невозможно раз и навсегда решить проблему социальной защиты людей. В силу направленности общественного развития она возникает перед обществом снова и снова и каждый раз для ее решения необходимы  нестандартные  подходы.  Мировая  практика  разработала достаточно эффективную система нейтрализации источников социальной незащищенности.
      Она  включает:  экономические,  социальные,  политические  и правовые механизмы.

       Экономический механизм включает: разработку социально-экономических программ; развитие жилищного строительства; развитие лёгкой и пищевой промышленности;  выплату пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения; индексацию  заработной  платы; представление населению льготных кредитов и др.
       Социальный   механизм    предполагает:    активизацию    деятельности общественных организаций  (общество  потребителей,  армии  спасения,  фондов милосердия); развитие отношений социального партнерства и взаимопомощи.
       Особое  значение  имеет  правовой   механизм.   Он   предусматривает: законодательное  обеспечение   правовой   защищенности согласно закона о социальных гарантиях населения;   правовое воспитание населения и др.
       Немаловажное   значение   в   нейтрализации   источников   социальной незащищенности имеет политика. Политический механизм,  создает  условия  для формирования единого экономического и валютного  пространства;  согласования социально-экономической политики  между  регионами  и  странами;  повышения общей социально-экономической стабильности.

       Практика нейтрализации источников социальной незащищенности. Рассмотрим подробнее главные из перечисленных  источников  и  сравним различные подходы их нейтрализации.


           1 Безработица.

       На  основе   централизованного   планирования   бывший   СССР   сумел практически ликвидировать  безработицу,  в  результате  чего  этот  источник незащищенности  исчез.  В  начале  3О-х  годов   было   провозглашено,   что отсутствие безработицы - это завоевание  социализма.  И  это  «завоевание»  в условиях  резкого  снижения  реальной  оплаты   труда   было   очень   легко достигнуто. Однако сколько-нибудь  продуманного  экономического  обоснования этой в своей основе социальной установки никогда не было.
       Избавившись от страха потерять работу люди  стали  довольно  небрежно относиться к  своим  обязанностям,  и  поэтому  производительность  труда  и эффективность производства были очень низкие.
       В проблеме безработицы следует выделить два аспекта. Первый  из  них - рациональное   использование   факторов   производства   и   повышения   его эффективности.  Экономике  противопоказана  как  полная  занятость,  так   и чрезмерно  высокая  безработица.  В  первом  случае  экономика  страдает  от
инфляции спроса, низкой  эффективности  производства,  применения  командных методов распределения трудовых ресурсов и других крупных  неприятностей.  Во втором - она сталкивается с нарушением социально-экономических прав человека.  Второй  аспект - социальная  защита  трудящихся  от   последствий безработицы.
       Именно второй аспект является предметом нашего анализа.

       В  развитых  капиталистических  странах  под   безработным   понимают трудоспособного   человека,   желающего   трудиться,   но   не   получающего возможность найти работу в соответствии со  своим спросом. Безработица характеризуется двумя показателями. Первый из них - уровень  безработицы.  Он исчисляется как отношение количества зарегистрированных полностью безработных к численности всего трудоспособного населения, выраженное в процентах. Второй - продолжительность безработицы.
       Индустриально развитые страны давно осознали  пагубность  безработицы для экономики и трудящихся. Так, по  подсчетам  Министерства  торговли  США, рост безработицы на 1% означает недополучение ВНП в сумме 68 млрд.  дол.  По другим оценкам, каждый дополнительный процент роста безработицы увеличивает расходы федерального бюджета на решение проблем связанных с безработицей на 25-30 млрд. дол.
       Но кроме общественных потерь есть и сугубо личные, которые не могут быть возмещены никакой материальной поддержкой безработного. Потеря рабочего  места оборачивается в сознании человека разрушением всех традиционных ценностей, которые в первую очередь связаны с трудом (самоутверждение,      материальное благополучие, возможности для профессионального роста, социальный статус т.п.). Установлена четкая связь между ростом безработицы и количеством психических заболеваний, разводов, самоубийств и др. социально  опасных  явлений. Особенно страдает от безработицы молодежь. Она уходит в подпольный бизнес, в ее среде растет преступность и наркомания.

