На честном слове и одном крыле Веч. стихи-29. 05

Любовь Сушко
На честном слове и на одном крыле Вечерние стихи-29.05
             
"Мы летим, ковыляя во мгле,               
Мы ползем на последнем крыле.               
Бак пробит, хвост горит и машина летит               
На честном слове и на одном крыле..."
            
Перевод с английского песни Джимми Макхью и Гарольда Адамсона.
Русский текст: С.Болотин,

Этот день, перешедший неожиданно в долгожданный вечер, был полон самых разных чудес.

Весь день писала «Гимн домашнему уюту», всматривалась в фотографии Игоря и Ирины Царевых  и понимала, что  Пушкин был не прав, когда утверждал, что "на свете счастья нет", семейного счастья, я об этом, всякое другое все-таки случается.

Погрузиться в стихотворения об Игоре, в главы книги о нем – это и чудо, и праздник, и счастье.

Была и еще одна радость – ровно в полночь по местному времени мы узнали итоги  выборов  Художественного совета и могли поздравить парочку  наших провалившихся худов. Признаться не верилось, до сих пор не верится, что их там нет, что золотой век, вероятно, придется отложить, и ни мне, ни тебе в ту пору жить не придется, надеюсь на это тоже.

А потом была передача «Вечерних стихов», вот на таких двух для меня высоких нотках вечер начинался. Но кто бы сомневался, что в бочке меда всегда окажется ложка дегтя. Понимаю, нельзя радоваться слишком сильно и бурно. Но так получилось, все совпало.

Ничто не предвещало беды в первом туре передачи. Поэты понравились, и  старая знакомая Инна Заславская, и неизвестная Анна Бессмертная, для меня она стала открытием, очень  и очень приятным открытием этой передачи, внушил  доверие Аркадий Эйдман, удивил немного  Михаил Ляшенко, но после вторжения  Ильи Альтмана  вряд ли кто-то сможет так уж удивить.

 В общем, ничто не предвещало грозы. Даже в чате царило затишье, вероятно, узнав  о результатах голосования, те, кто поверили  утверждению Гуськова «Завтра буду в Худсовете» - были страшно разочарованы, лишились не только дара речи, но и про буквы на клавиатуре забыли. Они ушли на крутой вираж и молчали до поры, до времени.

Поэты читали стихотворения, и мы пытались получше их узнать.
Вот хотя бы из непрочитанного А.Эйдмана

бессонное

Аркадий А Эйдман

Снова ночь без сна, и даже дрёма
не приходит на просящий зов.
Видно, домовой ушёл из дома,
позабыв открыть кладовку снов.

Может до утра мечтать на крыше,
может возвратиться через час.
Сны в кладовке спят и ровно дышат.
Что ещё им делать по ночам?
                23.05.2013
http://stihi.ru/2013/05/23/9062

Все стихотворения, где упоминаются какие-то духи ( чаще всего это Домовой) мне кажутся прекрасными, потому что в них есть  славянский дух,  особая прелесть, они живые и дышат. Но Домовой, который  не открыл кладовку снов – это настоящее чудо. Такое вот у поэта  объяснение бессонницы.

Нам остается только бодрствовать, когда  «сны в кладовке спят и ровно дышат». Совершенно уверена, что  если у автора есть хотя бы одно такое стихотворение, то он Поэт. Со мной согласится и И.Царев, который в рецензиях  не раз высказывался о том, что  поэт  может перестать писать, он может быть автором одного стихотворения и оставаться поэтом, а десяток изданных сборников еще не гарантия того, что перед нами поэт – просто стихотворец.

Анна Бессмертная мне понравилась очень, может быть потому, что читала и слышала я ее в первый раз. Все рассуждения о так называемых филологических текстах кажутся абсурдом. Почему они не имеют права быть, я не понимаю, тем более, если стихи растут  непонятно из какого сора, почему им не расти из литературных произведений, при условии, что автору прекрасно удается переосмыслить текст, внести что-то свое в любимый роман, достойно осовременить классику, а Анне это удается прекрасно, то почему нет.

То что кому-то подобные стихотворения не близки, не дает еще права ставить на них крест, это как-то не очень серьезно.

Ведь в этом случае нам надо было бы перечеркнуть многие любимые тексты – я уж не говорю о моем самом  любимом Гамлете и у Блока, и у Высоцкого, да половину литературы серебряного века надо  объявить несостоявшейся.
Это не правильно. Вот хотя бы «Страсти по Мастеру», первое стихотворение, к которому я прикоснулась на странице. Оно восхитительное и очень сильное.

Страсти по Мастеру
Анна Бессмертная

Быть бы всему иначе,
если б не край снегов.
Старенький сад, подвальчик,
в печке горит огонь,
полчища книг на полках…
Надо платить за всё:
сколько прозрений – столько
боли  в себе несёт,
даром тяжёлым сгорблен,
где-то в небытии
мученик дома скорби.
Бьются слова мои
чашей с хмельным фалерно,
голубем о стекло.
Было б ему по вере –
с верой не повезло.
Скоро закат погаснет,
в город идёт гроза.
Бьются слова напрасно:
выпила кровь лоза.

