А. Г. Жучков. Прикосновение к тайне. 19-20

Владислав Стадольник
                Глава 20. ШЕСТОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
 
                «Душа - жизненный принцип или дыхание жизни».
                (Е.П. Блаватская, Теософский словарь, стр. 150)

      С началом проявления Шестого Космического Принципа начинается новый (третий) виток спирали проявления Первого Космического Принципа и начинается он, как и ранее, с создания духовной основы.
Эзотерическая литература связывает с Шестым Космическим Принципом такие понятия, как Единая или Пре-Космическая Жизнь, Превышняя Душа, Великое Дыхание.
Аналогично предыдущим схемам, можно отобразить Шестой Космический Принцип как через выявление его через освещение Светом,  через вмещающих друг друга кругов. Но наиболее интересным может быть вариант отображения его через Тай-ци и через связь с Триадой.
а)                где:1 - В;
                2 - П 
                2         3 - К
                4 - П1 
                1     5 - К1
     5                4     6 - П2
        6                3



                4              6
б)              1-3                или     1-3         4-6    
                5
               
 а отсюда и еще один вариант:


Рисунок23.

Но последний вариант еще не раскрывает своего содержания в полной мере, а лишь является предпосылкой для своего полного проявления во Вселенских Принципах.
То, что Шестой Космический Принцип относится к духовной сфере, можно судить по одному из  его названий - ПРЕВЫШНЯЯ ДУША.
«Тайная Доктрина учит:
...III. Основой тождественности всех душ с Всемирной Превышней-Душой, последняя Сама есть аспект Невидимого Корня;  и обязательному странствованию для каждой души через Цикл Воплощений или Необходимости, согласно Закону Циклов и Кармы, на протяжении всего срока. ...Шесть Принципов в Природе исходят - как различные дифференцированные аспекты -из Седьмого и Единого, Единой Реальности во Вселенной, как космической, так и микрокосмической. Почему также все изменения, психические, духовные и физические на плане проявления и форм Шестого Принципа, рассматриваются метафизическим антифразисом, как иллюзорные и майавические. Ибо, хотя корень каждого атома индивидуально и каждой формы коллективно является этим Седьмым Принципом или Единой Реальностью, все же, в своем проявленном и временном виде, это не более, нежели мимолетная иллюзия наших чувств».(1,т.1,с. 52-53)
(Современная эзотерическая и близкая к ней литература, не говоря уже о научной, нередко неправильно определяет соотношение между Духом,  Душой1), Разумом и Сознанием, что создает серьезные трудности в понимании эзотерических текстов. В связи с этим есть необходимость отдельно остановиться на этом вопросе.

      Чтобы разобраться в соотношении этих понятий, необходимо выделить следующие аспекты: РАЗУМНОСТЬ, включающая Разум или Дух; СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, определяемая наличием Сознания, то есть те же Разум и Дух, но уже воплощенные в носителе и проявляющуюся через Волю; и ДУШУ, как последующее проявление сознательной деятельности.

      Несомненно, что наличие Разума или Духа - это наивысшее состояние, в то время как сознательность или наличие Сознания, является вторичным по отношению к Разуму и Духу. Как мы уже знаем, возможно такое состояние Космоса, когда еще или уже нет Сознания, но есть Разум или Дух. Душа, в свою очередь является вторичной, по отношению к Сознанию, и третичной по отношению к Разуму и Духу. Душа не может быть неразумной или бессознательной, в то время как мы видим, Сознание может быть еще без Души. Душа есть уже показатель наличия жизни, а любая  форма (носитель) жизни уже обладает душой.)

       Отсюда следует, что Жизнь - духовная характеристика. (Это особенно важно помнить, если рассматривать индийскую трактовку этапов воплощения души: простые органические соединения, микробы; простейшие формы жизни, растения, животные, человек и др..) А значит, все сущее в будущей Вселенной ЖИВОЕ и имеет духовное начало, проявленное в разной степени.

      «Эзотерическая Философия учит, что все живет и имеет сознание. Но не утверждает, что вся жизнь и сознание тождественны с сознанием человека или даже животных сущностей. Мы рассматриваем жизнь как Единую Форму Существования, проявляющуюся в том, что именуется Материей; или в том, что, неправильно разделяя, мы называем в человеке Дух, Душа и Материя. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех. Представление о Всемирной Жизни является одной их тех древних концепций, к которым возвращается человеческий разум в настоящем столетии, как последствие освобождения его от антропоморфической Теологии». (1, т.1, стр.94)

       Именно на третьем витке спирали, когда из Пятого Космического Принципа выявляется новое духовное начало, возникает то, что принято считать Жизнью, то есть возникает способность к движению, которое можно было бы назвать и дыханием, если бы можно было бы его созерцать со стороны, вне Принципов. Из этого Принципа в дальнейшем будут  черпаться все последующие формы жизни.

       «Это есть ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, вечная, невидимая и, в то же время вездесущая, без начала и конца, но периодичная в своих регулярных проявлениях, между которыми царствует мрак тайны Не-Бытия; несознательное, вместе с тем Абсолютное Сознание, непостижимая, тем не менее, единая самосущая Реальность. На эзотерическом языке ее единое абсолютное свойство, вечно непрекращающееся Движение, называется «Великим Дыханием», и является непрестанным движением Вселенной в смысле беспредельного, вечносущего Пространства. То, что лишено движения не может быть Божественным. Но фактически и в действительности нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе».(1,т.1,с.36)

      «Дыхание» Единого Существования - выражение, употребляемое Архаическим Эзотеризмом лишь в приложении к духовному аспекту Космогонии; в иных случаях, оно заменено на материальном плане его эквивалентом - Движением». (1, т. 1, стр.100)
В приведенных цитатах выделим то, что ЕДИНУЮ ЖИЗНЬ можно рассматривать одновременно и как ВЕЛИКОЕ ДЫХАНИЕ и как ДВИЖЕНИЕ2).
В этом плане интересны взгляды Платона на ДВИЖЕНИЕ.