       Осознание необходимости социально-экономической защиты трудящихся от негативных последствий безработицы способствовало разработке соответствующей государственной политики и программ воздействия государства на рынок труда. Существуют три основные направления государственного регулирования сферы занятости: во-первых, программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы,  направленные  на  подготовку  и  переподготовку  рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы.  Например,  в  США на протяжении последних 15-20 лет был принят ряд законодательных актов, на основании которых разрабатывались крупномасштабные программы по названным направлениям.
       Следует различать три вида финансовой помощи безработным:  во-первых, пособия  по  безработице;  во-вторых,  помощь  по  безработице;   в-третьих, помощь,  обеспечивающая  минимальный  прожиточный  уровень,  в   том   числе частичное возмещение платы  за  квартиру  и  некоторые  другие  коммунальные услуги.
       Эти выплаты являются, образно говоря, движением  вниз  по  социальной лестнице - при окончании срока получения пособий и отсутствии места работы человеку выделяется помощь по безработице и т.д.
       Самой существенной социальной помощью потерявшим работу является пособие по безработице. Оно выплачивается  из  специального  фонда,  который формируется по-разному.
       В  ФРГ в его создании участвуют на равных трудящиеся и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов  предпринимателей  выше - соответственно 70 и 60%, а в США, Италии и н  которых  других  странах  этот фонд создается полностью  за  счет  средств  предпринимателей. В Швеции в образовании фонда участвует и государство, которое вносит примерно 32%,предпринимателей - 63%, а трудящиеся только 5%.

       Пособие  по  безработице  выплачивается  во  всех   капиталистических странах. Его размер составляет в среднем от 40% заработка во Франции до  60-80% в Японии. Промежуточное положение занимают США и  ФРГ,  где  его  размер составляет соответственно  50%  и  60-80%  заработка.  Получателями  пособия могут  быть  лица,  зарегистрированные  на  бирже  тру.  да.  Как   правило, необходимы два условия, при которых может  вымачиваться  пособие:  первое - наличие  определенного  трудового  стажа;  второе  -  наличие  определенного
страхового стажа, т.е.  необходимо,  чтобы  претендент  вносил  определенное время взносы в страховой фонд.

       Наиболее основательно условия выплаты пособий по безработице разработаны в ФРГ, где они весьма жесткие. Например,  чтобы  получить  право на пособие в течение 4 месяцев, трудящийся должен иметь трудового  стажа  не менее 3-х лет и 1 год страхового стажа. Для получения пособия по  безработице
на 6,8,10 и 12 месяцев во всех случаях необходимы трудовой став не  менее  4
лет и страховой стаж соответственно 1.8,24,30,36 месяцев.

       Основные отличия между странами по данной проблеме  касаются  условий выплаты и длительности сроков  получения  пособия.  Наиболее  благоприятными для трудящихся можно считать условия получения  пособия  по  безработице  во Франции. Здесь выше  сроки  получения  пособий,  а  условия  более  щадящие. Например,  для  того,  чтобы  в  течение  3  месяцев  получать  пособие   по безработице, во Франции необходимо проработать всего  лишь  1  год  и  иметь страховой стаж 3 месяца. Все трудящиеся,  проработавшие  всего  лишь  год  и
успевшие сделать взносы в  фонд  страхования  по  безработице  в  течение  6 месяцев, имеют во Франции возможность  получать  пособие  по  безработице  в возрасте до 49 лет до 15 месяцев, а с 55  лет  при  тех  же  условиях  -  21 месяц.
      
