Сказка о зеленоглазой Капельке

Галина Новикова Лебединец
     Высоко-высоко в горах в цветочном бутоне жила-была маленькая Капелька, робкая, но любознательная. Очень хотелось Капельке хотя бы на время покинуть свой уютный теплый цветок и посмотреть, что же за ним. Каждое утро Капелька ощущала прикосновение чьих-то заботливых рук, ухаживающих за ее цветочным домом; слышала чей-то голос, поющий одну и ту же задушевную песню. Когда шел дождь и гремел гром, кто-то далекий многократно повторял пугающие Капельку звуки. Но любопытной крохе все равно хотелось узнать, а, главное, увидеть то, что слышала и чьи приятные прикосновения, запахи могла ощутить. Капелька долго не решалась, но однажды ночью, когда воздух стал необыкновенно свеж, и все стихло, она покинула свое жилище. Было так темно, так страшно, что Капелька, ничего не разглядев, юркнула обратно в свой цветок. На следующий день, однако, попытка узнать мир была повторена. Но, увы, мир оставался все того же исключительно-черного цвета. Капелька поняла, что она слепа. И заплакала. Поскольку она была капелькой, то от слез становилась все больше и больше, пока не превратилась в девушку, легкую и прозрачную. Никого не могла видеть Капелька, и ее тоже никто не видел. Со временем слепая Капелька научилась настолько тонко чувствовать, что легко повторяла поступки людей, присутствие которых было приятным.
     В доме на горе жила молодая семья, трудолюбивая и дружная. Капелька знала, что хозяйку зовут Агурой. Она из знатного  черкесского рода. А замужем горянка Агура за простым казаком Иванко. Жили они трудно, бедно, но хорошо, не отчаивались, все делали вместе, помогали друг другу и никогда не ссорились.
     Капелька, не видимая Агурой, помогала ей по хозяйству. И в доме убирала, и ходила к ручью за водой, и поливала растения, и пекла пироги, и варила козий сыр, и козу Катерину доила, и семерых козлят нянчила-пасла. Получалось у Капельки и форель ловить хитроумными сетками, сплетенными из собственных прозрачных волос. Даже выучилась шить папахи для Иванко, чудные наряды для певуньи Агуры. Капельке нравилось незаметно подложить подарки и слушать радостный смех Агуры и Иванко.
     Капелька обожала птиц и зверей, бегала наперегонки с кошкой Юлькой, которая Капельку почему-то видела и легко находила в самых укромных уголках.
     Капелька любила рисовать. Обычным угольком на простых камнях, их в горах великое множество. Рисунки эти, ни на что не похожие, художнице подсказывало ее воображение. А чуткие тонкие пальцы были для Капельки глазами. Так на камнях появлялись изображения людей, зверей и птиц, диковинные цветы, горы, река – все, что девушка не могла увидеть глазами, но видела сердцем. И еще одно чудо происходило тогда, когда Капелька рисовала. На камнях вместо черных угольных вырисовывались песочные блестящие линии. Через минуту на глазах у кошки Юльки, капелькиной подружки и верной спутницы, серые камни становились ослепительно-желтыми. Юлька фыркала и, задрав хвост, убегала прочь от невыносимого сияния. Когда Иванко обнаружил чудо-камни, удивился, конечно. Ведь камни были из чистого золота. И на каждом – восхитительная гравировка-рисунок. Обрадованный столь неожиданному богатству, юноша не спешил продать золотые камни. Принес их к дому и вместе с Агурой любовался сокровищами. На одном из камней был портрет Агуры, красавицы-жены.
- Горы подарили нам ангела-хранителя! – думали молодожены. - Наш ангел добр и талантлив. Как хотелось бы, чтобы и наши дети были такими! Теперь мы знаем, что это ангел помогает нам. Но кто же он?..
     Однажды, когда увлеченная рисованием Капелька, создавала свой очередной шедевр, она вдруг почувствовала, как руки становятся легче, как в невесомом прозрачном тельце появляется неведомая сила. Эта сила приподняла Капельку, расправила руки и превратила их в настоящие крылья. Капелька кружилась над домом, радовалась новому ощущению полета.
- Я не птица, но могу летать! Это удивительно! – смеялась Капелька от счастья и восторга. И смех рассыпался колокольчиками звонкого эха. Когда Капелька летела над горами, не видя их, но чувствуя всем существом, доброе эхо пело вместе с ней.
- Страшно лететь, не видя дороги… - думала девушка. Неожиданно она вспомнила историю, подслушанную в лесу, о таинственном и могущественном Духе Гор, будто живет он за перевалом, на горе Фишт. И все знает он, и все может. Люди считают Духа строгим, звери – мудрым, птицы – щедрым.
