О грехах, душе, совести

Эдуард Чернухин
                Иллюстрация Аллы Мирилашвили               

                Коль Творца словам не внемля,
                Сеял только зло одно,
                В душу брошенное семя
                Стало деревом давно.
 

Наше тленное тело не стоит гроша -
«Муравьям на обед» – поедят, не спеша.
Грешник! Бойся не тлена – того, чтоб нежданно
На обед не попала к шайтану душа.



У шайтана  запас в миллион душеловок,
Обложил ими нас так умело и ловко:
Оступился – и тут же попал ему в плов
Рисом, мясом, зирой иль чесночной головкой.



Коль дожил до седин, а грешить не устал,
Что ты скажешь о том, перед Богом представ? -
Переполнена чаша поступков греховных,
Чаша праведных дел совершенно пуста.



Если в дружбе с шайтаном, пищи не пищи,
Он ощиплет тебя и положит во щи,
Но пока ты не стал его лакомой пищей,
Пищу сам для спасенья души поищи.



Пусть ты голоден, беден, нелеп и смешон,
Не имеешь богатства и множество жен,
Будь доволен уж тем, что не служишь мамоне,
И за верность ему ты души не лишен.



Книгу совести как-то прочесть я решил.
Открываю… И много ли я нагрешил?
- Книга жалоб, - подумал и в диком смущении,
Не осилив страницы, закрыть поспешил.



Нынче ум не в цене, отработанный хлам:
Прохиндей – в богачах, в процветающих – хам.
Может, мне, как всегда, не хватает везенья?
Если так, то тогда я пошел к дуракам.



Список пропущенных лекций немал.
Спросит Всевышний: «Опять прогулял?»
Врать бесполезно, отвечу: «С шайтаном
Жажду познаний вином утолял».



У Всевышнего я в неоплатном долгу:
Не желая грешить, не грешить не могу;
Одолжил мне Он жизнь на короткое время,
Для чего, разобраться никак не могу.



Что в кувшине твоем? В нем какое вино?
Коль с добром и любовью - полезно оно.
Иль от злости и зависти скисло давно,
И полезным ему быть уже не дано?



Если тело твое неустанно болит,
Запрети в себе гнев, уходи от обид.
Лишь любовью с добром наполняй свое сердце,
Тело хвори тогда и само победит.



Тот от зависти черной - что сморщенный лист,
Этот в злобе своей почернел – трубочист.
Не пристанут к тебе, друг, ни зависть, ни злоба,
Если будешь ты сердцем и совестью чист.



Не бросай в почву сердца унынья зерно,
Пустит корни и сердце разрушит оно.
Лучше к сердцу привей ты лозу винограда -
Даст на радость она ему скоро вино.



Если зависти жить позволяешь в душе,
Пользы, знай, от нее как от полчища вшей.
Прежде, чем напоить ее собственной кровью,
Дай напиться вина ей - и тут же взашей.



Гнет уныния - то же, что ярости смерч.
Сердце лучше в одежду покоя облечь.
Избавляя его от печали и гнева,
В нем полезнее веру с надеждой беречь.



Если дверь растворить для страстей всех мастей,
От гостей сих не жди ты приятных вестей.
После этих гостей соберешь ли костей?
Кровь густей, а душа  все пустей и пустей.

 

Ну и время! Желаем лишь хлеба и зрелищ.
С мордобоем подайте нам баб в неглиже!
В гиблом царстве уродливых чудищ и зверищ
О душе с покаяньем забыли уже.



Мы не знаем, что там - за невидимой гранью:
Райский пруд или пруд с тучей злобных пираний.
Чтоб за гранью нас в рог не свернули бараний,
Может, душу до грани очистить от дряни?



Я б желал, как бы жизнь ни была тяжела,
Чтоб никто никогда не рассеивал зла;
Чтоб всегда и везде, с кем бы нас ни свела,
Лишь добром согревала сердца пиала.



Жизнь - тропою судьбы, убегающей прочь…
А куда: в вечный свет или вечную ночь?
Чтобы ТАМ душу светом навек обеспечить,
Нужно ЗДЕСЬ постараться в ней ночь превозмочь.


 
В наших душах противится ад небесам.
Только с кем ты на поле сражения сам?
Где, на чьей стороне, и кому предпочтение -
Божьим ангелам света иль бешеным псам?



Если б мы, избегая ума кутерьмы,
Уходя от заразы греховной чумы,
Не водили бы дружбы со слугами тьмы,
То какими же светлыми стали бы мы.



Раз намерен, мой друг, до последнего вздоха
Ты с шайтаном дружить, то не охай, что плохо.
Видно, ты подзабыл, что он ушлый пройдоха.
А чего ожидать от пройдохи? - Подвоха.



Если стану сидеть я, судьбы не клеймя,
С пиалою хмельною до Судного дня,
Но при этом во всем сам себя обвиняя,
Мне скажи, Страшный суд оправдает меня?