       Обращает на себя внимание опыт Японии и Швеции. В  Японии,  например, не нужны никакие условия для получения пособия, но зато и сроки меньше,  чем в других странах: не менее 3 и не более 10 месяцев. Объясняется это двумя причинами:  национальной  традицией  пожизненного найма и традиционно невысоким уровнем безработицы, который  ниже, чем в других странах, примерно в 3 раза.
       В Швеции размер пособия не увязан с размером  заработной  платы,  а также с семейным  положением  безработного. Пособия выплачиваются каждому безработному в виде фиксированного дохода.
       Его размер один из самых высоких в мире. По этому  показателю  Швеция уступает   только  Японии.  Продолжительность  получения  пособия  в  Швеции составляет минимум 60 недель, а максимум - 90 недель.
       Помощь по безработице - это продолжение  процесса  социальной  зашиты трудящегося  в  случае,  если  в  течение  периода  получения  пособия   по безработице он не смог решить вопрос о трудоустройстве. Этот  вид  помощи  в одних странах выплачивается в виде твердой ставки. Например, во  Франции, она составляет от 65 до 180 франков в день на одного человека и  зависит  от возраста. В других странах - это доля в заработной плате (в  ФРГ-  56-58%)  В США и Японии такая помощь не существует.

       Сроки  выплаты  помощи  в   различных   странах   различны.   Помощь, обеспечивающая  минимальный  прожиточный  уровень  а  частичное   возмещение квартплаты и некоторых других коммунальных услуг выплачивается  государством трудящимся, которые могут по какой-либо причине получить пособия или  помощь по безработице (или уже истекли сроки их получения),  а  трудоустроиться  по не зависящим от них обстоятельствам так и не смогли. Эта помощь меньше,  чем уже рассмотренных два вила, но зато она выделяется без ограничения срока.
       В  России  процесс  социально-экономической  защиты   трудящихся   от безработицы  находится   в   зачаточном   состоянии,   Многие   проблемы   в законодательном  порядке  еще  не  решены.  А  те  нормы финансовой  помощи безработным,  которые  были  установлены,  уже  давно  съедены  галопирующей
инфляцией.

       4 Инфляция.

       Данный источник незащищенности является  одним  из  самых  тяжелых  и трудноизлечимых недугов современной  экономики,  Рождается  эта  болезнь  на денежном  рынке,  поражая в дальнейшем весь экономический организм. Выражается инфляция в дисбалансе спроса и предложения, проявляющемся в скачкообразном и непрерывном росте цен. Но это не единственный  ее  признак. Она имеет место и при стабильных ценах, если они сочетаются со всеобщим хроническим дефицитом, т.е. отставанием предложения от спроса.
       От инфляции страдают  в  первую  очередь  трудящиеся,  то  неизменный уровень катастрофически снижается. Это  происходит   во-первых,  посредством девальвации сбережений;  во-вторых,  результате  снижения  текущих  реальных доходов; в-третьих, вследствие деформации системы налогообложения.
       Инфляция приводит к  уменьшению  покупательной  способности  денежной единицы. От этого в  первую  очередь  страдают  граждане,  имеющие  денежные сбережения и хранящие их в виде наличных денег на банковских  счетах  или  в форме облигаций. Каждое новое повышение цен  сокращает  количество  товаров, которые они могут приобрести.

