Скрипки надежды в Монако

Борис Готман
На фотографии  из сайта "Форума Гримальди" в Монако: принцесса Монако Каролина (старшая сестра князя), князь Монако Альбер II, президент общества друзей Оркестра Монако Смадар Эйзенберг, президент Еврейского университета в Иерусалиме Менахем Бен-Сасон после концерта.


 Сравнительно недавно я опубликовал  репортаж  "Сила музыки"  - http://www.stihi.ru/2013/06/10/6136 - о необычной композиции  изувеченных музыкальных инструментов, выполненной  в бронзе в 1986 году скульптором Арманом Фернандезом.

  Эта композиция  многими воспринимается как памятник погибшим в Холокосте музыкантам.

  Когда писал "Силу музыки", не знал, что будет у этого репортажа куда более оптимистичное продолжение.

  Конечно, оптимистичное  -  "…со слезами на глазах…"

  Из материалов о трагических судьбах музыкантов и их скрипок, узнал об уникальной династии тель-авивских скрипичных мастеров Вайнштейн, которые более 20 лет собирают и восстанавливают поврежденные или просто состарившиеся инструменты, принадлежавшие жертвам нацизма.
 
  Амнон Вайнштейн очень хотел, чтобы восстановленные им инструменты снова зазвучали в руках  современных выдающихся исполнителей.

  О том, что было дальше, сообщил сайт 9 канала израильского телевидения ZMAN.com:

  "Он поделился своей мечтой со своим другом - Шломо Минцем, всемирно известным скрипачом, уроженцем Москвы, в 1959 году в двухлетнем возрасте переехавшем с семьей в Израиль.
 
  Вдохновленный идеей символического возрождения скрипок из пепла Катастрофы, Минц в 2008 году сыграл на одном из отреставрированных инструментов, принадлежавших узнику концлагеря Аушвиц.

  Играл он на том же самом месте, на входе в лагерные бараки, где играл в оркестре Аушвица перед нацистскими бонзами ее прежний владелец.

  Играл вдохновенно, словно воплощаясь в образ того, кто так и не дожил до освобождения, как будто это был его последний концерт в лагере для обреченных.

  Впоследствии Минц играл и на других концертах «Скрипок надежды» и вот теперь будет выступать в Монте-Карло.
   
  Главный дирижер Римского оперного театра Джанлуиджи Джельметти был настолько покорен историей «потерянных скрипок», что написал работу, специально посвященную проекту.

  Музыкальное произведение Джельметти называется «Кеэв» («боль» на иврите) и было впервые исполнено на концерте в Монте-Карло, а собранные средства были переданы Центру по исследованию мозга в Еврейском университете Иерусалима".

  5 мая этого года в фешенебельном зале Гримальди в Княжестве Монако прошел очередной концерт в рамках этого всемирного фестиваля.

  Концерт состоялся в присутствии Его Светлейшего Высочества Принца Альбера II.

  Одним из почетных гостей был и легендарный скрипичный мастер из Тель Авива  Амнон Вайнштейн.

  У каждой из восстановленных им скрипок есть своя трагическая история.

  Хозяином одной из этих скрипок был двенадцатилетний еврейский мальчик из Белоруссии. Партизаны отправили его играть гитлеровским офицерам в их клубе. Вместе со скрипкой он проносил в подвал под залом взрывчатку…
   
  Другая скрипка, на которой в Монако должен был играть знаменитый турецкий музыкант Чихат Аскин, получила название «скрипка из Дранси».

  Семьдесят лет назад на ней играл скрипач-еврей в транзитном лагере под Парижем, откуда он был депортирован в Освенцим. Его имя неизвестно. По одной из версий, когда его отправили в Освенцим, он выкинул скрипку из поезда, выкрикнув: "В этом мире у скрипки нет будущего!"

  Во французский пересыльный лагерь Дранси под Парижем эта скрипка попала со своим владельцем, скорее всего, из … Монако.

  К началу  Второй мировой войны в Княжестве проживало около 200 евреев.

  Пока Монако было под итальянской оккупацией, итальянская армия евреев немцам не выдавала.

  Однако сменившие их гитлеровцы потребовали от правившего тогда князя Луи депортировать евреев во Францию.

  Луи не осмелился перечить немцам, но отдал своей полиции секретный приказ предупреждать евреев о предстоящих арестах.

  Все же значительное число евреев были высланы во Францию, а потом отправлены в лагерь смерти Освенцим.

  Основатель Оперного театра Монако, Рене Блюм, приглашенный в тридцатых годах лично князем, разделил судьбу евреев-музыкантов его оркестра.

  И вот теперь, через семьдесят лет, возрожденная скрипка опять звучит в Монако.