Дейнерис Таргариен и Правильная Дверь

Victoria
(по мотивам Саги "Песнь Льда и Пламени" Дж. Мартина)

                В памяти ее все двери были красными...
                /Дж. Мартин, "Игра престолов"/

Идея этого мини-эссе возникла у меня очень и очень давно - может быть, вообще до того, как я прочитала Сагу (это шутка, в которой собственно шутка если и присутствует, то в дозах гомеопатических).

Итак, в любимой моей "Битве королей" (вторая книга Саги) квартийский колдун Пиат Прей проинструктировал Дейнерис, что и как она должна делать в Доме Бессмертных, и как она не должна поступать ни в коем случае, если хочет получить ответы на интересующие ее вопросы и вообще вернуться живой из этого опасного места.
 
Помню, как во время первого прочтения этой сцены меня зацепило слово "дверь" - для Дейнерис это слово даже не знаковое, а символическое, магическое, если угодно. Сразу вспомнилось, с каким непонятным для среднестатистического читателя постоянством (чтобы не сказать - настойчивостью) она вспоминает красную дверь в доме своего детства (и еще лимонное дерево у окна, с такими маленькими зелененькими лимончиками; для того, чтобы лимоны нормально созрели и приобрели соответствующий товарный вид, нужен хотя бы субтропический климат, который явно не свойственен Браавосу, поэтому такие недоделанные лимоны на этом деревце на самом деле росли)... но это я уже отклоняюсь от темы. :)

Процитирую разговор колдуна-инструктора и Дейнерис о дверях:

"Под черными деревьями было темнее, чем ей представлялось, и путь был дольше. Ей казалось, что дорожка с улицы ведет прямо к дверям дворца, но Пиат Прей свернул куда-то вбок. Дени спросила его почему, и он ответил:
- Передняя дверь ведет внутрь, но не наружу. Внемли моим словам, королева: этот дом создан не для смертных. Если твоя душа дорога тебе, делай только то, что я тебе говорю.
- Хорошо, - согласилась Дени.
- Войдя, ты окажешься в комнате с четырьмя дверями: той, в которую вошла, и тремя другими. Ступай в правую дверь и поступай так каждый раз. Если тебе встретится лестница, иди только вверх. Никогда не спускайся и входи только в крайнюю справа дверь.
- В крайнюю справа. Хорошо, я поняла. А когда я пойду обратно, нужно делать наоборот?
- Ни в коем случае. Туда или обратно, все равно. Всегда вверх и всегда в крайнюю справа дверь. Перед тобой будут открываться другие двери, и в них ты увидишь многое, что смутит тебя, - картины страшные и прелестные, чудеса и ужасы. Картины прошлого, грядущего и того, чего никогда не бывало. Обитатели и слуги дворца могут заговорить с тобой. Отвечай или молчи, как тебе угодно, но не входи ни в одну комнату, пока не придешь к приемной зале.
- Я поняла.
- Придя в палату Бессмертных, будь терпелива. Наши жизни для них не важнее, чем взмах мотылькового крыла. Слушай внимательно и запечатлевай каждое слово в своем сердце".

Чтобы получить ответ на свои вопросы, ну и просто остаться в живых во время этой рискованной экскурсии, Дейнерис должна всегда входить в крайнюю справа дверь. Запомним это, а пока посмотрим, каким символическим смыслом наделяется вещь "дверь" в разных культурах.
Дверь, прежде всего, символ очень даже двойственный. Это одновременно и вход, и выход; это и защита от нежелательного проникновения, и в то же время возможность доступа; это грань, на которой совершается перемещение из одного места/состояния в другое, это переход от света к тени - и наоборот; это одновременно и открытость/возможность, и закрытость/невозможность; и пленение, и освобождение одновременно.
В культуре Древнего Египта дверь/врата были символами перехода из нижнего, низшего мира в небесный, высший мир ("врата Нут"). Кроме того, у древних египтян были так называемые "ложные двери", запечатанные проемы, которые никогда не открывались - это место, где якобы происходило взаимодействие между двумя мирами - миром живых и миром мертвых.
У древних римлян богом дверей считался двуликий Янус (что было раньше, курица или яйцо? :))) т.е. это от Януса пошла дверная двойственность, или взятый под покровительство объект так сильно повлиял на упомянутое божество-покровителя, что тот раздвоился?)
У славян дверь традиционно была связана с охранительной магией, а символическая двойственность выражалась в соотнесении и участии двери одновременно и в брачных обрядах (в частности, у южных славян), и в похоронных мероприятиях (у западных и восточных славян).
А в христианстве Богочеловек сказал прямо и недвусмысленно (за что и люблю):
"Я - Дверь".
:)

