Жизнью смерть поправ

Иосиф Вульфович
Жизнью смерть поправ…

Вступление
Самые сильные переживания в жизни – любовь и смерть. Переживания любви мы помним. Если хотим. А переживания смерти нам уже неведомы. «Там на неведомых дорожках…». Смерть – единственное событие, которого избежать нельзя. Она – неизбежна. Все умирают, каждый по-своему. Но все боятся смерти. И я боюсь, и я не хочу умирать. И не собираюсь играть с этой идеей, как это делали Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Предостережение Пастернака. Но размышления о смерти, как мне кажется делают мою жизнь ярче и значительнее. Когда видишь горизонт, яснее становится твой путь. А жизнь – это и есть дорога.

Каждое выделенное слово снабжено комментариями в конце текста.


А жизнь ведь так проста.
Нет повести печальней.
Но от нуля до ста
Жизнь скроется за тайной.
Знаком исход судьбы -
Разлука за холмами.
Жить, не казаться, быть,
И не играть словами.

Один лишь довод есть:
Жизнь - сложное занятие.
Живёшь – имеешь вес,
Умрёшь – попал в объятия
Хароновых причуд
Под веткой Персефоны1)
Забвение – твой суд,
Где судьи непреклонны.

Живёшь – тяжел и ушл.
В загробьях вес не имут.
Жив, и юли средь душ.
А мертв, и ад не примет.
Примета – белизна
И отсеченье плоти.
Три ангела2) - приз на
Бегах. Но мрак поглотит,

Где ни искры, ни звёзд,
А сдавленный графит,
Алмазы вместо слез,
И сердце не болит.
И вечность – немота,
Кружение печали.
Где темь и пустота3)
Движенье завершает.

Но жизнь – свеченье в нас
Надежды и тревоги,
Мерцанье близких глаз,
Кружение дороги
Вокруг телесных тягот,
Дыхания густого.
А терпкость винных ягод
Порадует немного.

Пока Спаситель жив4),
Пустынна Dolorosa5).
И тления мотив
Не стал ещё угрозой.
Приимите6) зерно
Острейшей благодати.
За красное вино
Мы кровью жизни платим.

Но нет уже опрежь
Кровавого испуга.
Перешагнешь рубеж,
Схоранивая друга.
И терпкая вина7)
Не горше муки смертной8).
Тончайший луч с окна
Над головой померкнет9).

Застынешь, чуть дыша,
Глаза опустишь долу.
И робкая душа
Избегнет произвола.
И сладостный напев
Встряхнет сосуды сердца.
От жизни захмелев,
От смертности не деться.

И в зримых небесах
И солнечных объятьях
Взыскуем в облаках
Братанья и приятия.
Под таинством  светил
Лепечем и бормочем,
Чтоб после приютил,
А не отправил к прочим.

Чтоб ветер обвевал
Нам яростные скулы.
Чтобы Господь обняв,
Бессмертие в нас вдунул.
Но строг небесный Лик.
Глаза его печальны
И понимаешь вмиг
Урок сей жизни тайный10)

И миллионы лет,
Летит, клубясь дымами,
К нам ультрафиолет.
И вспыхнет над домами11).
Звездой на миг, на час,
Как будто бы случайно.
Но нет уже средь нас,
А след остался тайной.

И нет уже её,
Но  звездною громадой
Уйдет в небытие
Материя  в глубь ада,
Где время - бег и Бог
Играет на свирели12).
Сквозь голубой чертог
На нас глаза глядели

На микрокосм моих
Распахнутых ладоней,
Когда на камне стих
Царапал13) я  со стоном,
Пытаясь плоть вдавить
В твердь символом надежд
Судьбой дрожала  нить
Со сброшенных одежд

Так слеп ты или зряч?
Так что опять случилось?
Видение?.. Не плачь.
Скажи, зачем, на милость,
Мы постигаем зов
Янтарных звёзд и шлейфов.
И с ясностью азов
Стремимся вслед за Лейфом14),

Сокрывшемся во мгле
Веков и океана.
О,  боги, на стекле
Открылась Божья рана,
Царапина в крови,
Распятием в виске.
Зови их, не зови,
Но след твой на песке

Барханов и времён
Пересечен толпою.
Огласкою имён
Присутствия не скроешь..
Песчинка в небесах
На солнечной ладони.
Но терний в волосах15).
Один и в небе воин.

И тем ценна вовек,
Мой Бог, моя песчинка,
Что век, что человек,
А только половинка16).
Но вместе на ветру
С тем, кто распят за нас,
Не бойся, не умру…
Со мною светлый Спас.

