Софья Микаелян. Жизнь - полифония

Саргис Оганесян
     Автор оригинала на армянском - соискатель Института искусств НАН РА, композитор, музыковед
Арминэ Атоян
Автор перевода на русский - Саргис Оганесян - кандидат искусствоведения               
               
    Софья Микаелян родилась в Гюмри 27 августа 1965 года. В 1989 году окончила фортепианный факультет Ереванской Госконсерватории имени Комитаса ( класс профессора Р. Шугарова), а в 1993 году – аспирантуру по специальности “Концертмейстерское мастерство” (класс проф. А. Акопян). В 2005 году – композиторский факультет (класс проф. М. Кокжаева). С 1989 года преподавала в музыкальных училищах и школах различных городов Армении. С 1995 года – работала на кафедре специального фортепиано в качестве ассистента в классах профессоров Р. Шугарова, а затем -  А. Гургенова. С 2002 года – преподаватель кафедры специального фортепиано. С 2009 года С. Микаелян – член Союза композиторов и музыковедов Республики Армения. В 2010 году – получила звание доцента.
Лауреат Республиканских и Международных конкурсов. Композитор сочиняет в различных жанрах: симфоническом, камерно-оркестровом, вокально-инструментально-хоровом, камерно-ансамблевом, вокальном, хоровом. Среди ее произведений –  “Слово к Богу, идущее из глубин сердца” по поэме св. Григора Нарекаци “Книга скорбных песнопений” для сопрано, чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра (дипломная работа); фортепианный цикл “Полифоническая сюита”;  “Отражение в трех зеркалах” для флейты, скрипки и фортепиано; “Гимн материнству” и “Марш Армянской армии” для духового оркестра. Последний был удостоен высокой оценки со стороны Народного артиста СССР, композитора Эдварда Мирзояна:
“… Считаю, что этот духовой марш – одно из лучших произведений этого жанра за последние годы”. Согласно же оценке Народного артиста Республики Армения Рубена Алтуняна – “Он отличается своим совершенным строением, национальным колоритом, соблюдена традиционная особая гармоничная инструментовка духового оркестра”.
   Из сочинений композитора наше внимание, в частности, привлек Квартет для флейты, дапа, уда и фортепиано, который бросается в глаза национальным колоритом и таинственной сдержанностью. Об этом произведении музыковед Маргарита Рухкян пишет, что: ”Народные
инструменты, помещенные в классические структуры, актуальны, интересны, наконец, модны. Но особенно подкупало то, что композитор обращается с инструментами  деликатно и осторожно” . Отметим также, что недавно был издан первый аудиодиск пианиста Гайка Меликяна в рамках программы “1900+”, куда вошли произведения ряда композиторов, в том числе – “Три фантастические пьесы” для фортепиано Софьи Микаелян, которые она написала в различные периоды своего творческого пути (1985 г./ 2012 г./1997 г.). Композитор-пианист Гайк Меликян по поводу этого произведения замечает, что: “Несмотря на то, что все произведения цикла были написаны автором в различные периоды своего творческого пути, тем не менее, они получили свой законченный вид в 2012 году и имеют одну общую идею, в основе которой лежит беспокоящий клубок “непонятностей”, “загадочности”, может, также – “смятения” и “ряда вопросов”. Они входят в конфликт с соседствующей иронией и, подчастую – чистой и простой мелодией. Будучи также пианисткой, композитор умело обращается в пьесах с исполнительскими особенностями инструмента, показывая в них как виртуозность, так и лиричность. Премьера произведения в моем исполнении состоялась в Италии, в Риме в рамках проводимого там фестиваля современной музыки “Nuovi Spazi Musicali” во время моего сольного концерта в октябре 2012 года”.
    Не меньший интерес представляют собой хоровые произведения С. Микаелян – “Сегодня, войдя в Вифанию” для женского хора a cappella (в основе которого лежит шаракан Саака Партева из канона “Воскрешение Лазаря”), написанное ею в 2001 году, посвятив его 1700-летию принятия христианства в Армении; “К вам я пришел, о деревья, цветы” (сл. Сармена, рус. пер, - Н. Горохова) для женского или детского хора в сопровождении фортепиано, посвященное памяти пианиста, педагога, профессора ЕГК А. Гургенова; “Хноци” (маслобойка) на слова О. Туманяна для детского хора a cappella. Отметим, что жанр хоровой музыки стал все больше интересовать композитора, и не случайно,что она с 2012 года поет в камерном хоре “Парос”.
     Произведения С. Микаелян, исполняемые как в Армении, так и за ее пределами, богаты своей тематикой. Обращаясь к различным жанрам,автор стремилась почувствовать, найти свое и утвердиться в нем. Она также прекрасная пианистка, которая свои знания и опыт передает студентам. Композитор М. Кокжаев следующим образом отозвался о ней:
   “Софья Микаелян – блестящая пианистка, личность, музыкально одаренная, трудолюбивая, она быстрыми шагами стала идти вперед. В целом, это перспективный композитор и очень сильный музыкант. Есть большое число женщин-композиторов, которые, закончив учебу, отказывались заниматься композицией или стали идти в более легкие жанры.
Я надеюсь и уверен, что Софья будет продолжать свой творческий процесс”.
       Композитор, живя и творя в своей “полифонии жизни”, верит в исключительную и неразрывную связь между музыкой и человеком: “Музыка – мой верный и незаменимый друг, которому я доверяю тайны своей души” – говорит она.