Есть еще один вариант (и снова двойственный) - дверь как образ перехода из хаоса в упорядоченное пространство, и наоборот - выхода из упорядоченного пространства в хаос. Вторая часть этого варианта, кстати, весьма подходит для характеристики действий Матери Драконов, начиная с "Бури Мечей" и далее...
Если же обратиться к д-ру Фрейду, то дверь у него, несомненно, женский символ. Тут все понятно, так что подробно останавливаться на фрейдистских толкованиях дверной символики не буду - пусть читатели сами дают волю своей буйной фантазии. :)

Вернемся к тексту "Битвы королей". Дейнерис честно выполняет инструкции Пиата Прея, и каждый раз входит только в крайнюю дверь справа.
Что это может значить - "крайняя дверь справа"? Правая сторона в разных культурах традиционно означает:
- ангельскую, "светлую" сторону
- солнечное, светлое начало
- почетное место ("по правую руку")
- ну и на Страшном Суде, как известно, справа будут избранные для вечной жизни агнцы, а слева - козлищи поганые :)

А то, что дверь - крайняя, вероятно, подразумевает определенные качества и стороны характера Дейнерис. Не то чтобы она всегда бросалась в крайности, но некоторая экстремальность как свойство сознания и поведения этой героине присущи (вспомним хотя бы ее эпическое Восхождение-На-Костер).

В начале своих хождений по мукам, т.е. по Дому Бессмертных, Дейнерис подвергается искушению "красной дверью":
 
"...но следующая дверь тоже была открыта, и Дени узнала эту комнату. Она хорошо помнила эти толстые стропила с вырезанными на них головами животных. И лимонное дерево за окном! Его вид наполнил тоской ее сердце. Это он – дом в Браавосе, дом с красной дверью. Не успела Дени сообразить это, в комнату вошел старый сир Виллем, тяжело опираясь на трость.
– Вот и ты, маленькая принцесса, – сказал он своим ворчливым добрым голосом. – Поди ко мне, миледи, теперь ты дома и в безопасности. – Его большая морщинистая, как старый кошелек, рука протянулась к ней, и Дени захотелось ее поцеловать – еще ничего на свете ей так не хотелось. Она уже ступила вперед, но сказала себе: «Он мертв, славный старый медведь, он давно уже умер…» И пустилась бежать".

Бурерожденная преодолевает это очень неслабое искушение, за что ей плюс и огромный респект от меня лично. Иллюзия того, что она теперь "дома" и сир Виллем жив, выглядела вполне реально, достоверно и заманчиво. Но - не сработало. Потому что Дейнерис четко осознает одну простую и печальную истину: мертвые - не возвращаются, а если даже и возвращаются, то ничего, кроме опасных и нехороших вещей, принести с собой не могут.   
Увы.

(предвкушающе)
А теперь мой любимый момент (и, наверное, лучший во всей этой главе).
"Прошел, по ее расчетам, целый час, и коридор уперся в лестницу, уходящую вниз, во тьму. Справа по-прежнему не было ни одной двери. Дени оглянулась назад и со страхом увидела, что факелы гаснут. Только двадцать или тридцать оставались зажженными. Вот погас еще один, и тьма продвинулась чуть дальше по коридору, подползая ближе. Дени показалось, что к ней приближается еще что-то, шаркая и волочась по истертому ковру. Ужас охватил ее. Вернуться назад она не могла, оставаться на месте боялась и не знала, куда ей деваться. Дверей справа не было, и ступеньки вели вниз, а не вверх. Еще один факел погас, и звук стал чуть громче. Дрогон вытянул длинную шею и закричал, пуская дым. Он тоже слышал. Дени тщетно всматривалась в правую стену. Может быть, там есть потайная дверь, невидимая? Факелы гасли один за другим. Он сказал - крайняя дверь справа, всегда только первая справа.
Но первая дверь справа, вдруг осенило ее... это последняя слева".

