Встреча Шри Кришны и Билвамангала Тхакура

Андрей Адикави
I.
Святое Имя повторяя,
неспешно путник мерил шаг.
А за спиною, остывая,
тлел в старой хижине очаг.

Он стал паломником недавно
и жизнь навечно изменил.
Пусть для других все это странно,
но так себя он вдохновил.

Да, он – слепой, но не с рожденья,
а, видя бренность суеты,
сам выколол без сожаленья
глаза, что не были чисты.

С решимостью, достойной славы,
отправился он в дальний путь.
Ведомый тонким вкусом бхавы,
желая Кришне долг вернуть.

Хотя не помнит наш герой
когда от Кришны отвернулся,
как вечный потерял покой
и в мир страданий окунулся,

но твердо знает, что желает
слугой вайшнавов снова стать,
что Кришна Сам тем помогает,
кто хочет все Ему отдать.

II.

Паломник вдруг остановился,
не зная верно где и как
свернуть к деревне, поклонился
и к Кришне обратился так:

«Мой дорогой Господь, лишь Ты -
источник вечного блаженства.
Твой образ полон красоты,
сияния и совершенства.

Я рад, что эти воплощенья
все применю для прославленья
Тебя, мой дорогой Хари!!!

Мой дорогой Господь  Хари,
меня, пожалуйста, веди
слепого, глупого, хромого.
В чем верный долг мой укажи
и сладость Намы покажи -
нет для меня пути иного»!!!

И сокрушаясь от разлуки,
но чувствуя конец пути,
воскликнул: «Где же флейты звуки?!
Куда же дальше мне идти»?!

Внезапно путник слышит рядом:
«Могу ли чем я вам помочь?
Приют дают здесь в доме каждом.
Тем более, что скоро ночь».

«Да, да, конечно!» и смущенный,
что помощь быстро так пришла,
герой наш, снова вдохновленный,
сказал: «О, добрая душа,

ты прав, действительно я ждал,
кто скажет, близко ли Вриндаван?
Я от разлуки с ним устал»!

«Вриндаван близко, вы  - у цели.
Кого хотите здесь найти?
А если вы в пути устали,
могу на отдых отвести».

«Ты отведи меня умыться
к Ямуне, воды чьи чисты.
И, может, суждено случиться,
там... Кришна встретится, как ты».

«Вам нужен Кришна! Вот удача.
Наверно, Кришна звал вас Сам.
Я всех Их знаю, но задача-
какой же Кришна нужен Вам»?

«Однако твой вопрос смущает.
Ведь Кришна был здесь лишь один.
И твой слуга не понимает,
что ты сказал мне, господин»?

«Смирение всегда приятно…
И раньше многие смущались,
когда им было непонятно,
как формы Кришны в Нем вмещались.

Вы помните, как Кришна жил
в чудесной Двараке средь моря,
как Бхаумасару убил,
избавив девушек от горя?

Могучий демон похищал
принцесс невинных и прекрасных.
В пещере горной он собрал
шестнадцать тысяч душ несчастных.

И честь царевен защищая,
Шри Кришна демона убил.
Геройский подвиг совершая,
тех девушек освободил.

Принцессы, Кришну увидав,
влюбившись, сразу осознали,
что лишь Ему сердца отдав,
получат мужа, как мечтали.

Шри Кришне девушки сказали:
«Возьми нас замуж, умоляем.
Ах, Кришна, долго же Тебя мы ждали!
И лишь Тебе служить желаем»!

И Кришна так на них женился,
что те и не предполагали:
Он в столько форм распространился,
что всем хватило, как желали.

Шестнадцать тысяч форм являя,
Господь для каждой мужем стал
и, эту лилу продолжая,
всех жен Он в Двараку забрал.

III.

Так вот, Шри Нарада был гостем
у Кришны в Двараке желая
шестнадцать тысяч и сто восемь
Его все форм увидеть зная,

что в стольких же дворцах
живет всех душ Великий Господин
и Сам пример всем подает,
как совершенный семьянин.

Мудрец дворцы все обошел
и с восхищеньем удивлялся,
как Кришна в роль Свою вошел,
и царской жизнью наслаждался.

В одном дворце – с детьми играет,
в другом – с женой обед вкушает,
а в третьем – Сам гостей встречает.

В четвертом – споры разбирает,
а в пятом – просто отдыхает.
В шестом – законы утверждает.
В седьмом – в алтарной убирает.
В восьмом – Сам о Себе читает.

Властитель Мистики смутил
и озадачил гостя чудом:
одновременно Кришна был
отцом, бойцом, царем, супругом.

Так Кришна Нараде открыл
Свое могущество и славу,
и вновь с триумфом подтвердил,
что Джаганнатха – Он по праву.

Шри Нарада, сдержав волненье,
с почтеньем голову склонил,
и, в сердце, утвердив смиренье,
поклоны Кришне предложил.

И, улыбаясь про себя,
мудрец так к Кришне обратился:
«Мой дорогой Господь, любя
Твои деяния, молился,

чтоб Ты мне дал благословенье
на проповедь во всех мирах,
выказывая всем смиренье,
Тебя мог видеть в их сердцах».

