Экскурсия выходного дня

Северобайкальск Литературный
Чтобы сделать въездной туризм привлекательным, надо хорошо потрудиться и вложить в него немало средств. Так говорил мне менеджер по туризму в женевском бюро туризма. Именно поэтому в Швейцарии  развита туристская сеть. Каждое место посещения туристами оборудовано небольшим визит-центром, где сосредоточена вся информация туризма. На входе на территорию объекта показа стоит информационный щит со схемой площадки и основными объектами. Рядом с визит-центром  находится небольшая гостиница  со стоянкой для автомобилей и сувенирная лавка. В лавке вы можете купить фотографии посещаемого места (продаются по одной, не в комплектах, на любой выбор каждого уголка места посещения во все времена года), небольшие шоколадки, где обёртки – фотографии места посещения, и другие сувениры обязательно с указанием красот и значимости места экскурсии.
На Байкале только начинается создание туристских зон. Одним из методов привлечения туристов является проведение экскурсий.  Американские коллеги  на основании мирового опыта активно внедряют в жизнь на планете свой метод интерпретации. На мой взгляд, метод этот не нов, просто они подводят под накопленный мировой опыт свою научную основу, застолбив в туристском бизнесе свою нишу.
Одним из таких примеров стали двухдневные курсы гидов-интерпретаторов в Северобайкальске 27-28 апреля 2013 года. Первый день организаторы курсов, получившие сертификаты гидов-интерпретаторов в США, Анна Марьясова и Екатерина Поливко, рассказывали, что такое интерпретация (толкование), как можно организовать экскурсию, на что обращать внимание, с чего начать, чем завершить и т.д. Второй день был посвящён непосредственно самой экскурсии, где они уже на практике показали свой метод в действии. Гидом-интерпретатором стал Евгений Марьясов. Мы прошли новую двухкилометровую тропу от стелы до горы «Панорама» со спуском к железной дороге (БАМу).  После экскурсии каждому участнику курсов предложено разработать свою экскурсию и позднее защитить её.
Хорошее дело начато, но, на мой взгляд, не совсем в том виде, которое нужно для развития нормального туризма в нашем регионе.
Мне кажется, что экскурсии надо создавать, оформляя на них паспорта экскурсий по правилам туристского бизнеса в России.  Если разработчик экскурсии грамотно с соблюдением всех норм и правил, оформит свои экскурсии (а также сделает паспорта туристских походов), то ими, утверждённым администрацией  населённых пунктов, могут пользоваться любые желающие стать гидом. И будет создана единая база экскурсий и походов, которую можно предлагать на рынке туризма. Разработчику же будет идти определённая сумма с каждой экскурсии и похода. Тогда все создатели экскурсий и походов принесут свои разработки в общую базу данных, а не будут их хранить у себя дома под сукном. Разработка же экскурсии, приобретение авторского права на неё и право пользования лишь одним разработчиком эффекта не даст.
Имея на руках разработанную и утверждённую документацию по проведению туристских экскурсий и походов, мы можем  выводить туристский бизнес из тени с наведением в нём определённого порядка с фиксированием туристов, владением полной информации по туристскому потоку с возможностью влияния на его перераспределение  в целях уменьшения рекреационной нагрузки, определения нагрузки, связанной с уборкой посещаемых мест от мусора и т.д. Пока же у нас существует дикий туризм со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Организация подобных курсов в туристских зонах – начало большого дела в создании нормальной базы документов в туризме и нормального организованного туризма  в  экологически ранимых туристских зонах.
Татьяна Муратова
30.04.2013