Жизнь бежит себе пусть, догонять не спеши,
Не спеши ты за нею в страстей камыши;
Посиди и подумай немного в тиши,
Может, стоит спешить для спасенья души.



Расскажи о душе дураку – не поймет,
А ученому - птичий важнее помет.
Я пойду к гончару, он поймет и расскажет
Мне о том, чья душа в моей чаше живет.



Гордецы - неуемны в грехах, но зато
Небеса вопрошают: «Страдаем за что?»
А смиренные сердцем себе отвечают:
«Мы страдаем за это и платим за то».



Коль смешались в душе твоей правда и ложь,
Приводя ее в ропот, смятенье и дрожь,
Начинай пить вино – чья проявится рожа,
Ту по роже и бей, а другую не трожь.



Гнет греховный неся на костлявых плечах,
От печали своей я увял и зачах.
Чаще в чашу вина наливай, виночерпий! -
Кто заметит ее в моих пьяных очах?



Школы жизни своей проходя этажи,
Путь к вершине в подъеме с паденьем вершим;
За паденьем души следом падает тело,
За падением тела – подъем для души.



Вот если б всякий раз за грех или порок
На лбу всходил один ветвистый рог,
Из бесконечной массы рогоносцев
Приличней всех смотрелся б носорог.



Коль других привыкаешь в грехах обвинять,
Осуждая за них, в них себя извинять,
То придется привыкнуть, себя не меняя,
За подарки судьбы на себя и пенять.



Кто из смертных, скажи мне, греха не вершил?
Нет того, кто хотя б пять минут не грешил.
Если ты - пять минут? - о себе вдруг подумал,
То меня с пиалою уже насмешил.



Возрадуйся во дни благополучия,
Не век тебе на лаврах почивать, -
Из туч скорбей пробьется Божий лучик
И станет душу болью врачевать.



Грязь в душе от страстей, что на теле угри.
Не прикажешь душе, мол, возьми и сотри.
Плоти грешной своей раб и червь ненасытный,
Ей служа, поедаю ее изнутри.



Никого не суди, никого не хули,
Раздражения в сердце свое не сели,
Прочь гони от себя злость, уныние, зависть,
Перед гневом с обидой ковра не стели.



Не полезней тебе жить в добре и любви,
Чем вздыхать всякий час: мол, судьба, селяви?
Если грузом потерь ты тому не обучен,
На судьбу не вали, небеса не гневи.



Пусть ты беден, богат, необучен, учен,
Дело есть до всего, все тебе нипочем,
Если только на блага земные заточен,
Ты душою в темнице уже заточён.



Всякий раз на заре, улыбаясь лучу:
«Всё, что выпадет мне, - я шепчу, - по плечу.
Что мне тяготы дня, если с помощью Божьей
Бремя жизни самой уж несу, не влачу?»



Коль душа — из прорех, будто ветхий мешок:
Нераскаянный грех, окаянный грешок,
Злой, ехидный смешок вместо доброго смеха, -
Где ж в ней духу-то взяться, в ней только душок.



Всякий раз отделяя котлеты от мух,
Рассуждаю, одно выбирая из двух:
Быть с грехами - во мне укрепляются духи,
А не быть - то во мне укрепляется дух.



- Счастлив тот, - слышу я, - кто живет не спеша,
Не особо греша, ничего не круша...
Если жить хорошо, если жизнь хороша,
То зачем вопрошать "Что такое душа?"



Если чреву служа, просишь зрелищ и хлеба,
А душа не намного отлична от хлева,
Не подобна ли жизнь твоя мертвому древу?
Что ты ждешь от небес, кроме Божьего гнева?



Пусть ты нищ, а на теле сто тысяч морщин,
Стар и немощен, все ж на Творца не ропщи,
А терпи, не ропща, ведь не клещи шайтана, -
И молись, чтоб как кур не попасться в ощип.



Ложь - оружие зла, ты же зла не держи
И по жизни иди, уклоняясь от лжи.
Укрепляйся в добре, не ищи ложных истин,
Божью правду одну в свои ножны вложи.



Если нам небесами таланты даны,
Не должны быть таланты к нулю сведены.
Умножать — закрома пополнятся Божьи,
Зарывать — пополнять закрома сатаны.



Раз виновен — винись, а себя исправляй,
Над собою трудись, дурака не валяй,
Пей немного вина и, Творца восхваляя,
Черных мыслей поток от себя удаляй.



Плоть, всю жизнь наполняя грехами меха,
Повторяет: с грехами и так не плоха.
Но уже перед смертью все чаще вздыхая,
Понимает, она - шелуха и труха.



Чтоб достойно прожить, злом Творца не гневи,
Яд греховный не пей и других призови.
Если хочешь спастись, пить полезно без меры
Лишь из чаши добра и бокала любви.



- Жизнь - слезинка дождя. Для спасенья души
Лишь в одном, - говорил мне мудрец, - поспеши:
Чтобы в пропасть геенны тебе не скатиться,
Поскорее спускайся с греховных вершин.