       Защитить интересы граждан в данном случае возможно  путем  увеличения процента по вкладам, который должен быть  несколько  выше,  чем  темп  роста цен. Этим удается уберечь  сбережения  от  обесценивания  и  увеличить  приток вкладов, обеспечивая тем самым инвестиционный процесс важным  источником. В этом же направлении должно действовать и  государство.  Поскольку  оно  не сумело предупредить развитие этой болезни, то  необходимо  обеспечить  менее болезненное ее протекание. Поэтому государство должно давать гражданам возможность свободно вкладывать свои сбережения в акции и недвижимость.
       Экономика  нашей  страны  подвержена  подавленной  инфляции.  В  этих условиях собственники сбережений страдают не только  от роста цен, но  и  от физической утраты части денег. Это связано с тем, что в условиях  всеобщего дефицита  невозможно  полное  их  отоваривание.   Возникает   парадоксальная ситуация: определенную сумму денег, воплощающую  результаты  прошлого  труда людей, не удается превратить в товары, потому что она утеряна.
       Одна из защитных мер в этом случае  -  индексация  вкладов.  В  нашей стране она была проведена в 1991г. Вклады граждан  были  увеличены  на  40%. Выплата компенсации была намечена на 1993г. Однако этой  акцией  государства были защищены интересы  только той части граждан кому в 1991г. была разрешена   целевая   выплата - на   приобретение   предметов   длительного пользования. Для остальной части граждан, которой компенсация  выплачивалась в 1992г., она  уже  ничего  не  значила,  так  как  была  полностью  съедена инфляцией.
       Одной из мер  социально-экономической  защиты  от  инфляции  является индексация заработной платы. Повышение  заработной  платы  в  соответствии  с ростом общенационального  индекса  розничных  потребительских  цен  получило особенно  широкое  распространение   во   Франции,   Бельгии,   Люксембурге, Нидерландах, Дании,  Греции,  Португалии,  США  и  Канале.  В  этих  странах действует порядок, установленный  либо  правительством,  либо  согласованный при заключении коллективных договоров. В ФРГ,  Австралии,  Швеции  и  Японии профсоюзы   предпочитают   прямое    коллективно-договорное    регулирование заработной платы с учетом роста цен. Пересмотр индекса розничных  цен  имеет страховую специфику.
       Так, в Бельгии и Люксембурге ставка повышается при росте индекса  цен
на 27%, в Греции - каждые 4 месяца, в Испании  и  Португалии  -  ежегодно  с
учетом предполагаемой инфляции в будущем году.

       Инфляция пожирает не только сбережения. Она снижает и уровень текущих реальных доходов. Это характерно  для  нашей  страны,  в  экономике  которой действуют  механизмы  подавленной   инфляции.   Известно,   что   индексация номинальных доходов и другие известные методы защиты населения  от  инфляции имеют отношение лишь к денежным характеристикам благосостояния  и  бессильны в условиях  всеобщего  дефицита.  Не  меняется  положение  потребителя  и  в условиях открытой инфляции.
       Благосостояние людей снижается и в результате  возникновения  эффекта инфляционного налогообложения. Этот эффект появляется только в той экономике, где существует прогрессивная система налогообложения. Государство, защищая своих граждан от инфляции  осуществляет  индексацию  их номинальных доходов. В результате налогоплательщик получает больший доход одновременно он перемещается из одной группы налогоплательщиков в другую, с более  высокой  ставкой подоходного налога. По своей покупательной способности более высокий  доход  может  оказаться  меньше  по  той  простой причине, что его дает теперь не только инфляция но и более высокая  ставка подоходного налога.

       5 Милитаризация экономики и военные конфликты.

       Этот источник незащищенности занимает особое место. Это  связано  с тем, что он, во-первых, носит глобальный  характер.  Каждый  без  исключения человек в той или иной степени испытывает негативное  влияние  милитаризации экономики и войн. Ежегодно из бюджета каждого из нас на эти цели  отбирается в среднем 41 дол..., а в некоторых развитых странах, включая и бывший СССР, эта сумма выше более чем в 10 раз.  Во-вторых,  милитаризация  экономики  и войны угрожает самой жизни человека. Известно, что в течение последних 5 тыс.лет имело место 15 тыс. больших  и малых войн, в ходе которых погибло  4 млрд. человек.
       Нейтрализация этого источника социально-экономической  незащищенности людей - проблема общечеловеческая. Конец 80-х  начало 90-х годов характеризуется положительными сдвигами в этой области. Однако для России данная проблема усугубляется ее статусом правопреемницы СССР. На  ее  плечи легли,  по  существу,  все  проблемы  содержания  армии  бывшего СССР, что естественно, сказывается негативным образом на благосостоянии народов России.
       На повестку дня поставлен вопрос проведения конверсии как важнейшего средства ликвидации отрицательных последствий милитаризации экономики.

