Язык, который я придумал. Вёзь-Вещ-Весть

Сергей Безнастный
продолжая
Вёзь-Вет-Весть - http://www.stihi.ru/2013/04/15/4306
Вёзь-Вид - http://www.stihi.ru/2013/04/16/4708
Вёзь-Ведь-Вежь - http://www.stihi.ru/2013/04/17/3275
Вёзь-Вить - http://www.stihi.ru/2013/04/18/3358
Вёзь-Вост-Ват - http://www.stihi.ru/2013/04/19/3359
Вёзь-Вод - http://www.stihi.ru/2013/04/22/5411

Ранее уже рассматривались слова образованные от морфем восходящих к ВЁЗЬ, которые связаны со смыслами знание, сакральное знание, божественные силы, умение общаться с духами и богами. ЗАВЕТ, наставление, совет, наказ, данные потомкам, последователям. ПРОВИДЕ;НИЕ, высшая божественная сила. ВЕДУН, волшебник, знахарь, ворожея. ВЕДЬМА, колдунья, чародейка. ВЕДЬМАК, колдун. ВЕДЫ, теологические трактаты. ПРАВЕДНЫЙ, знающий древние наставления, заветы. СПРАВЕДЛИВЫЙ, действующий согласно древних заповедей. ВЕЖЛИВЕЦ, колдун. ВЕЖЕВАТЬ, ритуальный разговор с духами.

Морфема ВЕЩ и производные от неё слова восходят всё к тем же начальным значениям морфемы ВЁЗЬ и часто связаны со смыслами "божественное знание", "божество".

#ВЕЩЬ. Вещь, вещий, вещун, вещать, вещание, вещба, совещание, совет, священство, святой, совесть, свет, светоч, светило, звезда, светик, светок, цвет, квести, квесть, квет, весть, вестовой, авеста, свастика.

ВЕЩЬ, Даль, «…веща; арх. каз. умалит. вещи;ца, вещи;чка; нечто, предмет, отдельная единица, всякая неодушевленная о;собь; в обширном смысле, все, что доступно чувствам. || Пожитки, движимое имущество, мн. вещи. || Менее правильно: дело, поступок, случай, происшествие. "Всякой вещи время"…»
ВЕЩЬ, Фасмер, «…заимств. из цслав., ср. ст.-слав. в;шть… Из праслав. *vektь (или из *ve;ktь, ср. чеш.). Исконнорусск. было бы *вечь…»
ВЕЩИЙ, ВЕЩУН, Фасмер, «…вещу;н… др.-русск. в;штии "мудрый"… Согласно Миклошичу (Mi. EW 390), из *ve;d-ti;o- от ве;дать, весть; см. также Преобр. 1, 110…»
ВЕЩАТЬ,  ДАЛЬ, «…сказывать, говорить, объявлять, поведать, проповедывать, поучать...»
ВЕЩАНИЕ,  ДАЛЬ, ст. вещать, «…длит. действие по глаг. вещать...»
ВЕЩБА,  ДАЛЬ, ст. вещать, «…прорицание, предсказание; гадание, ворожба… Заговор, слово при заговоре...»
ВЕЩИЙ,  ДАЛЬ, ст. вещать, «…кому все ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель...»

Следует понимать, что ВЕЩЬ, как "нечто, предмет, отдельная единица, всякая неодушевленная особь", представляет понятия отвелечённые, обобщающие, сформировавшиеся в языке в более поздние времена. Изначально ВЕЩЬ имело смыслы сакрального знания, действия, как и сохранившиеся формы ВЕЩИЙ, ВЕЩУН, ВЕЩАТЬ и другие. Вероятнее всего, что первично словом ВЕЩЬ обозначали только те предметы, которые были связаны с ритуалами познания божественных указателей пути. Здесь интересны слова СОВЕЩАНИЕ и СОВЕТ.

СОВЕЩАНИЕ,  Ефремова, «…Заседание с целью совместного обсуждения чего-л… Участники такого заседания...»
СОВЕТ,  Ефремова, «…1) Наставление, указание как поступить в том или ином случае. 2-а) Совещание, заседание, совместное обсуждение каких-л. вопросов. 2-б) Участники такого совещания, заседания, обсуждения. 3) Распорядительный или совещательный коллегиальный орган при каком-л. учреждении, организации и т.п. 4) Название некоторых органов государственного управления, состоящих из выборных или назначенных лиц...»
СОВЕТ,  Фасмер, «…Заимств. из цслав., ср. др.-русск. съв;тъ, также св;тъ… Далее см. -вет, ве;че...»

