Сомс форсайт и я

Арисса Росс 2
      

  Всю жизнь, читая «Сагу о Форсайтах», я решила подытожить свои впечатления. Мне очень дороги многие герои «Саги». Я как будто бы с ними выросла. Изменила свой взгляд на мир.  И самое главное, изменила отношение ко многим героям. За литературными героями стоят прообразы -  живые люди с их страстью, любовью, ненавистью и страхом. Читая, я каждый раз примеряла на себя чью-нибудь любовь, но она была мала или наоборот, велика для меня.

  Прошло время. У меня родился сын. И сразу же изменилось отношение к Сомсу Форсайту.  Из собственника, он превратился в беспредельно любящего отца. И я стала на его сторону. Мне он был гораздо симпатичней, чем его первая жена Ирэн. С годами эти образы не тускнели, а наоборот, становились всё более и более родными. Для меня было большим наслаждением перечитывать в энный раз это произведение. Протестуя против фарисейских запретов, я была полностью согласна с автором, что показывать надо подлинную жизнь. Герои были способны на подлость, как и современная Голсуорси Англия.

   Голсуорси довольно рано обратился к семейству Форсайтов, и ещё в начале творчества написал рассказ «Спасение Форсайта». Вся жизнь писателя была так или иначе связана с Форсайтами. Он опирался на слова Бернарда Шоу, назвавшего буржуазную семью «страшным институтом». «Собственник» было самым любимым произведением писателя.  Форсайты – это финансисты, рантье, члены акционерных обществ – принадлежат к эпохе империализма, когда Англия после утраты своей промышленной монополии стала вывозить накопившиеся капиталы в отсталые страны. Они – потомки английских буржуа времён славы Англии – «мастерской мира». Их портреты происходят из образов Диккенса, но Голсуорси, пожалуй, впервые в английской литературе даёт такой последовательный глубокий анализ.


  Выдающееся достижение Голсуорси – портреты Форсайтов. Например, противопоставленный собственникам образ Ирэн, исполненный обаяния и красоты – только подчёркивает уродство  Форсайтов. Критик Эдуард Гарнет писал, что «Ирэн не действует, она пассивна, и поэтому она находится на одной ступени с Форсайтами».  Голсуорси создаёт впечатление, что она не причастна и к жизни в целом. Написав роман «Собственник», писатель только через 12 лет вернулся к Форсайтам, продолжил эпопею этой семьи. Голсуорси сумел противопоставить нежелание вернуться Ирэн к Сомсу, с позицией буров, отказывающихся принять суверенитет Англии.


   Сомс меняется просто на наших глазах под влиянием своей любви к дочери. Вообще, Сомс смягчается с годами, опять же, главным образом, благодаря Флер. Перед нами глубоко порядочный человек, относящийся к миру таким образом, какого мир заслуживает. Флер, конечно, пользуясь любовью отца, крутит им как хочет. Особенно это проявляется в эпизоде, когда она влюбляется в Джона – сына Ирэн. Для неё эта любовь недоступна, а потому она просит отца вмешаться и обратиться к своей первой жене. Сомс, наступая на своё сердце, на свою гордость идёт к Ирэн, которая и принимать-то его не хочет. Он просит за свою дочь, ищущей любви этого мальчика Джона, и только когда, не добившись ничего через некоторое время Флер выходит замуж за Майкла Монта, Сомс очень быстро находит контакт с зятем и его отцом. Годы идут, но на каждом изгибе судьбы отец помогает дочери.
 
    Возьмём кругосветное путешествие Флер – отец поехал с ней. Подарки картин стали составной частью жизни Сомса. Дочь выкидывала всё новые и новые номера – например её влюблённости, суд, который был у неё, новая встреча с Джоном. И каждый раз Сомс, затаив дыхание, переживал это. Как он был рад, когда родился внук. Кит занимал много его времени, но всё равно, любовь была отдана только Флер. Да и в конце, когда вторично она получила отставку от Джона, она приехала к отцу, и позже, вечером вдруг закурила в картинной галерее. Вспыхнул пожар, а Сомсу, в это время, было 73 года. И всё-таки ему удалось большинство картин спасти.  Вдруг он увидел страшное – одна из картин падала на Флер.Тогда Сомс, оттолкнув её со всей силы, принял этот роковой удар на себя. Сомс умер, так и никому не сказав правды.


  Возникают вопросы, почему Голсуорси так любил Сомса? Почему именно он становится главным и основным героем его мыслей на всю оставшуюся жизнь. И почему Ирэн, красавица, первая жена Сомса, не вызывает у меня тёплых чувств?  Неужели отцовство до такой степени может изменить человека? Порядочность Сомса – она врождённая или приобретённая в жизни? И почему слёзы катятся каждый раз, когда я дочитываю до конца сагу о Сомсе и он умирает у меня на глазах?


  Ради этих вопросов и написана небольшая статья о творчестве Джона Голсуорси. Я надеюсь, что читатели ответят на эти вопросы и дадут мне возможность взглянуть на произведение с новой стороны.