О Севастийских 40 мучениках

Вера Гиоргадзе
                День памяти –  9 марта  (22 марта)
      
    


И – дрогнул голос батюшки… Священник
Окинул взглядом паству… Передать
Без слез-то можно ли немыслимость мучений,
На долю выпавших во Имя… им?

«…Тогда,
Взвалив на плечи ещё дышащего сына,
К повозке с мертвыми телами понесла
Дитя родное мать: «Ужель дружина
Предстанет – да пред Господом! – не вся?»

***

Случилось то в правленье Константина
Свято-Великого. Им изданный указ
Сравнял в правах язычников и Сына
Господня всех приверженцев тогда.
Ликиний  соправитель – убеждённый
Язычник! – с ним готовился к войне:
Изменою страшим, решил он тут же
От христиан очистить войско.

Падал снег
В армянской Севастии  в эту пору…
Военачальник града – злобный Богу враг!
И надо ж, под его началом – сорок
Каппадокийцев, храбрых воинов! – Ребят,
Во самом цвете юности стяжавших
Уж за собой героев славу: и млады,
Да лишь с победой из сражений-то! Безстрашно
Шли – с Богом на устах! – во все бои.
Вдруг им, Единому лишь верным! – повеленье
О приношении языческим богам
Безумной жертвы!

…На какие ухищренья
Ни шел Агри;колай, да тщетно. И вскричал:

– В темницу их!

Все предались молитве.
А ночью – голос: «… претерпевший до конца,
Спасенным будет».

Утро. И – вновь хитро
Военачальник предлагает от Христа
Отречься им, снискать бы честь земного
Царя, любовь его... Иль ненависть познать
Во всей красе!

– Мы милости Господней
Лишь только ищем, так что можешь...

– Заковать!
Но не посмел оковы наложить все ж,
Имея право на допрос лишь, хоть взбешен.

Прошло семь дней, и в город прибыл Лисий –
Сановник знатный.

А в темнице Кирион,
Один из воинов святых, все это время
Во наставлениях держаться призывал
Всех вместе, без боязни, как и прежде:
В час испытания – с молитвой!

Час настал:
Князь Лисий, воевода, люд весь – тут же…
Дружина связанной идет. Псалом поют:
«…Суди меня Твоею силою, о Боже!»
И вот предстали как один они на суд.

«Не причинят вреда ни узы и ни муки...»
В сорокачисленном полку единый дух –
Непобедимый: плоть – врагу, но Богу – Души!

– Не побоимся мы мучений беса слуг!

И – камни полетели в них... Да вот ведь,
Не в ратоборцев попадали, чудеса!
Сам Лисий взялся кинуть! – Воеводы
Тут сокрушились мигом лживые уста,
И возопил: «Клянусь богами, сила
Им помогает чья-то, волшебство!»

А Домн святой сказал: «То – Божья милость!
Коль не уверились, так мучайте еще!»

И – вновь темница… Псалмопение… Вновь – голос:
«В Меня да верящий умрет и оживет!
Дерзайте и не бойтесь мук, законно
Ведь постраждав, венцы вы примете».

Сам Бог! –
Их укрепил словами сими утешенья.
Возвеселились духом мученики в ночь.
И – вновь судилище наутро. Отреченья,
Нет, не последовало: «Идолов всех – прочь!»

***

Зима лютует, холод… Жуткий ветер!
Святых раздели донага и повели,
Вдали от города, на озеро.

…Уж вечер –
Они ж на льду: в мороз да босые! Вблизи,
Соблазном для некрепких, растопили
На берегу прям баньку. Пышущий огонь
Манит и шепчет словно: «Ну же, к «жизни»! –
Служи богам, наплюй на Своего!»

Час первый ночи. Жуть! Плоть коченеет…
И все ж не выдержал один из сорока!
Покинув братьев лик, святых почти уж, еле,
Но – побежал… Порог – и замертво упал.
При виде бегства воины взмолились:
– …На Тя мы уповаем, нам не в стыд,
Но пусть другим уразуметь – Тобой спасались! –
Хоть лютость ветра, Боже, укроти!

***

Шел ночи третий час, как свет вдруг солнца,
Совсем по-летнему, над ними растопил
Собою лёд в ногах, теплом согрел водицу!
А стража уж спала... Не спал – один.
Он размышлял: «Бегун в тепле растаял,
А этим и мороз все нипочем…»

Увидев свет, взглянул наверх: венцы сияют
Над головами! «Тридцать девять! – где ж еще?»
Уразумел, что тот один отвержен
От лика мучеников святых, потому
Недостает сорокового нимба. «Нет же!»
Одежду сбросив страж с себя, как сатану,
Воззвал тут к Богу Всемогущему: «Я верю
В Тебя, как эти свято веруют! Причти
Меня к числу их и сподобь страдать с рабами
Твоими сими!» И – к воде: «Я – христьянин!»