Что делать, если дверей справа попросту нет? То есть нет вообще - ни первых, ни вторых, никаких правых дверей не видать - все только левые. Кошмар же, но героиня с этим справляется. Догадка Дейнерис, на мой взгляд, гениальна. "Первая дверь справа - это последняя слева".
Восхитительно, ага.
Но как это понимать?
Если левую сторону, в отличие от правой, всегда считали неправильной, "худой", недоброй, неверной, - что может означать "последняя слева" дверь? Наименьшее зло, минимальное вмешательство в миропорядок, незначительное искажение правды? Или наоборот - левизна и неправота настолько глобальная и всеобъемлющая, что просто край, все живое - ложись да помирай, и все тут. :)
Интересно, которая из этих трактовок ближе к истине... Потому что, как мне кажется, точное понимание символического наполнения образа этой загадочной "последней слева" двери может прояснить и истолковать многие моменты в миэринских главах Дейнерис. И во всех ее дальнейших главах (уверена в этом). Может быть, напишу об этом подробнее. Когда-нибудь.

И на сладкое  - еще одна вкусная "дверная" цитата:
"Створки дверей были очень тяжелы, но Дени с великим трудом сдвинула одну из них - и увидела позади другую дверь, из простого неоструганного дерева, находившуюся, однако, правее черно-белой. Мудрецы продолжали манить ее сладкозвучными голосами, и она бросилась прочь. С Дрогоном, снова севшим ей на плечо, она влетела в другую дверь и оказалась в сумраке."

Дейнерис вначале хочет войти в черно-белую дверь, но умничка Дрогон и так и сяк показывает ей, что этого делать не надо, и даже грызет дверной косяк; в общем, ведет себя явно неадекватно. А когда самый вменяемый дракон ведет себя неадекватно, Матери Драконов следует задуматься. :)
В итоге Дейнерис входит в другую дверь, сделанную из грубой, необработанной древесины, а не из черного дерева и чардрева. И эта вроде бы обыкновенная дверь оказывается первой справа, а значит, самой правильной дверью, потому что именно за ней - как уже знает читатель - и засели искомые синенькие задохлики, прошу прощения, Бессмертные Кварта, и показали Бурерожденной много разных ярких и многообещающих видений. :)

Итак, Дейнерис прошла свой квест в Доме Бессмертных, старательно соблюдая данные ей колдуном инструкции. Она всегда входила в первую дверь справа, и только один раз - в последнюю дверь слева. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что в главе о Доме Бессмертных Кварта Автор символически изобразил весь путь Дейнерис, который ей суждено пройти по страницам ПЛиО. Как и в этой главе, так и во всем повествовании она всегда выбирала, выбирает и будет выбирать единственно правильную и самую нужную дверь - ту, которая справа. Даже если это "последняя слева" дверь, - дверь, ведущая в хаос, он же - травяной-бред-в-Дотракийском-море. Все равно в итоге все у нее складывается так, как надо, и идет по плану.

"Она шла длинным коридором под высокими каменными арками. Она не могла оглянуться, этого нельзя было делать. Впереди, где-то далеко перед ней, маячила крошечная дверь – красная, это было видно даже отсюда. Она шла быстрей и быстрей, и босые ноги ее уже оставляли кровавые отпечатки на камнях.
(...)
Она бежала, и ноги ее плавили камень. «Быстрее!» – единым голосом вскричали призраки. И она рванулась вперед. Боль ножом вспорола ее спину; она ощутила, как расторгается ее кожа, ощутила запах горячей крови и увидела под собою тень крыльев. Дейенерис Таргариен летела.
– …разбудить дракона…
Дверь возникла перед ней – красная дверь – так близко, так близко. Стены коридора летели назад. И холод остался позади. И вдруг камень исчез. Она летела над дотракийским морем, поднимаясь все выше и выше; внизу по зелени ходили волны, и все живое в ужасе бежало от тени ее крыльев. Она ощущала запах дома, и она видела его там, за этой Дверью: зеленые поля, великие каменные дома и руки, которые согреют ее. Она распахнула Дверь".

Для тех, кто еше не читал "Песнь Льда и Пламени":
1. Краткая информация о книге
http://fantlab.ru/work4133
2. Краткая информация о сериале
http://www.kinopoisk.ru/film/464963

Очень рекомендую.
Приятного чтения и просмотра! :)