Услышанное, Записанное и Исполненное

Данилов Сергей Иванович
          
                «Музыка всегда вне человека»

                *
                «Если во время прослушивания музыкального произведения твой мозг совершает такую работу,
                что ты, в буквальном смысле, мокрый от напряжения, тогда только это может быть похожим на то,
                что ты действительно научился вслушиваться в музыку, проникать в её плоть»


***

До того момента, как было что-то расслышано, присутствовало только онтологическое идеальное или абсолютное.
Всё услышанное – уже адаптированное, то есть искажённое, преобразованное, профильтрованное, «переведённое» на метаязык
и пропущенное через миллиарды обертонов разнообразных и абсолютно бессмысленных метафор.

Записанное же, - то, что именуется партитурой, но что миллионы и миллионы людей продолжают упорно называть почему-то музыкой, – это уже дважды адаптированное услышанное.

А то, что впоследствии исполняется – это уже не трижды, а десятки раз интерпретированный оригинал.

Следовательно, то, что достаётся слушателю музыки – вовсе ещё не музыка.
Требуется усилие для того, чтобы отделить интерпретированное от изначальной сути.
Не от сути замысла композитора, а от того наития, которое преобразовало композиторское ухо.
И усилие это немалое!

Неизвестно ещё, кто работает больше, - музыкант в оркестре, исполняющий только свою партию, дирижёр, соединяющий все партии в одно целое,
или слушатель в зале, внимающий хорошему оркестру из ста двадцати (в среднем) музыкантов, да ещё и хору иногда?

Так кто же на самом деле исполняет музыку?


*

3 октября 2009

***