Смешные жеманницы

Елена-Лана Лялинова
(Жан-Батист Мольер).или "Прециозницы."
Эссе
1 часть.

"Когда я иду развлечься в театр, я хотел бы найти
 там безудержную фантазию, которая смешила бы
 меня, как ребёнка".
   Стендаль.

      Смех - сильное средство для того, чтобы сбить спесь, разоблачить предрассудки
и всё это может сослужить пользу при известных условиях нашей повседневной жизни.
      Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других
вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из
основоположников французского национального театра.
Жан-Батист Поклен (1622-1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер,
был сыном королевского обойщика. Он получил хорошее образование; страстно любя
театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в театральную
труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который возглавлял
вместе с семьёй своих друзей-актёров Бежар. Его творчество развивается в ожесточённой
борьбе против реакционеров-аристократов и в особенности духовенства, от расправы
которого его спасает заступничество короля.
Физически надорванный этой травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете
творческих сил.
       Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы семнадцатого века.
Мольер в своём творчестве выдвигает идеал свободного и разумного устройства
человеческой жизни, во многом близкой к гуманистическим чаяниям эпохи Возрождения.
Мольер облекает свои идеи в форму классической комедии, однако важнейшим источником
служит для него народное творчество, старинные народные комедии - фарсы.
 Мольер, создавая комедии, тонко и остроумно высмеивал в одних - ложные претензии,
предрассудки, невежество и неуклюжее подражание чужой героям его произведений культуре, желание проникнуть в аристократическую среду.
В других он высмеивал человека вообще, коренные черты человеческой натуры. Он
с небывалой до того остротой бичует феодальную аристократию, падение её нравов,
паразитизм и бесчеловечие, высказывает благородное негодование против лжи, фальши
и пустой напыщенности салонной культуры. В таких комедиях, как: "Дон-Жуан","Мизантроп", "Тартюф", "Мещане во дворянстве", "Смешные жеманницы" и так
далее. Мольер проявил себя мастером комедийной интриги, предоставив богатые
возможности для создания весёлого, живописного спектакля. Мастерство его многогранно,
не надо забывать о том, что это - комедия классицизма, а не бытовая комедия и всё в
ней развивается по законам данного жанра.
  По приезду в Париж Мольер начал знакомиться с новой для него обстановкой в театральной и литературной жизни в столице. К концу 50-х годов классицизм упрочился
как господствующий стиль во французской драматургии. Мольер в период своих многолетних
скитаний не превратился в отсталого провинциала, в Париж он приехал с солидным запасом
литературных и философских познаний. Ознакомившись с общественно-политической и литературной жизнью Парижа, Мольер написал в 1659 году одноактный фарс "Смешные
жеманницы", посвящённый современной теме. Это обстоятельство само по себе имело
немаловажное значение, ибо комедии наиболее видных предшественников Мольера были
крайне слабо связаны с реальной французской действительностью.
    Комедия "Смешные жеманницы" имела ярко выраженные литературно-полемические и
социальные тенденции. она была направлена против галантных романов, широко
бытовавших в читательских кругах, и против аристократии, фрондировавшей под маской
прециозности(в расширенном смысле - "изысканный") Во второй половине семнадцатого века
в начале 50-х годов во Франции появилась серия пастушеских, любовно-авантюрных,
галантно-героических романов. Для этих и им подобных романов характерны жеманство,
слащавость и искусственность стиля, надуманность в построении сюжетов. Такого рода
литература ничего общего не имела ни с жизненной, ни с исторической правдой.
  Фабула комедии "Смешные жеманницы" не отличается особой оригинальностью. Она очень
проста. В её основе лежит "розыгрыш" поставленный по всем правилам традиционной
фарсовой драматургии, то есть: обман, переодевание, палочные удары, гротескная
костюмировка и грим, всё это приобрело под пером Мольера глубокий сатирический смысл.
    Фарсовые мотивы "Смешных жеманниц" сосредоточены главным образом в прологе и
эпилоге, в которых завязывается и развязывается узел "розыгрыша". Они обрамляют
замкнутую в себе центральную драматургическую новеллу, имеющую, в сущности,
самостоятельное существование. В ней раскрывается характер действующих лиц в их
взаимосвязях и столкновениях. Любовная линия сюжета остаётся в его предыстории.
    Мы узнаём в начале пьесы, что двое молодых людей - Лагранж и Дюкруази, оскорблённые высокомерием и строптивостью своих невест, решили их проучить. Так как
