Философия морали

Мария Гри
Философия Морали. Попутные мысли.

Мораль и общество. Рядовые члены общества и маргиналы.

Когда люди сбиваются в стаю, они начинают генерировать поле, которое называется «мораль».
Это поле взаимного притяжения-отталкивания людей есть энергия, формообразующая социум. Аналогична энергии притяжения-отталкивания  в материи, в силу которой материя существует в виде разных объектов.

Мораль выражается в мировоззрении и социальных отношениях.
Выглядит, как свод законов регулирующих стабильное существование социума.
Эти законы стремятся нивелировать индивидуальные характеристики каждого члена социума до некоторого среднего типа.
Характеристики среднего члена социума – показатель уровня развития цивилизации и эталон, к соответствию которому общество принуждает стремиться каждого своего члена.

Большое количество усреднённых членов – это не только гарант стабильности социума, но и фактор, сдерживающий развитие моральных характеристик.
Социум может занимать сколь угодно большие географические пространства и иметь сколь угодно высокий уровень благосостояния, но без развития моральных характеристик будет деградировать.
Когда социум костенеет, то есть сам  искусственно сдерживает развитие морали, социум гибнет.

Для здоровья социума требуется некоторое количество индивидов, владеющих энергией роста. Их не должно быть слишком много – иначе их суммарная энергия роста разорвёт социум.
Их не должно быть слишком мало – иначе энергия общественной морали их раздавит.
Много – это когда они имеют энергию собраться в стабильные общественные организации.
Мало – это когда социум не стесняется  отлавливать их  по одному и сжигать на площади или принуждать носить колпак с бубенцами.
Но их должно быть достаточно.  Достаточное количество не опасно потому, что такие индивиды сами по себе не стабильны и не сбалансированная энергия новой морали, как правило, приводит их к самоуничтожению.

Итак, налицо структура. 
Ядро социума состоит из особей с усреднённой моралью, близкой к эталонному образцу.  Оболочка – из особей с моралью разной степени косности и некоторым количеством личностей  с разбалансированной моралью, но с таким запасом личной энергии, которая стремится к стабилизации и удерживает данные организмы от саморазрушения. Такие личности стабилизируются любым доступным им способом в любые формы, обусловленные их субъективными характеристиками.

Когда стоишь на пороге неизведанного, а эталонные решения не удовлетворяют, трудно определить ориентиры для своего пути.
Личность сама себе ориентир.
Зачастую это выглядит аморально, но на самом деле моральным оценкам не подлежит. Это из явлений другого рода. Как оно должно ещё выглядеть?
Принуждать такую личность к жизни по эталонным образцам всё равно, что навязывать человеку, идущему по неизведанному  болоту,  походку модели при дефиле.

Своей немыслимой, не эталонной  жизнью, такая личность раздвигает горизонты мировосприятия среднего человека. Показывает, что возможно существовать и таким вот образом. Обычно, губительным для данной личности. 
Тем не менее, для многочисленного социума конкретная жизнь одного индивида, энергия его изменённой, не эталонной морали, служит как инъекция вакцины. Вакцины изменяющей общую мораль, генерирующую в ней энергию для возможности роста и расширения горизонтов мировоззрения.