      6 Экологические проблемы.

       Необходимо констатировать, что  мировое  сообщество  оказалось  не  в состоянии   обеспечить   социально-экономический   прогресс,   не   обостряя глобальные  проблемы.  Одной  из  наиболее  сложных  и   острых   становится экологическая проблема.  Следует  признать,  что  в  ее  решении  невозможно достичь экологической ситуации, скажем, 17в. Однако человечество,  с  учетом нашей приспособляемости, вполне  может  улучшить ситуацию, удержать ее в определенной норме, и защитить людей от экологической катастрофы.

     7 Несправедливое распределение доходов.

     Мировая практика знает три способа распределения доходов – рыночный, административно-командный и законодательный. Ни один из них в чистом виде не может справедливо решить эту проблему.
     Для рыночного механизма  характерен  один  критерий  распределения - любой доход, полученный в результате конкуренции на  рынке  товаров,  услуг, капиталов  и  рабочей   силы   считается   справедливым.   Однако   рыночное распределение не учитывает  интересы  работников  фундаментальной  науки, а также граждан, которые по своему  социальному  статусу  выступают  в  данный  момент только  в  качестве  потребителей  (инвалиды,  дети,  старики ).  То,   что справедливо с точки  зрения  законов  рынка,  оказывается  несправедливым  с общечеловеческих  позиций.  Процесс осознания этого факта сопровождался довольно  острыми  социальными  конфликтами.  В  результате  он   завершился  расширением социально-экономических функций государства. В одних странах это происходило постепенно, в меру объективной необходимости путем налоговых и социальных реформ и установлением законом определённых норм на социальные блага, тогда как на заре становления страны Советов - путем   слома рыночного механизма и замены его административно-командным.

     С общечеловеческих позиций можно считать справедливым такое распределение  доходов, которое гарантирует реализацию неотъемлемого социально-экономического  права человека - права на повышение стандарта благосостояния, обеспечивающего   ему достойное существование. Такая постановка вопроса предполагает сравнения  результатов, достигнутых в странах, экономика которых функционирует на основе того или иного механизма распределения доходов и социальных благ.
     Одним из важнейших показателей, который может служить основой сопоставления пропорций, распределения доходов и удовлетворения социально-экономических интересов различных групп и слоев населения, является удельный вес  фонда  заработной  платы  всех  работников промышленности и других отраслей народного хозяйства в национальном  доходе. Статистические данные свидетельствуют, что за последние 120 лет он фактически не изменился, колеблясь в пределах 60-80%, в том числе  в  США  в1970г. он равнялся 65%, а в 1985г.- 64%. Что касается бывшего СССР, то  этот показатель составил в 1908г. 54% и в 1928г.- 51.8%, после чего  снизился  до 33.4% в 1950г .,32,2% - в 1960г., затем к 1985г. вырос до 36.6%.
     Будучи одной из  самых  низких  в  мире,  доля   заработной  платы в национальном доходе в бывшем СССР  соответствует самому низкому   по   мировым стандартам уровню  средней  реальной  зарплаты.  Это  говорит,  во-первых,  о несправедливом распределении национального дохода, а, во-вторых, о том,  что зарплата у нас утратила свои  основные  экономические  функции - стимулятора качественного труда и повышения его производительности.
    Труд, утративший свою  законную,  экономически  обоснованную  долю  в национальном доходе, наказывает производство тем,  что  низводит  до  своего уровня качество всех остальных факторов производства.