Совещание, совет как процесс получения указателей, знания – это, несомненно, ритуальное обращение к высшим силам, богам. Языческие ритуальные действия подробно описаны в различных источниках, в том числе и у Рыбакова. Далее, уже развиваясь, эти слова получили и новые значения, уже оторванные от начальных значений. Очень важно указание Фасмера на близость форм "съв;тъ" и "св;тъ". На то же соотнесение со смыслом "божественное знание" указывают и слова СВЯЩЕНСТВО, СВЯТОЙ, СОВЕСТЬ.

СВЯЩЕНСТВО,  Ефремова, «…1) Божественная сила, благодать.2-а) Звание, сан священника. 2-б) Деятельность священника. 3) Священники...»
СВЯТОЙ,  Даль, «…духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божественную… о человеке: непорочный и угодный Богу, первообраз человека...»
СОВЕСТЬ,  Фасмер, «…Заимств. из цслав., ст.-слав. съв;сть… Подробнее см. ведать...»
СОВЕСТЬ,  Ефремова, «…Чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом...»

Безусловно, на слова СВЯЩЕНСТВО, СВЯТОЙ, СОВЕСТЬ наслоились смыслы, с которыми они широко употреблялись в ЦСП, но также очевидно и то, что сами эти слова в своё время заимствовались в ЦСП из языческих верований. Потому СОВЕСТЬ – божественные указатели пути, божественное знание, внутренний свет, указующий уму Человека правильные пути и ожегающий его, когда тот отклоняется от дарованного знания.

СВЕТ,  Ефремова, «…1-а) Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым. 1-б) Освещение, исходящее от какого-л. источника. 1-в) перен. Внутренняя озаренность, возникшая под влиянием какого-л. чувства. 2-а) Место, откуда исходит освещение. 2-б) Освещенное место, пространство. 3) Источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улице. 4) разг. Восход солнца; рас~. 5) Светлое пятно на картине, передающее наибольшую освещенность какого-л. участка изображаемого; блик. 6) Употр. как символ истины, разума, просвещенности или радости, счастья...»

Здесь необходимо заметить, что "истина, разум, просвещенность, радость, счастье" – это не переносные, а прямые значения слова СВЕТ, восходящего к начальным значениям морфемы ВЁЗЬ. Свет представляет по древним верованиям одну из высших божественных сил – Солнце, Сень, Светило, Ярило. О культе почитания Солнца говорится у многих и многих авторов. Здесь нет смысла повторять на эту тему. Без СВЕТА Человек слеп, не может видеть никаких знаков и путей, не может иметь какое-либо знание и т.д.

СВЕТОЧ,  Ожегов, «… 1. В старину: большая свеча, факел. 2. перен., чего. Носитель высоких идей свободы, истины, просвещения (высок.). С. мира. С. разума...»
СВЕТИЛО,  Ожегов, «… 1. Светящееся небесное тело. Движение небесных светил. Дневное с. (солнце; устар.). Ночное с. (луна; устар.). 2. перен. Знаменитый человек, прославленный деятель (высок.). С. науки...»

Опять же следует подчеркнуть, что СВЕТОЧ - "носитель высоких идей свободы, истины, просвещения"; СВЕТИЛО - "знаменитый человек, прославленный деятель". И это не переносные значения, а начальные, описывающие выдающегося человека, божество, указывающего путь последователям.  От СВЕТ происходит огромное количество слов с его прямыми и переносными значениями. Но здесь надо рассмотреть ещё одно - ЗВЕЗДА. Чередования СВЕСТЬ-ЗВЕСТЬ-ЗВЕЗДЬ приводит нас к известной нам сегодня форме ЗВЕЗДА. И ЗВЕЗДА, как и СВЕТИЛО, указует путь, что и сохранилось в дошедшем до нас выражении "путеводная звезда".

ЗВЕЗДА,  Даль, «…одно из светящих (самосветных) небесных тел, видимых в безоблачную ночь. Вот и вызвездило, и звездочки показались. || Подобие небесной звезды, лучистое изображенье, писанное или из чего сделанное. Пяти-, шести-, лучная или угольная звезда. || Такое же украшение, жалуемое при орденах высших степеней. || Белое пятнышко на лбу лошади, коровы. Мерин гнед, звездка на лбу. правое ухо порото. || *Счастье или удача, та лан. "Звезда моя закатилась"...»

