Платье из панбархата для мамы

Лариса Геращенко
В который раз перебираю вышедшие из моды, устаревшие морально, но еще пригодные для носки платья и кофточки, чтобы отнести в «Красный крест». Здесь же и небольшие остатки разных тканей – вдруг для чего-нибудь пригодятся? Достаю из отдельного целлофанового пакетика небольшой кусок ткани… И сразу вспомнилось…

Маленький, старый домик, восстановленный из оставшихся после войны руин, приспособленный «под клуб». Солнечный, разукрашенный яркими одуванчиками и бело-розовым цветением яблонь, майский день… Привезли кино «Свинарка и пастух». Народу! – тьма! «Зал» битком набит, поставили дополнительные скамейки, стулья, табуретки, даже с собой принесли, кто что смог, молодые стоят в проходах. Женщины, мужчины, дети по возможности, нарядно одеты, в наглаженных платьях, рубашках. Мужчины, пока немногие, щеголяют в белых, начищенных разведенным зубным порошком, парусиновых туфлях. Сеансы идут друг за другом почти без перерыва. Желающих посмотреть много, а плёнку ждут уже в других селах…

После войны прошло не очень много лет, люди морально ещё не отогрелись, не вышли из постоянного напряжения, отвыкли улыбаться и смеяться тем более…
Этот фильм-сказка нёс в себе радость, любовь, надежду на будущее счастье, благополучие в семьях. Красивые, молодые Владимир Зельдин и Марина Ладынина, хорошая песня с легко запоминающимися словами и мелодией. На следующий день её пели от мала и до велика, переделывая, переставляя слова, но душевно…

Мне мало лет, но посмотрев фильм, твёрдо решила – буду свинаркой! Для этого была веская причина!..

Соседка, тётя Лена, шила на дому. Портниха была, как говорят, от Бога. Журналов мод не было, да и откуда им взяться в украинской глубинке? Всё же одеваться модно и красиво женщины хотели всегда и везде, особенно после войны, независимо от статуса населенного пункта. Где искать выход? Конечно, в кино! Вот женщины и запоминали фасоны платьев, кофточек, юбок, костюмов, в которые были одеты героини фильмов. Потом рисовали в специально заведенную тетрадку, таким образом, создавали свой, общий «журнал мод». Эти рисунки тетя Лена превращала в роскошные крепдешиновые, крепжоржетовые, шифоновые, штапельные, ситцевые, маевые, батистовые платья, кофточки, юбки…

  Нам, то есть её дочке Вале и мне, доставались необычайной красоты лоскутки, на зависть другим подружкам… Приходилось (ох…) хоть и с сожалением – делиться. И вот однажды, как гром среди ясного неба! – удивление! восторг! Слово «шок» в обиходе не употребляли, но именно так оно и было, глаза расширились, дыхание перехватило, сердце замерло при виде настоящего чуда!

На тончайшей, прозрачной, невесомой, как утренний голубовато-серый туман основе – яркие, сочные, бархатистые букетики «анютиных глазок» с зелеными листочками. Какая-то тётя заказала сшить себе платье… Как?! А моя мама?! Беда была в том, что в нашем магазине такой ткани не было. Ходила, проверяла, спрашивала у продавщицы. Та ответила: «Не завозили». Мамочка одевалась красиво, летних платьев было несколько, разных фасонов, но мне хотелось еще…

Придя с работы, мама, увидев мое зарёванное лицо, стала выяснять причину. Пришлось рассказать. Она поблагодарила за мое беспокойство о ней, и мы вместе стали искать возможность решения такого трудного вопроса, решив, что всё- таки надо сначала подрасти. В скором времени после этого случая, как-раз и привезли кино. Я твердо решила - у МОЕЙ мамы будет такое же платье! Знаю что делать!

Надо хорошо кушать, чтобы процесс «вырастания» шел как можно быстрее, а то такую маленькую, хоть и горящую желанием работать, всё равно никто не возьмет…
Первый класс уже через год! Стану взрослой, пойду в свинарки! Обязательно заработаю два поросенка, вырастим их, одного для себя, то есть для еды, а другого продадим, а так как это будет Очень большая свинья, то продадим дОрого! ( В колхозе кроме денег давали, как премии – кто, где работал – поросят, телят). Поеду в Москву, куплю там панбархата сразу на три платья! А как же! - маме, сестричке и себе, обязательно!Вот пусть тогда обзавидуются все! пусть оглядываются, когда мы втроём, в одинаковых, божественно красивых платьях, придём на концерт или в кино!..

Прошло много-много лет… Свинаркой я. конечно, не стала, жизненные дороги увели далеко-далеко от тех мест, но панбархат маме купила, наперед зная, что платье она шить себе не будет, да и мне уже он не по возрасту, но обещание своё должна была исполнить…

Мамочка, милая моя, ангел мой золотой, ты давно на небесах, но небольшой остаток ткани храню до сих пор, напоминанием о той далекой, незабываемой, счастливой поре, о детстве…

Июнь, 2013г.
(Фоторабота автора)
Владимир Зельдин умер 31.10.16 г. на 102-м году жизни.