Его Аглаий звали – стража воеводы.
Настало утро. Глядь все: славит он Христа!
И целы-невредимы те все вроде;
И, надо ж, снова их – не мене сорока!

О, распалились до предела с гневом ярость
В груди мучителей без сердца и души:
На берег – связанных святых и – в город!

Дьявол,
Победой их пристыженный, внушил:
«На мучилище всех!» И – судьи к пыткам
Приговорили этих юных, да мужей:
Всех к наковальне и – по голеням, с улыбкой,
Тяжелым молотом со злобой беса всей.

Но – выжил Мелитон все ж, самый младший,
Чуть боле крепкий изо всех! Случилось так,
Что мать его благочестивая при казни
Безчеловечной той присутствовала… Страх
Превозмогая свой, поддерживала словом
(Боясь, не струсил бы ее любимый сын!)
Страдальцев-мучеников, воинов Христовых.
И, простирая руки к чаду: «Потерпи,
Сладчайший сын мой, и ты будешь совершенен.
Господь поможет…»

Все молились и – с «Аминь»
Вручили души Богу с жизнями навечно.
Лишь Мелитон дышал еще...
А неба синь!

На колесницы возложив тела умерших,
Его оставили в надежде: будет жив,
Уж отречется все ж, не выдержит!.. Неспешно
Везли кобылы на сожжение святых.

Вот тут-то голос батюшки и дрогнул:
Без слез рыдал отец, мужчина, брат!
Молчали прихожане… Тихо… Тронул
Рассказ о подвиге сердца… Он продолжал:

И – мать, оставленным увидев Мелитона,
Взвалив на плечи чуть живого, шла вослед
Да приговаривала: «Сын, негоже к Богу
Явиться позже сотоварищей».

…Успел…

С последним вздохом ею вскормленного млеком,
Великоматерь, испустил как сын уж дух,
Так осторожно, как лишь мать одна б сумела,
Своими ручками дитя свое к другим
Таким же детям чьим-то молча подложила
На колесницу, ко сподвижникам его…

***

Тела сожгли, но... мало, мало нечестивым!
Не успокоились на том: сгорел костёр –
Остались кости еще мучеников… Как же!
Вдруг христиане их по свету разнесут,
Частями мелкими дробя, оставят память
Об оных. Нет, нет, нет! Лишь – в воду, в реку: тут
Чтоб даже праха не осталось их! Да, только
«Господь, хранящий всех угодников Своих
Святые кости» ни одной частице в водах
Не попустил погибнуть, сохранив
Их все-все в целости!

…День третий на исходе.
Во сне блаженному Петру, что был тогда
Во граде том епископом, явились
Великомученики с просьбою предать
Останки погребению их... Вскоре,
Мужей из клира взяв с собой, епископ в ночь
Пришел на берег и – представилось их взорам
То диво дивное: сияние, точь-в-точь
Как звезды на; небе! Светились в речке кости
И те места в реке, где часть хотя бы их!
Собрав все, как во сне велели гости,
Достойно Петр блаженный положил
В честно;м укромном месте.

***

О Дружина!
Священный полк и – да! – хранители всего
И рода человеческого, жизни
Не пожалевшие младой своей, Господь
Вас не оставил: не земли плоть вас сокрыла –
Прияло Небо Самое! Отверзлись вмиг
Врата и в рай вам!

Бог – Любовь, Любовь же – Сила,
Непобедимая лишь с верою! Аминь.

В России был обычай раньше: в Память
О Севастийских муках Храбрых Сорока
Печь «жаворонков» – булочки. Крестьяне
Давно заметили особенность взмывать
Поющих птиц стремительно так в небо
И тут же камнем вниз на землю упадать,
Величьем Бога пораженным.

В мыслях предков:
«Вот так же Славословье в честь Творца
Звучит в полетах птиц, чтоб взмыть однажды
Великомучеников жизнью; без конца
Смиренно устремляясь к Солнцу Правды,
Во Царствие Небесное».

Сейчас
Все также лепят булочки из теста
"Мартком в семи портках" и по весне,
Пекут и «жаворонков» быстрых... Взвейтесь песней
О "близъ грядущемъ" Благовещенiя дне!





Kabarnos Nikodimos - "С нами Бог"


Примечания

1 Ликиний, зять Константина Великого, императора западной половины Римской империи, был императором восточной половины - с 307 по 323 год. В 313 году обоими императорами был издан указ, коим христианская религия была объявлена государственною, - уравнена с древней языческою. Но Ликиний - язычник, враждуя против Константина, ставшего решительно покровителем христианства, и, приготовляясь к войне с ним, по обольщению оракула, обещавшего ему победу, решился уничтожить христианство в предел ах своей империи, особенно же, по опасению измены, в среде своих войск.