Шри Кришна объявил решенье:
«О, сын Мой, Я теперь желаю,
что йога-майи проявленье
тебя не ввергнет в заблужденье.
Тобой довольный, обещаю»!

IV.

Билвамангал Тхакур упал
к ногам рассказчика рыдая:
«О, юный друг, Ты милость дал,
к невежде сердцем сострадая.

Ты вдохновил меня понять,
как Кришна может проявляться,
и, если Кришну прославлять,
то это значит с Ним общаться.

Теперь Вриндаван стал родным.
О Кришне все напоминает.
Я слышу каждый звук живым,
и счастье сердце наполняет».

Так был спасен Билвамангал
за жажду чистого служенья.
С тех пор он бхаджаны слагал
и видел Кришну без сомненья.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Бхава - седьмая из восьми ступеней вайшнавской йоги. Означает начало развития чистой любви у индивидуальной души  к Личности Бога.

2. Нама - Святое Имя Бога.

3. Где же флейты звуки?  - Шри Кришна играет на флейте и паломник жаждет встречи с Ним.

4. Вриндаван - деревня (сейчас уже город) в Индии. Пять тысяч лет назад Шри Кришна нисходил на Землю и жил во Вриндаване.  Вриндаван в вайшнавской теологии считается проявлением Духовного мира и поэтому святые люди могу увидеть Шри Кришну во Вриндаване и в наше время.

5. Ямуна - река, протекающая во Вриндаване.

6. Дварака - Когда Шри Кришна стал взрослым юношей, Он решил жениться и для Своих жен построил город Двараку на острове, который был создан по приказу Шри Кришны в океане с левой стороны от Индийского субконтинента в нескольких километрах от берега. После ухода Шри Кришны с Земли остров Дварака был опущен под воду и в настоящее время археологи обнаружили его и исследуют.

7. Бхаумасура - очень сильный демон в теле человека.

8. Лила - игра, развлечение. По вайшнавской теологии Бог не работает, а развлекается со Своими преданными, разыгрывая разнообразные игры.

9. Шри Нарада - великий святой, который в духовном теле служит Шри Кришне в материальном мире, имея особые полномочия.

10. Джаганнатха - одно из имен Шри Кришны, означающее Владыка Вселенной.

11. Бхаджан (множественное число "бхаджаны") - песни религиозного содержания.


Хотя Шри Билвамангала Тхакур был рожден в южноиндийской брахманической семье (примерно 10 век н.э.) , он прекратил следовать своим духовным обязанностям из-за порочной связи с  проституткой по имени Чинтамани, удовлетворявшей его разнообразные желания. Вследствие своей похоти он стал привязан к ней и неистов. Однажды поздно ночью, хотя был сильный ливень,он отправился( бросился )на свидание с ней, не смотря на только что завершенный обряд (ритуал) шраддха по своему умершему отцу. Его не остановили даже бушующий шторм и вздымающиеся волны. В иллюзии вожделения  он схватился за проплывающий труп, считая его бревном, и пересек бурную реку. Обнаружив,что ворота на замке, он взобрался на стену по кобре, которую по глупости принял за веревку.

Увидев Билвамангалу вымокшим до нитки, горящим огнем желания и совершенно изнеможденного, Чинтамани посоветовала ему: “Ты так сильно привязан ко мне, но мое тело - всего лишь  мешок из  костей и плоти. Лучше бы ты так сильно привязался к служению блаженному Господу Говинде. Ступай во Вриндавану, и там ты найдешь полное удовлетворение и вечное счастье”.

На пути во Вриндавану Билвамангалой овладели материальные желания. Он возжелал жену брахмана. Стыдясь своих оскверненных желаний, он выколол свои глаза булавкой для волос, которую он попросил у этой женщины. Отныне слепой Билвамангала был тверд в своем стремлении не сворачивать с духовного пути.

Принимая дикшу (духовное посвящение) от вайшнава по имени Сомагири, он получил имя Лилашука, поскольку он был знатоком в описаниях мадхурйа-лилы (супружеские игры) Радхи и Кришны. Когда он пел об играх Говинды (одно из имен Шри Кришны) и играл на своей вине(струнный музыкальный инструмент), то испытывал такой экстаз, что миллионы объектов чувств теряли для него свое значение.

Во Вриндаване Шри Кришна лично дал Билвамангале прасадам (освященную пищу) и отвел его в тихое место для отдыха. Вначале Лилашука не понял, кем был этот милый мальчик-враджаваси (житель Вриндавана). Однажды Бихари Лал (маленький Кришна) заиграл для слепого на своей чарующей флейте. Внезапно Билвамангалой овладело неудержимое желание узреть прекрасную сладкую форму Шйамасундары. Осознав, что этот “мальчик-враджаваси” был никем иным, как Господом его жизни и любовью его сердца, он бросился, желая дотронуться до Кришны. Игривый Гопала коснулся руки Билвамангалы, засмеялся, любя,- и убежал. Вздохнув, Билвамангала сказал: “Ты можешь убежать от моей руки, но Тебе никогда не покинуть моего сердца”.