Смысловая природа личности

Галина Кошелева Новосибирск
г.Новосибирск, Институт Экономики, Психологии и Права
Факультет «Психология»

автор КОШЕЛЕВА Галина Алексеевна

Научный руководитель, Зав. кафедрой психологии Новосибирского университета, Кандидат психологических наук, Доцент ПЕРВУШИНА Ольга Николаевна.

Защита 01 марта 2002г. Тема: «Смысловая природа личности, исследованная через призму поэтического творчества.»

Идея № 1. Возможность построения диаграмм - взято из теории математика Налимова.
Идея № 2. Отнесение внутреннего смысла стихов - по настроениям и состояниям взято из древнеиндийской поэтики.
Благодаря этим двум идеям удалось провести само исследование.

Построение схематичных линий позволило наглядно проверить соотнесение событий жизни и состояний поэтического вдохновения.
Градация: низкий уровень = 0, средний уровень = 5, высокий уровень = 10.
Ритмы жизненного интереса приблизительно схожи по увеличению или уменьшению.
Но ритмы линии поэзии неравномерны:
на схеме № 1 / 1995-1996гг - от 0 до 2 / линия поэзии очень низкая
на схеме № 2 / 1996-1997гг - от 7 до 10 / линия поэзии высокая
на схеме № 3 / 1997-1998гг - от 7 до 10 / линия поэзии высокая 
на схеме № 4 / 1998-1999гг - от 7 до 5 / снижается к концу года на средний уровень
на схеме № 5 / 1999-2000гг - от 5 до 3 / снижается ниже среднего уровня
на схеме № 6 / 2000-2001гг - от 3 до 1 / практически исчезает

Соотнесение по 10 поэтическим настроениям по древеиндийской поэтике.
Таблица показалась достаточно любопытной в плане исследования.

ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ
гг. 1995-1996 / 1996-1997 / 1997-1998 / 1998-1999 / 1999-2000/ 2000-2001
1. ЛЮБОВЬ / 2 / 10 / 7 / 12 / 5 / 1 /итого 37
2. ИРОНИЯ / 1 / 1 / 1 / 1 / 0 / 0 /итого 4
3. СОСТРАДАНИЕ / 0 / 6 / 8 / 4 / 2 / 0 /итого 20
4. ГНЕВ / 2 / 0 / 0 / 1 / 0 / 0 /итого 3
5. МУЖЕСТВО / 2 / 1 / 3 / 5 / 1 / 0 /итого 12
6. СТРАХ / 1 / 0 / 0 / 0 / 0 / 0 /итого 1
7. ОТВРАЩЕНИЕ / 1 / 1 / 1 / 1 / 0 / 0 /итого 4
8. ОКРОВЕНИЕ / 5 / 16 / 15 / 2 / 5 / 0 /итого 43
9. ОТРЕШЕННОСТЬ / 3 / 18 / 16 / 12 / 10 / 2 /итого 61
10.РОДСТВЕННАЯ близость / 0 / 9 / 8 / 6 / 5 / 1 /итого 29   

итого / 14 / 64 / 57 / 45 / 28 / 4 /итого 212             погрешность подсчета ±2

При исследовании и написании работы автора работы потрясало то, что он делает – измеряет количество стихов, содержание, строит графики - полный абсурд. Как можно измерить грусть, или любовь, или сострадание? Но автор нашел в себе силы закончить эту работу. И, чтобы обратиться к такой теме, нужно было иметь в душе определенное мужество и решимость...

ВЫВОДЫ по КОНТЕНТ-АНАЛИЗУ исследований:
Тема: «Смысловая природа личности, исследованная через призму поэтического творчества»

1.Первая связь. Событие жизни - появление стихотворения.
Способность писать стихи у автора есть, а желание это делать и продолжать – исчезло. Почему? Все, что является необычным, новым, вызывало желание это описать. Это могли быть новые знакомства, ощущения, состояния, новые жизненные ситуации. Как только события начинали повторяться, становиться знакомыми, испытанными, желание их описывать исчезает.

2.Вторая связь – цикличность перемен времени года.
Появляется абсолютно разный всплеск эмоций, чувств, появление свежести восприятия. Но по внутреннему содержанию стихи разные: весной появление эмоций нежности, летом – радости, осенью – грусти, зима вносит философскую ноту в мысли.

3.Третья связь – соотнесение с теорией МАСЛОУ.
Согласно его концепции последовательного удовлетворения базовых потребностей  - если не решены более низшие потребности, высшие потребности отходят на второй план и не реализуются. Например, в случае болезни – не удовлетворены физиологические потребности, а также потребность в защите и безопасности. В случае потери работы - подобное соотнесение, но добавляется потребность в любви и принадлежности к социальной группе. При приобретении новой работы – потребность в уважении и самоуважении высокая, потому, пока человек не закрепится устойчиво на новом месте, более высшие потребности направлены только на освоение нового материала.

4. Четвертая связь – количественное соотношение поэтических настроений.
Разделение по состояниям возможно точно, но затруднение было в том, что подразумевать под любовью, потому автором отнесены все виды любви – к человеку, природе, земле, Родине, друзьям. По смысловому содержанию очень много стихов относятся к отрешенности, откровению, любви, родственной близости. Практически не появлялось поэтического настроения иронии, ненависти, страха, отвращения. Такое настроение, как мужество очень потребовалось, когда в стране был финансовый кризис и его последствия отразились на всех нас. Самое большее количество поэтического настроения отрешенности. Очень малое количество состояний гнева, страха, ненависти, отвращения может говорить: об отсутствии этих качеств в характере личности автора, а так же о нежелании закреплять на бумаге отрицательные эмоции, передавать эти состояния другим людям. Суггестивный фактор воздействия (или внушения) доказывается в подробном разборе поэтических настроений.

