Научное мировоззрение - или религия - ваш выбор

Валентин Кашин
 
"Бог и религия – между ними есть четкая граница и религия часто противоречит Богу. Природа и ее законы созданы высшей силой. Религия создана смертными людьми, которым свойственно ошибаться. Религия может быть полезной, но может и работать во вред народу." Дэвид Лэйн

Тот кто не  развивает свою душу осваивая новые знания,  создаваемые   фундаментальной наукой, тот вынужден  все время спасать свою душу  от   соблазнов и интеллектуальной деградации, обращаясь к ритуальным практикам  разнообразных религий.

  Замена своего собственного интеллектуального труда над самосовершенствованием   в виде выработки  системного мировоззрения  часто осуществляется простым решением - выбором   комфортной религии, и догматическим повторением ритуальных практик выбранной религии.  часто этому способствуют социально-культурные традиции окружающего общества.  И почти всегда  такая замена ведет к духовной лени, и духовно-нравственному тупику.


И все-таки давайте проанализируем некоторые (подчеркиваю некоторые черты) мировых религий. При этом задача не стоит найти врага. Задача в том, чтобы для себя выработать мнение ведет ли данная религия к богу, или в тупик ритуальных практик.
Различают два основных типа мировых религий первый, который занимает активную позицию, претендующую на свою абсолютизацию, и потому претендующий на уничтожение инакомыслящих, даже ценой войны. Это прежде всего религии провозгласившие тезис - Единобожие (монотеизм)характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия. Такая идея позволяет выделить себя как основных посредников ведущих паству по дороге развития духовности и к богу. Легко в результате присваивать права на святость не имея таковой в себе. Более того идея греховности в этом случае позволяет избежать ответственности за свои дела высшим иерархам церкви.
Одновременно в этих религиях высок уровень постановки коллективных задач для объединения несовершенных, достаточно слабых людей. А вот сами коллективные задачи могут стать достаочно преступными. Это полностью зависит от морально -нравственных качеств священнослужителей. И такие коллективные задачи могут быть абсолютно преступными.
Трактовка самого Божественного действия у них может отличаться. Пример Свидетели Иеговы и Католичество. Отсюда и разные привилегии, которые ищут для себя священнослужители для определения своей личностной близости к своему Богу, разные ритуальные практики и традиции. Разные формы выбора высшего духовного сана. например покупка кресла Папы Римского - не считается чем -то порочным в католичестве. А участие в табачном бизнесе православного Митрополита Кирилла тоже является вполне нормальным явлением.
Другая форма мировых религий - это религии, где бог в неявной форме. "Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм". Здесь само высшее сознание не опирается на идею монотеизма единобожия. Здесь более корректно поставлена работа по индивидуальному самосовершенствованию. Но очень сильно страдают вопросы коллективного взаимодействия. Увлекаясь задачами индивидуального духовного развития такие религии слабо прорабатывают процессу коллективного сознания, и во многих случаях, создавая уникально развитых отдельных людей, ориентируют их на путь именно индивидуального саморазвития, зачастую формируя достаточно высокий уровень равнодушия к вопросам общественного духовного развития, за исключением своих учеников. Но даже ученики в этих религиях очень часто объединены лишь высокими идеями своей религии, и тратят почти все время на выполнение своих ритуалов. Например в буддизме многие практики, чтобы их правильно выполнять надо повторять тысячами, а то и десятками тысяч раз, чтобы просто попасть в состояние готовности принять в себя определенное состояние души.
В многих случаях адепт таких религий ставит перед собой цель растворение своей личности в боге - как высшую задачу духовности. А принцип личной преданности учителю ставится в основу такого самосовершенствования. То есть по пирамидальному принципу развивается отказ от самостоятельного творческого мышления, и всемерно поощряется многократное (без учета чувства меры - баланса) повторение ритуалов. В результате такой путь становится путем одиночек, но не путем развития общества. Общество постепенно останавливается на каком-то определенном уровне развития. Это легко было видеть на примере Тибета. Красота этой страны и её изолированность одновременно практически остановили развитие общества в ритуальной жизни одного из направлений буддизма.
Есть еще одно направление, связанное с понятием вера. Это - пантеизм. Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др. Здесь более сбалансирован характер задач развития коллективного сознания и индивидуального. Именно поэтому современное научное познание чаще всего на начальном этапе постановки задач, когда требуется развивать новое направление и привлекать принципы веры тяготеет к пантеизму. Наука не исключает веру в бога. Она лишь все чаще призывает для познания законов сознания привлекать и индивидуальные способности и коллективные формы познания, призывает опираться на объединение принципов веры и принципов знания. Хотя конечно есть и догматическая наука, закостеневшая на старых догмах.
Поэтому хочется подчеркнуть. Есть мировые религии которые активно формируют и участвую в распространении агрессивности, войн, и невежества. А есть и такие , которые активно отстраняются от участия в процессах общественной жизни, исключая религиозные практики. Вторые приводят к своеобразной стагнации общественной жизни в странах, где они становятся идейной основой этой жизни. Они капсулируют внимание своих адептов на ритуальных религиозных практиках в интересах личной преданности духовным учителям, и выключая своих учеников из социальной жизни общества. В обоих случаях нарушается баланс индивидуального и коллективного,общего и всеобщего. А значит для нормального самосовершенствования такие пути развития скорее тупиковые, чем сбалансированные по отношению к собственной Душе.
Какой выбор сделать - определяется уровнем информированности идущего по пути самосовершенствования. А как раз в этой информированности как правило ученику отказывают на начальном этапе. По структуре своей религии на начальном этапе во всех мировых религиях ученикам информацию не дают, или дают но очень ограниченно. Учеников преимущественно приучают к культовой религиозной деятельности через ритуальные практики.
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
-религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
- религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
- религиозные отношения (культовые, внекультовые),
- религиозные организации.
  В большинстве случаев верующие останавливают свою интеллектуальную активность    на уровне бытового религиозного сознания, что позволяет   всю духовность личности свести к догматике выбранного учения и чисто ритуальной деятельности в рамках  ближайшей церкви.  Практически прекращается активное  усвоение новых знаний, и совершенствование на базе этих новых знаний своей собственной души.  В результате тот кто не развивает душу, тот вынужден принимать невероятные усилия по систематическому спасению  своей души.