    В  США  заработная  плата, как основная форма доходов трудящихся, органически встроена в рыночный механизм. Ее социальный характер объясняется тем, что ее уровень и динамика обсуждаются и фиксируются в коллективных договорах между юридически свободными партнерами - профсоюзами и предпринимателями. Ни одна из сторон не вправе выйти за  рамки рыночного механизма, проявляющегося в колебаниях деловой конъюнктуры, в государственной политике и пр. Любые попытки прибегнуть к использованию внеэкономических методов давления на партнера практически исключены. В этом смысле политической инфраструктуры американского общества, которая не дает буржуазии возможность присваивать большую, чем это принято по историческим и социальным нормам, часть вновь созданного  продукта.  Об  этом  говорит  и исключительно стабильная доля заработной  платы  в  национальном  доходе,  и высокий уровень жизни трудящихся. 

    Что касается остальных источников незащищенности этой группы,  то  их появление связано с социально-экономической несостоятельностью  общественных фондов потребления.
    В бывшем Союзе заработная плата была оторвана от решения проблем социального обеспечения, получения образования, медицинского обслуживания и обеспечения жильем.  Все эти блага и услуги распределялись через общественные фонды потребления.      
    Распределение благ и услуг через общественные фонды потребления осуществлялись на основе принадлежности  человека к тому или иному ведомству или отрасли, которая и определяла его социальный статус, а следовательно, и его долю в этих фондах. Чем важнее ведомство, тем больше доля.

       4 Проблемы  социальной защиты военнослужащих

    Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе и   Вооруженных   Сил,   обусловили   необходимость   усиления    социально-экономической защищенности военнослужащих.
    Относясь к специфической сфере  занятости,  военнослужащие  выполняют социально ответственные  функции, возложенные на них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются  в  предметах  потребления,  услугах, жилье,  необходимых  им  для  качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается  на  полноте выполняемых обязанностей.
    Сложные политические  события, перерастающие  порой  в  вооруженные конфликты, недальновидные политические решения, способные;  поставить  перед военнослужащими в течение  коротко  периода   времени  проблему - как  быть? Пример этому - события  в Прибалтике, Грузии, Молдове, Армении,  Азербайджане и т.п. Факты говорят о том, что военнослужащие и их  семьи  лишаются  иногда самого  необходимого  для  существования,  не  говоря уже о выполнении воинского долга. Практика подтверждает, что они имеют определенные права де-юре, а практическая их реализация представляет сегодня спорно разрешимую проблему, обостряющуюся в связи с резким сокращением численности Вооруженных Сил.
    В свой практике, особенно в развитых странах,  проблемы  защищенности военнослужащих решаются путем  комплексного  взаимодействия  всех  факторов, обеспечивающих. этой категории  трудовых  ресурсов  нормальные  условия  для повседневной жизнедеятельности и  качественного  выполнения  возложенных  на них специфических задач. В  настоящее  время  в РФ  для  военнослужащих  права и социально-экономические гарантии определены    пакетом социально-экономических законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их  потребностей. Но их практическая реализация  по  некоторым  направлениям  будет  затруднена, несмотря  на  то,  что  приняты  в  законодательном  плане соответствующие решения. Сюда  следует  отнести:  обеспеченность  жильем,   трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание.