были отвергнуты ими за "неучтивость" и "мещанство", под которым Мадлон и Като
подразумевают не только их не знатность происхождения. Юных жеманниц покоробила
естественность жизненного поведения поклонников, противоречащая "хорошему тону"
и "этикету", господствующих в аристократических особняках и галантных романах.
А "этикет" выворачивать на изнанку общепринятые понятия и явления, чтобы не походить
на обыкновенных смертных, на "чернь". Мадлон претят "мужицкие речи" её отца Горжибюса
и служанки Маротты. Она, так же как и её кузина Като, пользуется выспренно книжными,
условно-перифрастическими оборотами, желая тем самым подчеркнуть особую утончённость
своей натуры, отрешённость от всего обыденного. Они неразумно отвергают и отталкивают
от себя довольно-таки приличных женихов. Поэтому молодые люди обрядили своих лакеев
Маскариля и Жолде в пышные дворянские костюмы, "присвоили" им титулы маркиза и виконта, и отправили их в дом жеманниц. Новоявленные аристократические поклонники
привели в восторг Мадлон и Като. В разгар бала, устроенного "маркизом" Маскарилем,
появляются Лагранж и Дюкруази и при всём честном народе разоблачают (в буквальном
и переносном значении этого слова) самозванцев.
  Этот "розыгрыш" локализирован во времени и пространстве.
Действие происходит в конце 50-годов в Париже, в доме буржуа Горжибюса. По тактическим, и быть может, цензурным соображениям прециозницы Мадлон и Като изъяты
из реальной обстановки аристократических салонов типа отеля маркизы Рамбулье,
им приданы черты провинциалок, недавно поселившихся в столице и стремящихся изо всех
сил не отставать от моды. Эзоповский стиль мольеровского предисловия к "Смешным
жеманницам" явно обличает прециозность  самой именитой феодальной знати.
  Но "Смешные жеманницы" заключают в себе не только сатиру на мишурный блеск "высшего света", модную прециозность и её отрицательное влияние на молодых мещанок, образуя
центральное ядро комедии. Здесь также имеет место второй план. Он состоит в том, что
Мадлон и Като защищают перед отцом и дядей Горжибюсом своё право на любовь, на совой
выбор жизненного спутника, протестуя против скучной прозы мещанской семейной жизни.
Против распространённых в буржуазной среде взглядов на брак, как на торговую сделку,
в которой не принимается во внимание желания и чувства невесты.
  -"Не пристало ли, чуть ни с первой встречи вступать в брачный
    союз, сочетать любовь с заключением брачного договора, роман
    начинать с конца !
    Повторяю Вам, отец, что это самое отвратительное торгашество.
    Мне делается дурно одной мысли об этом!". -
Говорит с нескрываемой досадой Мадлон отцу.
В "Смешных жеманницах" не ни одного положительного героя. Хотя можно предположить,
что парижский буржуа Горжибюс, воюющий с причудами дочери и племянницы, выражает авторскую точу зрения, твёрдо придерживаясь "домостроевских" правил, он выставляет напоказ свою неотёсанность и грубость. между Горжибюсом и дочерью стоит глухая стена
непонимания. Он не хочет понять её запросы  и нужды. Домашнему деспотизму, мещанской
бескрылости Горжибюса Мадлон и Като стремятся противопоставить изысканность и
утончённость, выродившиеся в жеманство. Неосознанная борьба , с вульгарной повседневностью привела девушек в мир книжных фантазий и бредней.
В этом смысле, второй план, служит черезвычайно важной линией мольеровской комедии.
    В беседе с отцом и дядей Мадлон и Като приводят пример любовной романтической
идиллии, которая может и выглядит со стороны смешно, но всё же говорит о том, что
девушки хотели бы испытать то захватывающее чувство, которое вспыхивает при первой
взаимной страсти, которое в буржуазных семьях считалось запретным и совершенно
ненужным. Больно глядеть, как Мадло и Като, в сущности от природы наделённые
неплохими качествами, но не получившие должного воспитания и образования, становятся
посмешищем, хотя в этом не одни они виноваты.
   -"Да они обе, как видно, рехнулись! Трещат, трещат - ничего
     не поймёшь",
                или
    -"Или вы без всяких разговоров идёте под венец, или,
      чёрт возьми, я вас упрячу в монастырь!".-
Весьма "достойный" ответ дочерям деспотичного, низменно-буржуазного
и расчётливого отца семейства Горжибюса.
Теперь можно понять почему Мадлон и Като хотят "освободиться" от статуса
общества в котором они выросли. Но из-за  невежества стесняются своего происхождения, неумело подражая салонным аристократам и попадают в глупое положение.
  -"Что делать, милочка! Он меня так конфузит! Представить себе трудно,
    что я его дочь. Я только и жду, что счастливый случай откроет
    тайну моего высокого происхождения", -
 говорит Мадлон.
Из всего этого можно сделать вывод какой художественной литературой
пользовались молодые девицы.

(Продолжение следует