Божественная сущность Поэзии? - короткие тезисы о

Игорь Козлов-Капитан
  Это не статья, просто короткие тезисы о том, кто такие поэты. Давайте вопрос поставим несколько иначе: является ли поэзия в современном мире божественным вдохновением? Но начнём всё равно с времён очень давних, с тех самых, где о божественности поэзии сомневаться не приходилось. И чтобы не уходить в дебри, не увязать в спорах, я приведу примеры из совершенно различных источников.
Для начала составлю таблицу из имеющихся у меня данных.о поэтах-пророках, возможно, не полную.

1. Поэты-пророки

№п\п Произведение Автор Год написания Страна написания Зезультат
1. «Книга мертвых» Неизвестен 2600 лет до н.э. Египет Религия
2. «Авеста» Заратустра 1000 лет до н.э. Индия Новая религия
3. «Четыре благородные истины» Гаутама Сиддхартха V век до н.э. Индия Учение Будды
4. "Да-сюе" (Великое Учение)
"Чжун-юн" (Книга о середине)
"Лун-юй" - книга изречений и афоризмов Конфуций (Кун Цю) V век до н.э. Китай Новая религия
5. «Махабхарата» Кришна-Двайпаяне Вьясе IV век до н.э Индия Новая религия
6. «Рамаяна» Махариша Вальмики IV век до н.э Индия Новая религия
7. Ветхий завет Левиты 458 лет до н.э. Иудея Новая религия
8. Новый Завет Греция Новая религия
9. Коран Мохаммед 570 год н.э. Саудовская Аравия Новая религия

На основании этой таблицы пока можно сделать  несколько выводов:
1. Все основоположники новых религий являлись поэтами и пророками.
2. Все поэты-пророки были выходцами с ближнего и дальнего востока.
3. Все поэты-пророки дохристианского периода были предтечами  Ветхого и Нового Заветов (чтобы согласиться с данным выводом, нужно это всё прочитать)
4. И основной вывод: была ли поэзия родоначальников основных  религий боговдохновленной ? Конечно, да...

2. Сивиллы.

     Понятно, что не только поэты-пророки, ставшие родоначальниками новых религий, имели дар предсказания и пророчества. К самым известным таким поэтам-пророкам относятся сивиллы.  Они предсказали все, что будет вплоть до сегодняшних дней, но не все их книги сохранились. Кстати, Нострадамус  пытался найти все пророчества сивилл, и в какой-то мере ему это удалось, так как сам стал пророчествовать стихами.

      Вот что говорит православный святой Климент Александрийский в своей работе «Строматы»о первой сивилле: «Гераклит утверждает, что изречения Сивиллы были порождением не человеческого ума, а скорее божественным внушением. Говорят также, что в зале собраний в Дельфах показывали камень, служивший, по преданию, седалищем первой Сивиллы, сошедшей с Геликона, где она была воспитана Музами. Некоторые же говорят, что она пришла из Малии и была дочерью Ламии и внучкой Посейдона. В одной из своих поэм Серапион говорит, что Сивилла не переставала предсказывать и по смерти, и что дух, покинувший её по смерти, дает способность к прорицанию гадателям и предсказателям; тело же её, превратившись в землю, произрастило траву; вот почему по внутренностям животных, щипавших траву на этом месте, люди могут узнавать будущее. Он же считает, что лик, являемый луной, есть душа Сивиллы».
   Опять же, далеко не углубляясь в эту тему,  напомню, что великих сивилл было десять и жили они в разную эпоху и в разных местах, преимущественно на Ближнем Востоке. Сохранившиеся 12 Сивиллиных книг относятся ко II веку до н. э. — II веку н. э.,  и являются источником по истории иудейской и христианских религий. Все сивиллы, жившие в дохристианскую эпоху предсказали приход и распятие Иисуса Христа, и образование новой религии. И при этом следует подчеркнуть, что сами сивиллы принадлежали к тем или иным языческим божествам.

Делаем выводы, ставя основной вопрос: была ли поэзия сивилл боговдохновленной ? Конечно, да...

5. Магия и колдовство.

   Здесь лишь коротко сошлюсь на Папюса, который разделяя сверх способности человека на низшие, средние и высшие активные и пассивны составляющие, определил поэтов и пророков в одну группу «высшие пассивные», с чем можно согласиться. Но возникает другой вопрос: почему Папюс рассматривает это явление, как поэты и пророки в своих трудах по магии и колдовству?
Это интересно, мы к этому как раз и вернёмся.

6. VI век нашей эры.

  Почему я обращаю внимание именно на этот век? Потому что это время прихода на землю последнего поэта и пророка Мохаммеда. В Коране говорится точно и ясно, что больше пророков не будет. И как бы подводя итог пришествию всех поэтов-пророков, в главе Корана «Поэты» и перечисляются все Ветхозаветные пророки. Правда и роль Иисуса Христа трактуется, как роль поэта и пророка, но оставим это на суд самих мусульман. Итог как бы подведён – поэтов-пророков больше не будет! Важно обратить внимание на то, что сам Мохаммед не считал себя поэтом и просил его так не называть! Интересно, что именно в это время впервые появляется такое понятие, как проза. С этого момента поэзия отделена от прозы. По каким критериям и принципам? С внешней стороны, по чисто техническим критериям и принципам, по тем самым, которые дошли до наших дней. И с другой, внутренней стороны, - отныне поэзии нет и не будет! Всё – зарифмованная проза! И не означает ли это, что боговдохновленная поэзия прекратила своё существование? Именно это и означает! В этом и знаменуется приход последнего пророка Мохаммеда, в этом и заключается его основная миссия, сказать, что отныне поэзии в её духовном, то есть богоискательном и боговдохновленном смысле, нет! Всё уже сказано, повторяться нет смысла, определяйтесь с выбором пути! Вот цитата из Корана:

 «Но горе тем,
Кто пишет Книгу своими (скверными) руками,
А после говорит: «От Господа сие»,
И за ничтожнейшую плату
Ведет сей Книгой торг.
И горе им за то,
Что пишут их (презреннейшие) руки —
За выгоду, что за нее извлечь они хотят».
(Коран.Сура 2. Стих 79)

    И тогда возникает очередной вопрос, а какими силами вдохновляются современные поэты? А вот тут читай Папюса. В своей колдовской иерархии он определил поэтам высокое место. Поэзия, потеряв свой духовный смысл, обрела смысл душевный, то есть страстный. Отныне поэзия вдохновляется искателем страстей.
   И ещё приведу цитату Игнатия Бренчанинова: «А о духовных предметах надо писать из "знания", судействуемого "духовным действием", т.е. действием Духа. Вот!... светские поэты говорят о своём - и в своём роде прекрасно, удовлетворительно. Благовести же Бога да оставят эти мертвецы! Оно не их дело! Не знают они - какое преступление переоблачать духовное, искажать его, давая ему смысл вещественный! Послушались бы они Веления Божия "не воспевать песни Господней на реках Вавилонских". – Вот и всё...