Вряд ли меня он слышит:
сны его – как пески…
Мастеру снятся вишни
и серебрят виски.
http://stihi.ru/2010/03/20/13

И вообще сама Анна совершенно светлый человек, ее как и Инну Заславскую язык не повернется упрекнуть в том, что у них якобы женская поэзия ( со всем негативом, который вкладывается в это понятие)

.  Удивляет  гармония и  сила их  поэтики, гармония между формой и содержанием, и высокая лирическая нота, которую обеим удается взять. На экране это хорошо видно, ведь упреков  в том, как они читают стихотворения практически не было. А под критическим обстрелом вели себя просто выше всяких похвал, редкое мужество для прекрасных дам.

Выбрала стихотворение Инны, которое мне показалось близким по теме,  и не ошиблась. Надо сказать, что  если женщина выбирает тему С.Дали, то надо отдать ей должное, а именно в  этом контексте  я  и воспринимаю "Сон разума" : сползает позолота, на последней октаве обрывается голос, ландыш каплет кровью – и оказывается, что это просто осень.

Почти уверена, что художнику такой стихотворный рисунок  очень  бы понравился, вряд ли кто-то еще дарил ему что-то подобное.

Сон разума

Инна Заславская

Здесь лишайники желтым и серым
Бесконечные ткут галуны
На стволах, обращенных на север,
И закутаны в мох валуны.

Здесь сползает с барочной дубравы
Позолоты заржавленный слой
И, достигнув последней октавы,
Обрывается голос живой.

Каплет ландыш запекшейся кровью
На упавшую навзничь траву.
Это – осень в лесах Подмосковья,
Это – разума сон наяву.

 http://stihi.ru/2012/11/09/173
               
В этом отношении и стихотворение о трех поэтессах Ахматовой- Цветаевой и Б.Ахмадулиной тоже показалось очень сильным. Но стало обидно за последнюю, когда Ольга Воронина как-то исключила ее из этого ряда, пройдясь по ее творчеству   так между прочим, а ведь Инна очень точно почувствовала и показала нам это трио. И отыскала у нее стихотворение
 
Слово о сирени

Инна Заславская

Сирень в окне цветет-горит,
То розовата,  то лилова.
Ищи слова хоть до зари,
И все ж не выдумаешь слова
Под стать ее пожару. Как,
Когда все сказано и спето,
Представить звездный полумрак
В зарницах ультрафиолета?
Они встают со всех сторон,
И языки соцветий дерзких,
Касаясь бликами окон,
Подпаливают занавески.
А ветер – юный фантазер,
Тревожа лиственные своды,
Все жарче делает костер
Любовной прихоти природы.
Зачем ему слова твои,
Их неумелое сплетенье,
Когда рыдают соловьи,
Сгорая в мареве цветенья.
                2013 г
http://stihi.ru/2013/03/09/148

Помня о том, сколько гимнов ей пропела Ахмадулина, какие это были благоуханные стихо-творения, захотелось еще раз прикоснуться к подобной поэтике и все-таки за Ахмадулину вместе с Инной замолвить слово перед нашими разошедшимися не на шутку критиками.

Мы сошлись с ними только в одном, в том, что стихотворение «Ежик» Михаила Ляшенко совершенно прелестное. Хотя признаться всегда немного боюсь поэтов типа Андрея Воркунова и  Мих. Ляшенко , их дикая  энергетика действует на меня лично, как удав на кролика, и понять, разобрать хороши ли стихи или плохи уже невозможно. Одно дело когда на стадионе Раймо Сумманен заводит команду  ястребов так, что они начинают играть и побеждают любого противника, и с ним заводится весь стадион, и совсем другое дело поэт в студии пытается на меня так воздействовать,  в этом случае мне ближе манера чтения И.Бродского и А.Блока.

Потому  с Михаилом сложнее , чем  с остальными, но «Ежик «понравился.

Ежик

Мих Ляшенко

Мне ежик очень симпатичен.
Симпатизируя ежу,
в него с опаской пальцем тыча,
я за реакцией слежу!
Ёж досконально не изучен!
Мы, проводя эксперимент,
узнаем роль его колючек
на данный, собственно, момент.
Мы видим - ежик озадачен:
когда его мы тычем в бок,
он не кусается, не скачет,
а превращается в клубок!
Схватить попытка! Ой! - не схватишь!
Сигнал дается нам ежом,
что он не мямля и не мякиш:
опасен и вооружён!
- ЭЙ! – обращенье. И в ответ нам
идёт рассерженный сопёж,
который длится перманентно…
Итог подводим: значит, что ж?
Накоплен многотрудный опыт
и подтвержден научно факт,
что ежик очень хитросопый
зверёк, не склонный на контакт.

http://stihi.ru/2008/03/09/940

Но  в общем все было достаточно мирно и симпатично, до первого выступления Жени Коробковой.

