Воспоминание2

Анатолий Милютин 2
Память  милая , ёмкая  память
Поднатужься  и  дверь  отомкни:
В  ясный  день , в  черемховую  замять,
В  речку  детства  меня  окуни.

          *     *
             *
Две  деревни  разделяет
Реченька  Клевень.
Рождество . Народ  гуляет .
Балалаек  трень...

Всё  в  начале  было  мирно -
Вялый  разговор .
Мужики  глазели  смирно
На  мальчишек спор .
Из  ребят тот , что  постарше ,
Вдруг  толкнул  мальца.
Оплеуха - Петька  Паршин
Шлёпнул  огольца.

Встрепенулись , подтянулись
Наши  мужики ,
От  похмелья  вдруг  очнулись ,
Чешут  кулаки.

Над  заснеженным , над  полем
Вдруг  раздался  клич :
- Мужики , вперёд ! Доколе
Будут  бить  Сопич !

На  рождественском , на  белом
Девственном  снегу
Замелькало  смятым  телом ,
Кровь  на  берегу....

Две  деревни  разделяет
Реченька  Клевень.
Рождество . Народ  гуляет -
В  ход  пошёл  плетень.
               
               
               
                Правила - сзади не бить,лежачего не бить..

******************************************************

       село  Сопычь

Является административным центром Сопычского сельского совета, в который, кроме того, входит село Потаповка.

История
В 1925 году село вошло в состав Украины.
В 1918 году по условиям Брестского мирного договора Сопыч остался в РСФСР, в «Нейтральной зоне».
Почти весь XVII век село входило в состав Козацкого государства.
Село Сопычь известно с середины XVI века.

   Родина Отца-Милютина  Василия Н.-1910 г рождения
         и матери - Ахрамеевой  Дарьи Х.-1916 г

Гетьман Мазепа владел сёлами Мале Устя,Городище, Карельське, Билку, Кочеровкой
Марчишиной   Будой, Мутин,   Сопич, слободкой Потаповка.....
 ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ГЕТМАНУ НА МАЕТНОСТИ
 Божиею милостию, Мы, Анна, Императрица и Самодержица Всероссийская,
и прочая, и прочая, и прочая.
Нашего Императорского Величества подданному, Войска Запорожского
обоих сторон Днепра Гетману, Данилу Апостолу, и всему Войску
 Запорожскому, Наше Императорское милостивое слово. Пожаловали Мы,
Великая Государыня, Наше Императорское Величество, тебя, подданного
 Нашего, Гетмана, повелели маетностям, определенным на булаву ключу
 Гадяцкому, быть за тобою со всеми доходы, так что никаких доходов с
 оных маетностей в войсковой скарб, определенным подскарбиям не брать;
маетностям же отписным у гетманши Скоропадской, которыми ты владел
 без определения, а именно: в Стародубовском полку, в местечку
Новому Ропску, с принадлежащими к нему селы, слободки и деревнями,
в Киевском полку,селах: Евменке и Рудковке, в Переясловскому полку,
волости Быковской, с селы ж и с деревнями и хуторы (кроме села
Мокиевки, которое отдано киевскому полковнику, Антону Танскому),
в которых тысяча триста семнадцать дворов, да к тому еще из
маетностей, бывших за тою ж Гетманшею по смерть ее, близ Глухова,
Нежинского полку, в селу Коцуровке, с приселки: Сопичем и Потаповкою,
сто пятьдесят два двора, быть за тобою,подданным Нашим; и еще по
прошению твоему, к тем, вышеобъявленным маетностям, дать, в
прибавку,в Стародубовскому полку Шептаковскую волость, которая и за
 прежними Гетманы была, а потому и за Меньшиковым, и по нем описана,
а в той волости две тысячи шестьсот девяносто восемь дворов; и те
 маетности даются тебе на уряд гетманский, и для того тебе никому
тех маетностей не отдавать. По прошению твоему, на содержание доктора,
лекаря и аптеки, имать по шестисот рублев на год из сборных
 в войсковой скарб денег, и тебе, Нашего Императорского Величества
 подданному, Войска Запорожского обоих сторон Днепра Гетману,
видя сию Нашу Императорского Величества к тебе, подданному Нашему,
милость служить Нашему Императорскому Величеству верно и
непоколебимо; а о том же вышеписанном, посланы Наши Императорского
 Величества указы к Нашему генералу-майору Князю Алексею Шаховскому
 и к подскарбиям.
Дан в Москве, лета от Рождества Христова 1730, мая 26 дня,
государствования Нашего 1 году.
Подлинная подписана тако: Канцлер граф Головкин Александр РІГЕЛЬМАН