5. Пятая связь - с теоретическим разделом о СПОСОБНОСТЯХ.
Судить о присутствии таланта автор не может. Может только позволить сказать себе об определенном достижении мастерства в написании стихов. Но для большего уровня поэтического выражения через слово - нужно непрерывно и очень много трудиться, чтобы достичь высот – чистой поэзии. Перерыв в творчестве, безмолвие - возможно, это понимание своего несовершенства в точности отображения состояний через стихи.

6.Шестая связь - соотнесение с теорией ФРОММА.
Показ смысловой природы личности через призму именно поэзии говорит об обретении некоего нового опыта. Формирование личности привело к способности вступить в состязание со многими другими поэтами на поприще поэтического творчества, при этом осознавая отчетливо определенное несовершенство своих творений в сравнении, например, с классиками литературы. Но если цель человека – самопознание и самореализация, то творчество человека позволяет ощутить себя творцом и иметь более наполненное смыслом существование жизни.

7.Седьмая связь - соотнесение с теорией ЮНГА.
Согласно концепции Юнга, та «персона», которая описывала окружающий мир, события и людей, была разной, но она в описании постоянно описывала не что-то находящееся вне «персоны», а свою «тень». Анализируя события и тексты стихов, автор может отчетливо увидеть, что описывает то, что не хочет знать о себе. Это есть собственные состояния сознания, которые автор приписывает внешнему миру.
Проявление «анимы» и «анамуса»  помогали входить в образ или женщины, или мужчины, или создавать совмещение в одно целое этих образов, создавая некий полифонический образ.
Основу архетипов матриц коллективного бессознательного показывают такие образы, как: «Пречистая Дева», «Мадонна», «Снежная королева», «Странник», «Путник», «Рыцарь». Это говорит о способности выстраивать определенное содержание и рассказывать определенные истории о себе и о мире.
Согласно теории Юнга, может быть даже бессознательный перерыв общения с внешним миром, чтобы, возвратясь к миру  внутреннему, получить некое психическое обновление.

8. Восьмая связь – соотнесение с теорией ДЖИНДЖАХАШВИЛИ.
Постоянно происходила такая связь событий и появление стихов, как проявление «психологического катарсиса». Об этом написано в теоретической части работы выписок из книги Слитинской «Бессознательное психическое и творческий процессс». Согласно концепции Джинджахашвили, психологический катарсис – это удовлетворение «балансорной установки сознания», т.е. выравнивание сознания с бытием. Активная форма деятельности, например, через поэзию, устраняет эмоциональный дефицит и преобразовывает саму реальность, поэтическое настроение «отрешенности» помогает это ускорить. В пассивной форме деятельности этот процесс носит характер замещения реальности грезой, мечтой. Автор считает, что по этой причине много стихов, связанных с поэтическим настроением «откровение». Сама по себе потребность удовлетворения балансорной установки сознания является непреходящей и сводится к устранению чувственного дефицита.

9. Девятая связь – соотнесение с теорией АССАДЖИОЛИ.
Согласно его концепции психосинтеза личности, по сути, поэтическое творчество и есть поле психосинтеза. Познавая свои глубины, темные стороны личности, человек должен научиться их контролировать, обрести опыт. Поле сознания включает анализ чувств, мыслей и побуждений. Поднятие их до сферы сверхсознания через интуицию и вдохновение и образует поле психосинтеза, в котором и происходит самореализация высших способностей. Можно достичь и высшей самости, что дает возможность выйти на свою трансперсональную сущность (самость Ассаджиоли подобна самости Юнга, слою саморелизации Маслоу).

10. Десятая связь – выявление суггестивного аспекта.
Такой фактор, как внушение определенного поэтического настроения доказывается в подробном разборе стихотворений в практической части согласно концепции древнеиндийской поэтики. И, благодаря такому разделению по поэтическим настроениям, вообще удалось исследовать в общем содержание текстов стихов и в общем соединить их с событиями.

11. Одиннадцатая связь – самопсихотерапия, как помощь клиентам.
Опыт преподнесения исследования можно использовать, как пример помощи самому себе через слово, и так же помощи другим людям в трудных ситуациях. Подробно описывается в теоретическом разделе «самопсихотерапия», как исследование со стороны общения и одиночества, а также со стороны любого творчества человека, как пути выхода из жизненного кризиса.

12. Двенадцатая связь с теорией НАЛИМОВА.
Соотнесение смысловой природы личности и выявление нетривиальных фильтров, построение двух синусоидальных линий - уровня жизненного интереса и уровня поэзии, стало возможным благодаря знакомству с теорией математика Налимова.

Смысловая природа личности, исследованная через призму поэтического творчества - это суть нетривиальный фильтр и новый, свежий подход к решению подобных исследований.

Обучение в любых высших институтах может стать толчком к максимальному раскрытию к самореализации человека.

Конкретно в случае автора это проявилась в открытии способности к поэтическому творчеству и выходе на чистую поэзию.

Цели стать психологом у автора не было, но в возможной практической работе, как психолога - стала близка клиент-центрированная терапия.