Апрель-май 2013

Комментарии.
1) Харон (др.-греч.  — «яркий») в греческой мифологии — перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.

2) Три ангела – символ ветхозаветной Троицы. Слово «ангел» означает посланник, «приносящий вести». Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово «мал’ахим» (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем стало обозначать членов небесного воинства, принадлежащих к Граду Божию.
Смысл "Ветхозаветная Троица" прп. Андрея Рублева. На ней уже нет ни Авраама, ни Сарры, ни слуги. На иконе изображены три Ангела. Они сидят уже не за столом, а за Престолом. Небольшое отверстие - знак греческого Престола. С древности Литургию совершали на мощах мучеников. Позже в Греции мощи святых вкладывались именно в это отверстие. Престол в данном случае имеет значение Жертвы, так как ранее Литургия совершалась без Жертвенника, то есть Престол был в то же время и Жертвенник. За центральным Ангелом изображен Мамвриийский дуб, но не иллюстративно, а с особым значением - это древо - Древо жизни, Крестное Древо. За левым Ангелом возвышаются палаты - это символ Домостроительства Божия. За правым Ангелом - гора - символ духовного восхождения.

3) Где темь и пустота. Ад - чёрная дыра; — область в пространстве-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света (в том числе и кванты самого света). Граница этой области называется горизонтом событий, а её характерный размер — гравитационным радиусом.
Существует предположение (теорема) об «отсутствии волос» у чёрной дыры (англ. No hair theorem) говорят о том, что у стационарной чёрной дыры внешних характеристик, помимо массы, момента импульса и определённых зарядов (специфических для различных материальных полей), быть не может (в том числе и радиуса), и детальная информация о материи будет потеряна (и частично излучена вовне) при коллапсе.
Для реального физического наблюдателя  это равносильно тому, что масса чёрной дыры увеличится на массу падающего тела, а значит радиус горизонта событий возрастёт и падающее тело окажется «внутри» горизонта событий за конечное время. Пространство – время исчезает.
Когда 12 лет назад у меня начались галлюцинации, когда я вдруг понял, что в аду полностью исчезает пространство-время, я и понятия не имел обо всех свойствах этих «черных» звезд.
Также будет выглядеть для удалённого наблюдателя и процесс гравитационного коллапса. Вначале вещество ринется к центру, но вблизи горизонта событий оно станет резко замедляться, его излучение уйдёт в радиодиапазон, и в результате удалённый наблюдатель увидит, что звезда погасла.

4) Пока Спаситель жив. Мф. 9, 15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. 
От Матфея, глава 26 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

5) Ви;а Долоро;за (лат. Via Dolorosa, букв. «Путь Скорби») — улица в Старом городе Иерусалима, по которой, как считается, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. На Виа Долороза находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня.
Известно, однако, что сам Иерусалим был полностью разрушен ещё в I веке после иудейского восстания 66—71 годов, описанного Иосифом Флавием. Руины находились в запустении несколько десятков лет. В 130 году на месте Иерусалима был построен римский город Элия Капитолина.

6) Примите…Евангелие от Матфея. Глава 26 26. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов".

7) Терпкая вина. Чувство вины перед умершими. У людей, переживающих смерть близкого, существует одна важная проблема – чувство вины. После смерти человека у них часто возникает много «бы»: если БЫ я этого не делал, то человек БЫ не погиб… Вспоминаются далекие события, которые, как кажется, тоже повлияли на итог. Люди думают, что если бы в прошлом повели себя другим образом, то все было бы иначе: человек бы не погиб. Многие, переживая смерть, жалеют о том, что недодали любви, несправедливо обижались, упрекали, ссорились, не сделали чего-то хорошего для человека, которому теперь это сделать уже нельзя.

8) Мука смертная – говорят, мучения больных в ожоговом центре, я через это прошёл – были сожжены ноги (сгорела кожа на подошвах). И всё же, это ещё не мука. Мука – это смерть на кресте.

9) Луч померкнет над головой. Человек казнит себя сам. Как бы меркнет луч его жизни. Но молитва вечный посох в горе и радости. Промысел Божий всегда стоит супротив сатанинского произвола. Молитва призывает на помощь Спасителя. Душа без молитвы в произволе Дьявола.

10) Урок сей жизни тайный. Не всяк весел, кто поет. Не всякая песня до конца допевается.