- Лучше увидеть самой. Но как увидеть? Я слепа. Однако, могу слышать. И помочь смогу наверняка. Дух старенький, жизнь у него трудная, - рассуждала Капелька.
     Долго-долго летела она, утомилась. Темно было в небе, холодно, боязно. И чтобы отвлечься, Капелька пела песню Агуры. И свою тоже придумала. Когда песня заканчивалась, сердце замирало, Капелька стремительно начинала падать вниз. Она поняла, отчего ее руки стали крыльями. Оттого, что душа в тот момент творила.
     Дух Гор оказался высоким седым стариком. И совсем не сердитым.
- Здравствуй, Капелька! Я ждал тебя, все знаю. Будь моей гостьей! – пригласил старик.
Дух Гор умел многое: писал стихи, песни, играл на разных музыкальных инструментах. Сам мастерил их из крепкой древесины самшитового дерева. Это дерево еще «железным» называют.  Старик научил Капельку петь вместе с птицами (был у него большой птичий хор). Рассказывал историю Кавказских гор, дальних стран, людей, живших давным-давно и здравствующих сейчас.
- Иванко и Агура – это люди? – спрашивала Капелька. – Если так, то все люди хорошие?
Старик улыбался в ответ. Он тоже верил, что все люди хороши и достойны доверия.
- Я знаю, - говорил задумчиво учитель, - что ты не можешь видеть, но очень хочешь этого. Ты скромна и не просишь подарить тебе твою мечту – зрение. Знаешь, дорогая Капелька, у тебя есть добрая душа, она видит гораздо больше и лучше, чем твои прекрасные глаза. Вот, например, я, Дух Гор. По большому счету, я ведь умер. Но ты меня видишь, так? Я жил, стараясь не совершать дурных поступков, учил детей творчеству, любил своих близких, помогал всем, кто нуждался в помощи, не унывал, никому не завидовал. Писал свои стихи и песни, как умел, как чувствовал.
     И тут старик запел ту самую песню, что пела Агура. Капелька вздрогнула. Она поняла простую вещь – каждый, кто оставил добрый след в памяти других, не может уйти навсегда.
     … Прощаясь с Капелькой, Дух Гор сказал ей три заветных слова, которые подарят то, о чем она стеснялась попросить.
- Ты произнесешь эти слова в тот момент, когда почувствуешь запах моря и коснешься воды. Лететь придется долго и нелегко. Воздух будет все тяжелее, твои крылья станут мокрыми, губы – солеными. Когда услышишь крики чаек, не пугайся, они добрые. Откликнись вот так. - И старик показал Капельке, как поют морские чайки. – Тебе нужно не только окунуться в море всем телом, но и достигнуть дна. Так, чтобы песок попал в глаза. Это будет неприятно, больно, страшно. Вода в море холодная и очень соленая…
- Ну, в добрый путь, Капелька! Скоро ты будешь видеть все. И у тебя появится новое имя.
     Так и случилось. Отважная путешественница совсем выбилась из сил, но долетела до моря. Как велел учитель, она выдохнула три заветных слова и, сложив усталые крылья, бросилась в воду. В глаза Капельки попали несколько крошечных желтых песчинок, да так и остались там. Зато глазки стали видеть! Все-все! И это было чудо!
Капелька взглянула на воду, поверхность ее была тихой и ровной, как зеркало, и засмеялась от счастья. На нее смотрела прекрасная стройная девушка с глазами цвета самого моря, огромными, бирюзовыми с мелкими золотыми крапинками.
- Неужели это я? Неужели вижу мир, который так прекрасен? Я верила, что смогу видеть. Не переставала надеяться. Любила всех, кто был рядом, когда черные тучи застилали мои глаза. И теперь люблю еще сильнее! Вот почему учитель повелел мне произнести эти три волшебных слова… Вера, Надежда, Любовь!
    … На берегу моря Капелька обнаружила большой синий камень, на нем надпись: «Твое имя, Капелька, теперь иное. Ты умница и, конечно, сама догадаешься. Первая буква, как в имени Иванко, а вторая и третья – последние буквы имени Агуры. Тебя ждут, девочка! Пора возвращаться домой!»
- До свидания, море! – подмигнула умница Капелька.
     А море, ласковое, бирюзовое море подарило ей в дорогу три новые песенки. О чем? Конечно, о Любви, Вере и Надежде. Ведь именно они дают нам возможность лететь туда, куда мы хотим. И для этого совсем не обязательно иметь крылья. Как и не обязательно быть зрячим, чтобы видеть.


Эту сказку я посвятила моей любимой сестре-двойняшке Ире. Сегодня, 12 мая, у нас день рождения, юбилей.
На фотографии, конечно, она, моя сестренка Ирочка.