***************************************************


РОКЪ 1722. МЂСЯЦЪ ІАНУАРІЙ.
...Тамъ же въ КочеровцЂ, Панове Судія иАсаулъ Войсковые Енеральные
 съ Паніями своими пожелали Ясневельможному Панства, и оттоль рано
 они до Глухова, а Ясневельможный съ Паніею и Панъ Полковникъ НЂжинскій
 съ своеюПаніею и съ своими дворами отъЂхали и прибыли на обЂдъ въ
село Сопичь, маетность Панскую ;
оттоль заразъ по обЂдЂ поЂхавши, стали завчасу на ночлегъ въ селЂ
Волости Комарицкой, зовемомъ Салнее......


   

Главным занятием сопычан было земледелие. Черноземные грунты, трудолюбие и любовь к земле крестьян позволяли получать хорошие урожаи. Выращивали зерновые, гречку, коноплю, овощи.
Жнива – ответственная пора в жизни крестьян. Выезжали на поля семьями и обычно вечером. Дома оставались только женщины с маленькими детьми. Жали поздно вечером и рано утром, чтобы избежать потерь. Дети, как только научатся серп в руках держать, помогали родителям. Собранные снопы хранили в клунях. После того, как урожай был убран с поля, начинали его обмолот. В хозяйствах широко использовали для этой цели конные молотилки. Хранили зерно в ямах, обставленных корой деревьев. Хлеб пекли на дубовых листьях.
В селе жили три брата Петроченко, которые слыли настоящими хозяевами. Один из них, Иван, построил красивый каменный дом. Он имел свою лавку и большой сад.
На Суглобовке красивый кирпичный дом принадлежал Цагареву – хозяину кирпичного завода и маслобойни, на которой били конопляное масло.
Зажиточными крестьянами были Федюшины и Коноваловы. Семья первых состояла из сорока человек. Проживали в двух пятистенных хатах. Им принадлежали ветряная мельница и крупорушка. Хозяйство было большое и едоков много. Для блинов тесто готовили в дежке на 4 ведра. Хозяйка не успевала блины с печи доставать – сразу расхватывали.
В первые десятилетия ХХ ст. недалеко от села возник хутор Гресса, на котором проживало всего одиннадцать семей. Переселились они туда, потому как в самом Сопыче земли уже были заняты. Просуществовало поселение до начала коллективизации. Хуторяне отказались вступать в колхоз, за это их хаты были разобраны. Одни вынуждены были переехать в село, другие – в город.
В центре Сопыча два раза в год на весенний и зимний престольный праздник святого Николая проходили ярмарки, на которые съезжалось много народа из близлежащих сел, Глухова, даже купцы из других городов приезжали. И сейчас эта часть села называется Базар. Продавали коней, коров, домашнюю птицу, муку, крупу, масло. Особенно славилась пенька – обработанное волокно конопли. Вот за ней и приезжали заезжие купцы. На станции Терещенской пеньку грузили в вагоны и отправляли на переработку. Незаменимыми тогда были веревки, канаты, которые изготовляли из этого материала. В деревнях женщины пряли из пеньки нитки и ткали полотенца, ряднины. О том, что конопля содержит какой-то дурман, никто и подумать не мог.
Проходили ярмарки при большом скоплении народа, евреи открывали лавки, работали две карусели. Это были настоящие праздники для сопычан.
На Рождество в селе проходили кулачные бои. В них всегда участвовали жители соседних  сел Никислицы и Троебортного.
До нынешнего времени украшением Сопыча является Николаевский храм с двумя обширными приделами. В былые времена местный приход был очень известным, о нем можно было услышать много похвал от прихожан. Когда во время богослужения и в большие праздники звонили все восемь колоколов, то невольно каждому хотелось снять головной убор. Эхо колокольного звона слышно было жителям отдаленных сел и деревень.
С установлением советской власти для церкви наступили тяжелые времена, свою чашу испытаний пришлось испить и местному священнику Александру Никифоровичу Пылеву. В Сопыч он приехал в начале века из Путивльского уезда. Своими руками недалеко от церкви построил дом, посадил сад. В семье священника было двенадцать детей. Все работали дружно: ухаживали за садом, обрабатывали огород, вели домашнее хозяйство. В начале коллективизации священника сослали на строительство Волго-Донского канала, а жену с детьми выгнали на улицу. Дом разобрали и использовали для строительства школы в селе Потаповка.