    Обеспеченность  жильем - это  самая  острая  проблема  в  современных условиях в Российской  Федерации.  Кризисные  явления  в  экономике,  распад союза,  образование  национальных Вооруженных Сил привели к свертыванию жилищного строительства в целом  и в Вооруженных  Сил  РФ  в частности. Армия бесквартирных военнослужащих растет из года  в  год,  насчитывая в своих рядах многие десятки  тысяч  человек.  Отсутствие  служебной   площади  в гарнизонах  по  причине  ее  общего  недостатка вынуждает военнослужащих снимать «углы» у частных лиц.
    В связи с этим их семьи живут на грани полунищенского существования, так как компенсация за наем жилья на практике составляет лишь незначительную долю затрат. Удовлетворить потребности в жилье за  счет наращивания объемов строительства в создавшейся  ситуации  невозможно  из-за недостатка строительных  материалов,  техники,  энергоносителей и их дороговизны. Высокая рыночная стоимость и продолжительные сроки строительства не позволяют воспользоваться уволенным в запас военнослужащим безвозвратной ссудой на приобретение жилой площади, так как размер их пенсий и возможных накоплений не дает возможность сделать соответствующие взносы в кооперативные организации либо строить жилье самим.
    Возведение служебного жилья проблематично по той же причине. На военнослужащих и членов их семей сказывает и растущая безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую  профессиональную подготовку, подвержены вынужденной  безработице.  Причем  она  порой  длится годами.  Кроме того, увольняемые  военнослужащие  испытывают трудности при устройстве на работу в силу специфики их  военной  деятельности. В первом случае Законом предусмотрены выплаты компенсаций или пособий со стороны государства безработным членам семьи. Во втором - предписывается профессиональная ориентация и соответствующая подготовка уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности  трудоустроиться  в течение определенного периода на новом, уже постоянном месте жительства.  При  отсутствии  условий  реализации  законов  соответствующей инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.

    Серьезную проблему представляют, особенно  для  наиболее  отдаленных гарнизонов,  вопросы  социально-бытового обеспечения. Отсутствие школ, детских садов, поликлиник, учреждений бытового обслуживания отрицательно сказывается на жизни  военнослужащих и их семей. Кроме того, это затрудняет и без того сложную жизнь подобного рода гарнизонов. Так как решение всех проблем осуществляют, как правило, сами гарнизоны то бытовые неурядицы создают немало проблем для основной деятельности военнослужащих, ухудшают моральный климат в коллективах. Создание необходимых элементарных социально-бытовых услуг в воинских  гарнизонах - крайне  необходимая  мера,  которая потребует значительных финансовых, материальных затрат и определенного времени. А это опять-таки трудно разрешимые проблемы в ближайшей перспективе.
    Перечисленные выше основные проблемы социальной защищенности не исключают наличия других, воздействие которых на военнослужащих в определенные периоды времени молот быть более значительным, поэтому важно проявлять заботу о них, исходя из того, что это одна из  категорий населения Российской Федерации, которая обязана выполнять свои  функциональные обязанности, жертвуя, если понадобится жизнью.

       5 Заключение

       Сущность  социально-экономической  защищенности  граждан  состоит   в законодательном обеспечении их  экономических, политических,  социальных  и иных прав и интересов. Различают два вида социально-экономической защищенности: ограниченную и абсолютную. Ограниченная социально-экономическая защищенность - это обеспечение  всем членам общества гарантированного минимума денежного дохода для приобретения необходимого продукта на их рынке для своей жизнедеятельности.
       Абсолютная защищенность представляет собой законодательно обеспеченное  государством гарантированное благополучие какому-то лицу, категории граждан или всему населению в относительно мирный период развития общества. Сумели же, например, сформулировать и издать «Закон о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел» от 23 марта 2011 года!  Почему для всех своих граждан нельзя???
       Субъектами социально-экономической защищенности являются; государство,  профсоюзы,  союзы  и  ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.
       Источники социально-экономической  незащищенности  подразделяются  на две группы - абсолютные и относительные. К абсолютным  источникам  относятся те, которые при  любой  направленности  их  динамики  однозначно влияют на защищенность граждан - снижает ее. Это прежде всего безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы.
       Вторая группа включает такие источники, которые только при  ухудшении их динамики становятся источниками  незащищенности. Это несправедливое распределение доходов и социальных благ, снижение  уровня  личного  потребления,  сокращение объема  и  снижение  качества  медицинских  услуг,   ухудшение   социального обеспечения и сокращение социальной помощи, обострение жилищной проблемы.
       Переход к  рыночному  механизму  функционирования  экономки  обострил все проблемы социально-экономической жизни общества, ещё больше разобщая население по уровню доходов и обеспечения граждан социальными и прочими благами цивилизации.


          Выводы.