2 Армения с городом Севастией - северо-восточная часть Малой Азии, - входила в состав восточной Римской империи.

3 Каппадокийская область - восточная часть Малой Азии, ее главный город, Кесария, славился образованием.

4 Agrios - дикий, свирепый, kolax - льстец.

5 Число сорок почиталось всегда как знаменательное, священное: 40 дней и ночей шел дождь при Ное и земля очистилась от допотопной людской плотяности (Быт 7:12); 40 лет странствовали евреи в пустыне и только тогда вступили в землю обетованную (Нав 5:6); 40 дней и ночей провел Моисей на Синае и получил скрижали закона (Исх 34:28); в 40 день от рождения первенцы еврейские были посвящаемы Богу (Лев 12:2-4), 40 дней и ночей шел пророк Илия к горе Хориву и удостоился видения Господа в веянии тихого ветра (3 Цар 19:8); 40 дней и ночей постился Сам Господь Иисус Христос в пустыне (Мф 4:2); 40 дней пребывал Он на земле после Своего воскресения, являясь ученикам Своим и говоря о Царствии Божием (Деян 1:3).

6 Совершилось здесь то же, что было с апостолами: "Иуда пошел прочь, а на его место
введен Матфий" (Деян 1 ст. 25-26); явился новый Павел, вчера дышавший гневом и прещением на учеников Христовых, а ныне благовествующий. И сей, как и оный, имел звание ни от человек ни человеком (Гал 1:1) уверовал в Господа Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей (Василий Великий Беседа на св. 40 мучеников - Твор. св. Отц., т. 8).

7 Св. Ефрем Сирин (Твор. св. Отц. т. 14 - "Похвальное слово 40 мученикам") влагает в уста блаженной матери мученика при этом такую трогательную речь: "Успокойся, сын мой, не надолго на колеснице, смешай кровь свою с досточестными кровьми, возляг на мгновение с ними, чтобы вместе же с ними достигнуть небесной обители. Иди с ними в огонь чувственный, чтобы с ними же облечься в свет истинный; войди с ними в горнило, чтобы с ними же выйти очищенным золотом. Знаю, от какой бури спаслись вы и в какую пристань стремитесь. Знаю, что вы идете к Отцу небесному, спешите занять страну, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание, где нет ни скорби, ни тления, ни грызущей зависти, ни злого врага. Почему и я, сын мой, не умерла вместе с вами? Почему и я не
включена в это светлое торжество ваше и не могу им насладиться? Ужели потому, что я грешная и достойна слез и крайнего сожаления!... Нет, не по этой причине я не иду с вами, а потому, что вы не требуете восполнения, - вы стали для Бога одною четыредесятицею, по десяти и десяти призваны на пир Евангельский (Мф 25:34)... Итак, сын мой, поелику удостоен ты такой славы, то помолись о мне Спасителю Христу, когда скажет Он вам: придите, наследуйте царство Мое, которое Я уготовал вам (Мф 25:1-13). Вспомни обо мне вместе с равночестными тебе и испроси мне награду у Отца светов, чтобы, как плоть твоя на мне испустила дыхание, так на меня дохнули щедроты Христовы, и, как кровь твоя обагрила мое рубище, так оросило бы меня милосердие Господне, и как с тобою прошла я это одно поприще, так с тобою же достигла бы обители святых, чтобы и мне вместе с вами воспеть и сказать: "Нет столь святого, как Господь, и нет праведного, как Бог наш" (1 Цар 2:2). Он вознес рог верных рабов Своих и посрамил врагов. Ему подобает слава во веки".

8 Память св. 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах на Востоке и Западе относилась к кругу праздников и памятей святых наиболее
чтимых (см. Полный мес. Востока арх. Серия, т. 1, стр. 17-19; т. 2, ч. 2, стр. 75); в состав службы им входят, по Уставу, два канона; в день памяти их облегчается строгость поста - разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно и неизменно совершать службу в порядке службы Предтечи с литургией преждеосвященных даров.

9 Пострадали св. мученики в 320 году, а в 323 году император Константин сделался единодержавным во всей Римской империи. Празднование памяти 40 мучеников совершается 9 марта, но оно иногда переносится по Уставу на другие дни, именно: если оно случится в какой-либо день первой седмицы великого поста, то служба мученикам правится в субботу, если случится оно в среду недели крестопоклонной, то служба правится во вторник той же недели, а равно если случится в четверг великого канона, то служба правится во вторник той же пятой недели; если же случится в субботу акафиста, то переносится на воскресенье пятой же недели поста.
 
[Жития святых Димитрия Ростовского: Девятый день (22.03), С. 28. Жития святых, С. 3069 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 648)]


На фото - Грузинская икона XI - XII вв.
          Музей истории и этнографии Сванетии, Местия.


22 марта 2013г.