Квинтэссенция Венецианской республики

Александр Сизиф
   Историческое племя вёнетов, испытавшее набеги вестготов, гуннов, лангобардов, нашло защиту на островах Венецианской лагуны, где в 421 году и возникла Венеция. С 697 года известен институт дожей (от лат. Dux – царь, итал. Duca – вождь), просуществовавший 1100 лет. Возникшая в 751 году Венецианская республика за всё время существования сохраняла свою независимость, отражая натиски врагов. Она пала только в 1797 году.
   Республика, управляемая мудро, предоставляет простор инициативам и предприимчивости народа. Дож Пьетро II Орсеоло (Pietro II Orseolo, правил 991-1009) очистил Адриатику от пиратов и положил начало военной и торговой экспансии Венеции. С захвата земель в Далмации, с развития торговли и мореплавания Венеция стала богатеть и превращаться в центр притяжения для Запада и Востока.
   Дож Энрико Дандоло (Enrico Dandolo, правил 1192-1205) умело использовал силы крестоносцев, направив их на захват новых городов и разорение Константинополя в 1204 году. Так Венеция освободилась от влияния Византии, что еще больше упрочило ее положение.
   Длительные войны с турками и открытие Васко да Гамой (1469-1524) новых морских путей лишили Венецию былого могущества и приоритетов в морской торговле. Начался медленный упадок, утрата позиций, но с сохранением своей республиканской независимости.
   В XVIII веке Венеция, благодаря расцвету искусств, превратилась в мировой культурный центр – вожделенное место для искателей приключений и развлечений. Это привело к изнеженности легкой и увеселительной жизнью, а в итоге – к вторжению войск Наполеона (итал. Napoleone Buonaparte, 1769-1821). Независимости пришел конец. К этому времени маска, свеча и зеркало стали символами Венеции. Былое величие республики трансформировалось в рождение в 1895 году Венецианской биеннале.
   Опыт венецианского республиканского правления не утратил своего значения. Не охлократия с разнузданностью инстинктов, не демократия с ненасытным требованием прав, но просвещенное правление самых достойных – инициативных, созидающих, сохраняющих, приумножающих и предвосхищающих.
   Союз волевых и совестливых, сознающих свою ответственность интеллектуалов, с энергией раскрепощенных, творческих и деятельных масс, объединенных единством благих задач, – путь к гармонии государства и общества.
   Искусство становится силой, устраняющей антагонизмы между обществом и государством. Национальное самосознание кристаллизуется в приоритетах государственной политики и выходит на мировую орбиту.   
   Паразитизму современных чиновников государственного масштаба и на всех уровнях должен быть положен конец с полным поражением в административных правах. И поможет в этом деле искусство.