       По Марксу эволюционную работу для социалистов проделает капитализм посредством несовершенства экономики основанной на конкуренции и прибыли, а не на потребностях населения. Марксисты должны только сосредоточиться на идейном и организационном воспитании рабочего класса, способного совершить революцию для свержения власти буржуазии и установив свою власть. Устранив частную собственность, но сохраняя товарно-денежные отношения и их монополию в распределении средств для жизни они не смогли добиться равномерного и справедливого распределения даже самых необходимых средств для жизни, ибо получая зарплату пропорционально труда многим организовать свою жизнь достойно труда просто нет никакой возможности из-за разных условий жизни. Когда не удаётся организовать труд людей без жёстких, насильственных мер в социально-экономических отношениях, о каком равноправии и справедливости, кроме буржуазной, может идти речь???
       
        И Бакунин считал необходимым уже в недрах существующего общества, опираясь на сознание населения, создавать структуру будущего. Когда она станет достаточно сильной и работоспособной, то разрушит гнилую оболочку капитализма, сохранив по мере возможности его достижения. В этом случае социалисты тоже ведут идейную и организационную работу среди трудящихся, мобилизуя мощную партию единомышленников для парламентской борьбы, чтобы потом формировать экономику для равномерного удовлетворения потребностей населения в жизненных средствах от количества и квалификации труда.
       Получив большинство в парламенте социалисты, не устраняя частную собственность, устанавливают СВОИ ЗАКОНЫ для сокращения власти и монополии капитала при монополии ЗАКОНА на социальные гарантии для населения при распределении социальных благ и следят за исполнением этих законов. Таким образом, устранив антагонизм между трудом и потреблением необходимых для жизни продуктов труда, когда капиталисты и рабочие живут по одним законам их потребления, социалисты, придя к власти демократическим, парламентским путём, а не фашистским, вооружённым, насильственным путём, как это было сделано в России, при поддержке населения создали социально развитые государства без бедности и нищеты трудящихся.

       Когда справедливым считается то, что способствует достижению максимальной материальной и духовной свободы для заинтересованности в труде подавляющего большинства членов общества, разве не к этому сегодня стремится передовое человечество и разве не об этом мечтали социалисты прошлых веков???

     Максимальная заинтересованность всех, и в первую очередь наиболее способных и результативных членов общества, чтобы дать им возможность развиваться и дальше, даже когда допускается частная собственность и значительное материальное неравенство, то это условие принимается, но только при наличии честной состязательности, без воровства, грабежа, насилия, т.е. при соблюдении юридических и правовых норм для обеспечения социальной справедливости.    Именно это мы наблюдаем в современных социально - ориентированных государствах. Там стимул к добросовестному труду настолько велик, что нет необходимости принуждать к труду или агитировать за труд.


      О каком социализме при Сталине может идти речь??? Как и о развитом при Хрущёве или Брежневе…. Сталина можно сравнить разве что с Петром I или с Иваном Грозным, которые тоже строили могучее государство на костях своего народа. А вот Наполеон и Гитлер хотели строить могущество своего государства на костях чужих народов и ещё надо подумать, кто больший преступник.
    Нельзя быть немного беременной, как и не может быть мало или много социализма, или какого-либо другого социализма.
    Либо право на труд ГАРАНТИРУЕТ КАЖДОМУ ПРАВО НА ЖИЗНЬ ДОСТОЙНУЮ ТРУДА, И ИМЕННО В СОЦИАЛЬНЫХ БЛАГАХ, И ТОГДА ЭТО СОЦИАЛИЗМ, либо не гарантирует, и тогда это что угодно, но только не социализм!!!     А уж тем более не коммунизм, ибо коммунизм - это гарантии ещё и на средства коммуникаций (энергия, вода, канализация, средства связи, информации, транспорта)!!!


     А свои выводы, уважаемые, делайте сами…     Только едва ли они у вас он будет конструктивными...



        А это для информации -

       http://www.stihi.ru/2015/09/29/3028