СВЕТИК,  Филин, 36-259, «…Цветок...»
СВЕТОК,  Филин, 36-269, «…Цветок...»
ЦВЕТ,  Даль, «…Цвет, мн. цветы;: цве;тик, цвето;к, цвето;чек; квяты...»
КВЕСТИ, КВЕСТЬ,  Филин, 13-166, «…цвести...»
КВЕТ,  Филин, 13-166, «…цветок...»

Приведенные формы СВЕТИК, СВЕТОК, ЦВЕТ, КВЕСТИ, КВЕСТЬ, КВЕТ указывают на то, что более древней формой была, вероятнее всего, форма ХВЕТ, которая согласно столбовым чередованиям Х-Ш-С поивела к образованию СВЕТ, а согласно косвенных чередований Х-К-Ч-Ц дала фомы КВЕТ и ЦВЕТ. Вместе с тем, ХВЕТ-ХВЕСТЬ напонинает о неслучайности родства форм ХВОСТ и ВЁЗЬ. Одновременно форма КВЕСТЬ говорит о былом существовании СВЕСТЬ, которая позднее преодразовалась в форму ЗВЕЗДА.

ВЕСТЬ,  Даль, «…известие, сведение откуда, уведомление или сообщение сведения; молва, слух...»
ВЕСТЬ,  Фасмер, «…Из *ve;d-tь; ср. ве;дать… Сюда же по;весть, со;весть, изве;стно...»
ВЕСТОВОЙ,  Ефремова, «…Строевой солдат, назначенный для выполнения служебных поручений офицеров; ординарец… Служащий для оповещения, подачи условных знаков; сигнальный...»

Форма ВЕСТЬ, также как и ВЕЩ, ВЕТ, изначально соотносилось с сакральными смыслами морфемы ВЁЗЬ. Подтверждением тому является слово СОВЕСТЬ. Но с течением времени начальные значения были почти утрачены, заменены переносными значениями сообщение, молва, слух, рассказ и т.д. Но БЛАГОВЕСТ, "колокольный звон перед началом церковной службы", Ефремова, даже будучи порождением ЦСП, опять же указвает на смысл "божественный указатель пути".

АВЕСТА, СТС-БСЭ, «…древнеиранский религиозный памятник; в зороастризме собрание священных книг. «Авеста» возникла, видимо, в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. Текст «Авесты» кодифицирован при Сасанидах (3-7 вв.). Содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны зороастрийским божествам. Включает многие мифологические элементы...»

АВЕСТА, безусловно, заимствование. Образование этого слова рассматривают от [;vest;], которое в свою очередь представляет собой особое, «пазендское» произношение пехлевийского слова «’pst ’k» [a;ast;;] < [apast;k]. Только вот какое странное совпадение. ПРАВЕДЬ, СОВЕСТЬ и ВЕДЫ - "божественные указатели правильного пути". И тот же самый смысл у слова АВЕСТА. Может ли являться случайным совпадением такая тождественность формы и смысла? Как-то не верится. Уже давно известно, что зороастрийцы представляют собой часть ариев, отколовшуюся от основной массы и ушедшую на восток. Если же предположить образование этого слова от ВЕСТЬ (см. выше определение Фасмера), то череда преобразований [Я ВЕСТЬ] > [ЯВЕСТЬ] > [АВЕСТЬЯ] > [АВЕСТА] выглядит вполне вероятной. И здесь та же словообразовательная модель, что и в формах ЯВОДЬ > АВОДЬ.

СВАСТИКА, Ефремова, «…Культовый знак ряда древних религий в виде креста с загнутыми под прямым углом концами...»
СВАСТИКА, Черных, 2-143, «…Первоисточник – др.-вид. svastika-, т. – "благостная вещь"...»

СВАСТИКА – ещё одно как бы заимствование в РЯ. Вспомним СВЯЩ, СВЯТ, СВАТ, СВЕСТЬ и их значения. Надо ли в таком случае искать происхождение формы СВАСТИКА и её смыслов где-либо ещё? Думается, что нет. СВАСТИКА – ВЕЩЬ в её начальном значении, сакральный знак божественного знания, указатель пути.