11) И вспыхнет над домами. Вспышка сверхновой звезды. Мощное возмущение, вызванное взрывом, распространяется с огромной скоростью, а зона такого взрыва за несколько десятков тысяч лет покрывает гигантские области межзвездной среды. Очень горячая (нагретая до нескольких миллионов градусов) плазма и значительно превышающие средние значения плотность космических лучей и напряженность магнитного поля. Выброшенное взорвавшейся звездой вещество, попадая в межзвездную среду, может участвовать в формировании новых звезд и планетных систем. Здесь переплетаются всё: эволюция, рождение, коллапсы, тяжелые элементоы и космические лучи. Околоземная сверхновая — вспышка сверхновой звезды, которая происходит на достаточном расстоянии от Земли (по различным оценкам, 100 световых лет). Ультрафиолет - голубовато-белый цвет, температура = 20 000 град К. Линии нейтрального гелия. Слабые линии Н и К ионизованного кальция.

12) Бог играет на свирели.
Аполлон наказал жестоко сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред  Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала: - Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.
Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда «Поэтические воззрения славян на природу», писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют «выражения для веяния и музыки»: от глагола «дуть» произошли — дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое славянами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.
В индуистском искусстве Бог, Кришну изображают как мальчика-пастуха, играющего на флейте в компании своей возлюбленной пасту;шки Радхи, или как молодого воина-принца, дающего философские наставления своему другу-витязю Арджуне в «Бхагавад-гите».

13) Когда на камне стих царапал Записи на камнях -самые древние способы передать надежду другим людям. Трафареты рук нашли  в пещере Эль Кастильо в Испании. Один из трафаретов был датирован 37 300 лет назад, что делает их самыми старыми наскальными рисунками в Европе.

14) Лейф Эрикссон Счастливый (исл. Leifur Eiriksson; ок. 970 — ок. 1020) — скандинавский мореплаватель и правитель Гренландии.
Сын викинга Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии, и внук Торвальда Асвальдсона (Thorvald Asvaldsson). Возможно, первый европеец, который открыл Северную Америку за пять столетий до Христофора Колумба.
О походах Лейфа известно по таким манускриптам, как «Сага об Эрике Рыжем» и «Сага о гренландцах». Их достоверность была подтверждена археологическими открытиями XX века.
Лейф Эрикссон родился в Исландии в семье Эрика Рыжего, высланного из Норвегии вместе со всем родом.
Перед своим походом в Америку Лейф совершил торговую экспедицию в Норвегию. Здесь Лейф принял крещение от Олафа Трюггвасона, короля Норвегии и бывшего воспитанника киевского князя Владимира.
По примеру Олафа, Лейф привёз в Гренландию христианского епископа и крестил её. Его мать и многие гренландцы приняли христианство, однако его отец, Эрик Рыжий, оставался язычником. На обратном пути Лейф спас терпевшего крушение исландца Торира, за что получил прозвище «Лейф Счастливый».
По возвращении Лейф встретил в Гренландии норвежца по имени Бьярни Херьюльфссон, который рассказывал, что видел на западе далеко в море очертания земли. Лейф заинтересовался этим рассказом и решил исследовать новые земли.

15) Терний в волосах – символ Спасителя, терновый венок.

16) Только половинка. Митрополит Антоний Сурожский. «Индивид, как указывает само слово, — это последняя степень дробления. Можно говорить о человечестве, можно говорить о народах, можно говорить о расах, о семьях, но в конечном итоге остается единица, потому что если делить дальше, в конечном итоге останется не живой человек, а мертвое тело, труп — и душа покойника. Мы все — индивиды в той мере, в какой чужды друг другу, разделены от Бога и потеряли внутреннюю цельность. Ни все человечество, ни каждый из нас в отдельности — мы не обладаем цельностью, и это приходится принимать в учет, когда мы думаем о самих себе, так же как когда думаешь о Церкви и о человечестве в целом…
Я говорю о той любви, посредством которой люди могли бы быть связаны друг с другом, если бы в них персона преобладала над индивидом, если бы индивид не заслонял персону, если бы индивид не стоял подобно ширме, туману, через который надо пробиться, который надо развеять, чтобы увидеть, так, чтобы отношения были отношениями двух людей, а не двух хищников или паразитов, отношениями людей, которые существуют друг ради друга и не видят другой цели существования.
Это то, что апостол Павел испытывал по отношению ко Христу. Это то, что он чувствовал в Боге, во Христе, в своих отношениях с каждым другим человеком…У нас есть Отец. У нас есть Брат — имя Ему Иисус Христос, Живой и Единородный Сын Божий. Тот же Дух дышит в нас, Святой Дух Божий. У нас один ум — ум Христов, это выражение Священного Писания (1 Кор. 2:16)».