---
Глава III. Род Богачёвых ( моей двоюродной сестры - Богачёвой Веры Стефановны)
Богачевы происходили из старинного русского с. Сопычь, которое находится в верховьях речки Клевень, левого притока р. Сейма, в сорока километрах к северовостоку от г. Глухова. Когда-то это была древняя Курщина, а сейчас - пограничное село Червонного района Сумской обл. Украины. В пяти километрах к северу от села проходит автострада Киев - Москва, у юго-восточной окраины раскинулись большие фруктовые сады.

По воспоминаниям   самого старшего известного   предка по роду Богачёвых звали Илья Аникеевич. Родился он в с. Сопыч в 1812 г. и прожил 117 лет.    Известно, что Илья Аникеевич был бедным крестьянином. Земли у них было мало, в семье три брата, и Илья Аникеевич вынужден был уйти в работники к помещику Роговому, который имел поместье в с. Сопычь. Проработав у помещика несколько лет, он увёл у него дочь, на которой женился без согласия её и своих родителей. Они стали жить отдельной избой.

Он рано овдовел, оставшись с тремя сыновьями. Опять женился, снова овдовел. Два сына ушли на воинскую службу и, начиная с солдатских должностей, дослужились до офицеров. Перед революцией 1917г. остались в то ли в Румынии, то ли в Молдавии, больше известий о них не было. Третий сын Аким Ильич женился на Матрёне Александровне. После отравления газами на русско-японской войне, рано умер. Матрёна Александровна осталась одна с тремя детьми: Николаем, Стефаном и Анастасией: шести, четырёх и двух лет. Второй раз замуж не выходила, осталась жить в избе Ильи Аникеевича. Устроилась в прислуги к богатой старухе - генеральше, которая поселилась возле Шалыгинского монастыря Курской области (Глинской пустыни).

   
По воспоминаниям   Николай Акимович   был человеком уникальным. Его жизнь - это история нашей страны. Он воевал с Ворошиловым, пил с ним воду из одного чайника. В годы коллективизации стал председателем колхоза в Сопыче. В годы репрессий его судила тройка, и только знакомый заступился и спас его. Он был известным в округе ветеринарным врачом, лечил и людей. Женился он на Агафье Ивановне Коробовой - Овчинниковой  , которая в пятилетнем возрасте осталась сиротой. Её отец был родом из с. Обеста Курской губернии, рано умер. Мать Анна второй раз вышла замуж в с. Локоть, расположенное рядом, за Овчинникова Семена Ивановича

Овчинниковы были в Локте самыми зажиточными хозяевами: имели свои мельницы, маслобойки, крупорушки и были бы, конечно, раскулачены, но в 1927 году все село Локоть выгорело. Они построились скромно, избежали раскулачивания и умерли в своем селе.


Агафья Ивановна Богачева (Коробова) умерла 4 июня 1939 г., оставив пятеро детей:
Николай Акимович второй раз женился, мачеха жила с детьми в семье.

В начале Великой Отечественной войны Николай Акимович Богачев в возрасте 47 лет был мобилизован в ряды Советской Армии. Его сына Григория угнали в Германию в возрасте 15 лет, и никаких вестей о нем больше не было. Мачеха во время войны оставила на произвол судьбы Николая и Анастасию, которую тоже хотели угнать в Германию, но люди помогли, спасли. Николай два года побирался с котомкой, пока в крае были немцы. После освобождения в 1943 году переехал к сестре Анне в Тамбовскую обл. Николай Акимович Богачев вернулся с фронта в 1945 году и прожил в Сопыче еще тридцать лет.


Моя (Милютина Анатолия. Вас.) тётушка  Поля -Ахрамеева Полина Харитоновна была замужем  за Богачёвым Стефаном Акимовичем - вторым сыном Акима  Ильича......