Три девушки стояли у черты. Софья

Татьяна Ульянина-Васта
Если голоса девушек из оперы Модеста Мусоргского "Ховащина" Марфы и Эммы легко отличимы в общем действе оперы один от другого.  И  можно порадоваться за удачный подбор исполнительниц партий, либо напротив - остаться равнодушным или недовольным. То присутствие третьей девушки - в историческом процессе того времени одной из наиболее значимых фигур - только один раз дается нам "на слух".

Начало второго действия. Князь Василий Голицин читает письмо от "женщины властолюбивой и сильной", от царевны. Грустное это чтиво. Любовное послание перемежается явно корыстолюбивыми замечаниями того, кого в письме именуют "свет мой", "батюшка мой". Адресат не верит в бессеребринечество отправительницы: то ли в силу  личных чувств к этой женщине, то ли в результате слишком близкого знакомства с царевной.

Больше о царевне Софье нам почти ничего не скажут: один раз дала весточку, что раскрыт заговор князей Хованских, коий Петруша назвал "хованщиной", второй - приглашение Ивану Хованскому на совет к царевне,  который так и не состоится: наемный убийца заколет "батьку" стрельцов.

Это выведение Софьи из действующих фигур, замена царевны царевичем Петром - делают роль старшей сестры будущего царя-реформатора России абсолютно лишённой жизни.

А ведь где-то  на втором плане разноголосица черноряжцев не даёт усомниться - в стране неспокойно, идет церковный раскол, идут дебаты по вопросам веры:

- Победихом, посрамихом, пререкохом,
Пререкохом и препрехом ересь...

 Ересь нечестия и зла стремнины вражие...

Хитрая и мудрая Софья вступает в союз с Патриархом, чтобы сломить сопротивление ей стрельцов, только что на своих секирах переигравших московскую политическую партию за трон Кремля в её пользу. 

Теперь регентша при малолетних братьях-царевичах ломает с помощью новой веры хребет вырвавшимся на свободу солдафонам. Вон слышны голоса идущей брани:

- Победихом и препрахом никонианцев лжеучение,
Насадихом вертоград господень, Соблюдихом веру правую,
во славу зиждителя вселенныя!

- Раскол!

- Любо! Нами да стариной паки Русь возвеселится!

Но о зачинщице Софье ни звука - словно и нет её. В этот момент против стрельцов царевну поддержал Патриарх великого града  Москвы и всея Русии Иоаким. Стрелецкий бунт был повержен. Духовник Софьи оказал той неоценимую помощь.

Но сцены в опере "Хованщина" еи глаголят о  царевне и в этом действе. Только о Петре и его брате.

Вот уже и "свет мой" Василий Голицин выдворяется из Москвы.

- Свершилося решение судьбы неумолимой и грозной, как сам страшный судия! Князь Голицин., властелин всевластный, князь Голицын, гордость Руси целой, – опально выслан вдаль, а здесь от поезда печального его одни лишь колеи остались.

Но нигде о Софье... Патриарх с которым Софья вступила в единый духовный фронт против старообрядцев - предал её. Перешёл на сторону младшего сына Федора Алексеевича. Тем и закончилось семилетнее правление Софьи. С тем и отбыл из Москвы в ссылку её фаворит - князь Голицин.

София было династическим именем семьи Романовых. Но на этой царевне такая традиция закончилась. Больше никогда не упоминалось при крещении имя София, среди потомства Петра Первого.

Екатерина II и жена ее сына Мария Федоровна в лютеранстве, до венчания, носили имена София Августа Фредерика и София Мария Доротея Августа Луиза соответственно. А в XIX веке это имя было второстепенной частью первоначальных имен императриц Марии Александровны и Марии Федоровны.

Да еще Грибоедов дал своей героине имя Софья в комедии "Горе от ума".