Пусть имеешь для сна не дворец - конуру,
Корку хлеба жуешь поутру - не икру,
Пусть тебе мой совет не совсем по нутру, -
Уклоняйся от зла, прислоняйся к добру.



Рвутся в грешную жизнь, как в открытую дверь,
Без конца реки бед и потоки потерь,
Чтобы в ней угасить ненасытного зверя,
Чтоб прошла глухота у безумных «тетерь».



Непослушные, глупые дети небес,
Мы с законами их жить желаем вразрез.
Нашей плоти приятней общение с бесом,
Чем душе быть полезней общения без.


То колючим кустом по пустыне качусь,
То пугливым зверьком в тесной клетке мечусь...
О душе не пекусь, ни чему не учусь
И, влекомый грехом, суечусь, суечусь...



Как измаранной грязью одежды своей
Не очистить без стирки - попробуй, сумей,
Так и ризы души, оскверненной грехами,
Не омыть без страданий, болезней, скорбей.



Атеисты-безбожники верят в прогресс,
Маловерные требуют разных чудес,
Мы же с чашей моей, говорящие с бесом, -
Утверждаем, что верует даже и бес.



И зачем в суете бесконечной, скажи,
Ты, мой друг, принимая за жизнь миражи,
В постоянных заботах о прихотях тела,
Забываешь, как сон, о спасеньи души.



Мы с грехом неразлучны ни ночью, ни днем,
Тем спасенье свое, словно воры, крадем.
Все живем и живем с ним, грехом не считая,
Пока нас не разлучат геенны огнем.



Я спросил старика про движенья души:
- Быть каким мне, скажи, чтоб достигнуть вершин?
- Будь как он, - тот в ответ, указав на младенца.
- Беззащитным, как он? – Нет же, зла не верши.



Пока жизни кувшин до конца не испит,
Пока тело твое, пусть болит, но скрипит,
А душа в этом теле еще не убита,
Откажись от уныния, гнева, обид.



Ты - в ловушку к Зейнаб попадаешься сам,
Я же - сам быть в вине позволяю усам,
И куда попадем, выбираем мы сами:
На лужайки небес или в логово к псам.



Мне мудрец говорил: « Нет, не зависть и лесть,
Для души поважнее правители есть:
Пусть царит в твоем сердце Величество Совесть,
Правит духом твоим пусть Высочество Честь».



Пусть сегодняшний день на вчерашний похож,
Пусть не так он хорош для тебя - ну и что ж,
Будь ты сам в нем хорошим, но будь осторожным,
Чтоб к тебе не пристали ни зависть, ни ложь.



Всюду торг и расчет, что-то в этом не так:
Этот выдаст с лихвой, тот продаст за пятак.
А нельзя ли жить в мире душевно и просто
И друг другу добро раздавать просто так.



Мир от жадности слеп и к страданиям глух -
Рой в навозе страстей обезумевших мух.
В пору нравственных бед и падения духа 
Счастлив тот, в чьей душе Божий свет не потух.



Мне мудрец говорил: «Чтобы душу сберечь,
Чаще истины с верой оттачивай меч,
Чтобы зрение, слух и особенно речь
Ты бы мог им от скверны и грязи отсечь».



И слугою утех называют меня,
И рабом пиалы называют меня.
Не пора ли уже осуждающим рьяно
Закидать за изъяны камнями меня?



Мне мудрец говорил: - Мир – порочный вертеп,
Он в заботах о чреве свиреп и нелеп.
На его предложения зрелищ и хлеба
Делай вид, что ты сыт, притворяйся, что слеп.



Ты рожден под луною, под солнцем рожден,
Ты богат или беден, умён, неучен,
Если слышишь в себе голос Вышнего – Совесть,         
То уже, что броней, от греха защищен.



Не желаю звеном быть в цепочке молвы,
Осужденья с обидой носить кандалы;
Мне милей, в стороне от хвалы и хулы,
Пребывать с пиалой в кабале у Лейли.



Влюбленный, не делись – ни с другом, ни с муллой.
И помни: грешный мир завистливый и злой.
Влюбленный, стерегись и слов, и лишних взоров,
Завистник прячет меч в халате за полой.



Нет, про сердце худого не скажет Эдмар,
Он слыхал, что душа в нем – Всевышнего дар.
Если сердце овцы и лежит на прилавке,
Ты своим никогда не торгуй - не товар.


В мире зла и страстей со смиреньем ходи,
Доброту и любовь в своем сердце храни.
Освещая свой путь милосердия светом,
Душу чистой Творцу после жизни верни.


Человек на небесную птицу похож.
Но соблазном греха ты души не тревожь. 
Путь к Творцу – это жизнь, вера с совестью – компас.
Следуй курсу любви – и ты душу спасешь.


Человечья душа – словно чистый ручей,
Изумруд, источающий сотни лучей.
Береги ее, друг, от греха и соблазна,
Как спасительный свет среди мрака ночей.