Мне оно показалось странным по нескольким причинам:
- было сказано сразу обо всех( одно дело когда это хотя бы аргументировано, но нет- все плохи), это сразу вызывает подозрение о том, что что-то не так пошло.

Аргумент о том, что она не хочет оскорблять людей, потому ничего говорить не будет, тоже не слишком понятен и не убедителен, по меньшей мере.

Тишина в студии и  громкие шутки ведущих, конечно, как-то сгладили атмосферу, да и Ольга уже перед этим что-то говорила, а потому все было не страшно, а как-то грустно и безнадежно.

И ведь никто не заставлял Женю притворяться или врать, по-моему поэты давно уже готовятся  выслушивать все, что она говорит, и даже ведут себя прилично. Но здесь был просто перебор во всем, и в лексике, и в интонациях, не очень понятно, почему огонь вспыхнул на этот раз.

И надо отдать должное  Ольге Ворониной, так мы и полетели во второй тур "на честном слове и на одном крыле", и конечно, благодарность особая  выступающим,  я лично представила себя на их месте, вспомнила, как уходил в середине передачи Малахова  из студии режиссер В.Меньшов со словами: «Я думал, что мы будем фильм обсуждать» -наверное, это самая верная позиция.

А один из моих любимых поэтов, когда зашла речь о передаче, просто сказал, что ему надо будет  месяц лечиться у психиатров до того и после передачи столько же. Это не шутка, как можно судить по последним событиям. Но должно ли так быть, вот вопрос.

Но у них хватило мужества остаться, и прочитать еще по три стихотворения, Аркадий  конечно, вставил свое веское слово, говорили поэты, но праздник был испорчен без всяких на то оснований.

Но вопрос остается, почему  этот вопрос так остро не стоял, когда были одиозные личности в студии, когда действительно нужно было сказать  о том, что их там не должно быть, но это как-то мягко прозвучало. И вдруг такое… Вот если бы Женя сказала что -то подобное Курортному в финале той передачи, я бы ее полностью поддержала, но и этот позор мы как-то молча  пережили...

Уровень поэтов в этой передаче вовсе не был самым слабым, скорее наоборот,  на моей памяти были действительно  провальные передачи, потому  если честно, у меня нет ответов на эти вопросы..

И самое главное, утверждение будто произведение не может существовать, если  его не заметил, не оценил критик, ну просто  смешно. Браво, маэстро Орехов, «Илиада», да и не она одна жила веками, и плевать Гомеру  было на оценки критиков, а кто и что из них писал о том,  это как-то мало интересно. А уж что они наговорили о произведениях Тургенева и Островского, так вообще тихий ужас, до сих пор не можем к нормальному восприятию вернуться, все лучи в темном царстве слепят.

Ну в общем, вроде бы и не было наших творцов золотого века с их жалобами заявлениями в финале программы, которые ничего кроме желания принять душ и забыть навсегда не  остается, но  результат  немного удивил.

Только Ольга Воронина, как стойкий оловянный солдатик исполнила роль до конца, и сказала много  полезного и интересного как всегда.
 
Так на честном слове и на одном крыле мы все-таки долетели до финала, не забыв отметить, что  передаче исполнился ровно год, и она еще жива и невредима, с чем мы ее и поздравляем.

В финале  еще одно короткое стихотворение Аркадия Эйдмана, да и приземляться можно

гуманное
Аркадий А Эйдман

/не стреляйте в белых лебедей/,
пощадите загнанную лошадь,
дайте шанс сорвавшейся звезде
не упасть, поймав её в ладошку.

подарите ей своё тепло,
время, чтоб смогла почистить крылья
и взлететь!
                и пусть стреляет Зло
в лоб себе от полного бессилья.
http://stihi.ru/2013/05/28/9209

ПОСЛЕСОВИЕ

И все-таки не хочется заканчивать на грустной нотке.
Игорь Царев остается с нами , завтра  прекрасный сайт «Изба читальня» вместе с другими организациями готовит вечер его памяти.
Судя по всему, он будет очень интересным.
Остается только позавидовать тем, кто сможет там быть и ждать записи этого вечера

№№№№№№№№№№

Вечер памяти поэта Игоря Царёва состоится 31 мая сего года в 19.00
в московском Молодёжном историко-культурном центре "Особняк купца В.Д.Носова"

по адресу: ул.Электрозаводская, 12 (м.Электрозаводская, 7 минут пешком)
.
В Вечере примут участие родные и друзья Поэта.
Стихи Игоря Царёва будут читать поэт Ольга Флярковская (Флярик) и замечательная актиса театра "Небо/Земля" Наталья Орехова.
Вечер пройдёт под эгидой Союза писателей России.
Приглашаются все желающие. Вход свободный.
С вопросами и предложениями обращаться на Редакторскую страницу.
Контактные телефоны: 8 985 990 03 51 и 8 916 295 90 97