      «Начало движения - это то, что движет само себя. Оно не может ни погибнуть, ни возникнуть, иначе бы все небо и вся Земля, обрушились, остановились, и уже неоткуда было бы взяться тому, что, придав им движение, привело бы к их новому возникновению. ...Каждое тело, движимое извне, - неодушевленно, а движимое изнутри, из самого себя, - одушевлено, потому что такова природа души».(14,с.154-155)

      И хотя сказанное в большей степени можно отнести к уровню уже проявленной Вселенной, обратим внимание на характеристику начала движения и связь источника движения с душой.
      Если рассматривать движение как пространственный процесс, то начало движение какого-то объекта предполагает наличие предварительного движения, воздействие которого позволит объекту переместиться. Такой подход приведет нас в поисках изначального движения в никуда, поскольку каждый раз возникает вопрос6 «А что сообщило этому первое движение?»

      Только рассматривая движение как изменение, можно понять высказывание Платона о том, что «начало движения - это то, что движет само себя». Внутренние процессы, происходящие в объекте исследования, могут проявиться во вне, что и может рассматриваться как начало движения самого объекта. А, учитывая, что такие процессы происходят во всей проявленной или проявляющейся Вселенной, можно согласиться с Платоном, что вся Вселенная одушевлена, живая. На уровне Космических Принципов этот процесс начинается с Пятого Принципа.
Вместе с тем с полным основанием можно сказать, что ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ - есть энергетический процесс.
На рисунке23 Шестой Космический Принцип обозначен нами как П2, то есть проявление нового состояния Потенциальной энергии. При этом можно проследить следующую последовательность:
 П (Разум) ; П1 (Воля, Энергия) ; П2 (Единая Жизнь, Превышняя Душа).
Возникновение П2 (нового свойства Потенциальной энергии) приводит к возникновению возможности (потенции) самостоятельно создавать целостную совокупность (или систему), поддерживающую сама себя, то есть переход к определенной  «автономии». Этот процесс и рассматривается как Движение.
«Идея Абсолютного Покоя не имела бы смысла, если бы в противовес Абсолютному Покою не существовало Абсолютное Движение. Поэтому оба выражения равноценны. Есть одна великолепная поэма о Пралайе, написанная Риши очень древних времен. В ней он сравнивает движение Великого Дыхания во время Пралайи с ритмическим движением Бессознательного Океана».(4,с.18)

      Подобно тому, как в океане, состоящем из, казалось бы, однородной массы - воды - происходят различные внутренние процессы, в том числе связанные с разницей температур  и сейсмическими явлениями, невидимые ни изнутри, ни с наружи, но проявляющиеся как «беспричинно» возникающие волны, так и в непроявленной Вселенной на уровне последних Космических Принципов происходит процесс движения, пульсации колебаний.
Именно на этом этапе начинает формироваться процесс, о котором в дальнейшем, уже на уровне проявляющейся Вселенной, то есть при проявлении Первого Вселенского Принципа, будет сказано, что до начала проявления:
«Жизнь бессознательно пульсировала в Пространстве Вселенском».(1,т.1,с.64)
В дальнейшем этот процесс также будет назван «Последним Трепетом».
«Говорят, что жизнь есть электричество, а если это так, тогда Единая Жизнь суть Сущность и Источник всех электрических и магнитных явлений на этом проявленном плане».(4,с.81)

      При анализе Шестого Вселенского Принципа мы будем говорить как раз о вихрях, о вращении, а сейчас мы можем говорить только о соблюдении аналогии между Космическими и Вселенскими Принципами для данного этапа, когда формируется основа движения, вращения.
Именно поэтому можно попытаться так сформулировать значение понятия «Жизнь» и «Душа»:

      Жизнь - это результат двойного (диполярного) взаимодействия (Разум - Корень-Субстанция и Воля - Единый Элемент), представляющий собой потенциальную возможность формирования новой, самообеспечивающей (автономной), саморазвивающейся формы существования.
Превышняя Душа - духовное начало, порожденное проявлением Разума через Волю, возникающее в Едином Элементе (Пре-Космической Материи), являющееся предосновой (потенциальной) для формирования новой, более сложной формы.
Если обратимся к схеме на рисунке21, то можно увидеть, что «область» зарождения Жизни (Души) расположена (двигаясь вниз по линии разделения двух начал) на том значении П1 и К1, когда дальнейшее их изменение приводит к их одновременному уменьшению. Возникновение в дальнейшем П2 свидетельствует о том, что завершение проявления Пятого Космических Принципов означало собой выявление Внутренней энергии (В2) нового уровня.

       Проявление Шестого Космического Принципа предуготавливает  выявление из него последнего - Седьмого Космического Принципа, как завершающую часть третьего витка спирали, результатом которого, должно быть, и является появление после духовного - материального начала.
 Определенную сложность может вызывать толкование данного Принципа как ВЕЛИКОГО ДЫХАНИЯ. В данном случае общепринятое представление о дыхании мало приемлемо. Здесь следует усматривать лишь определенную аналогию с механизмом вдоха и выдоха, присущего обычному дыханию, а не со всем процессом. Дыханием здесь следует понимать те процессы изменения П и К, о которых говорилось выше, как  своеобразную первоначальную пульсацию.

      «Тайная Доктрина указывает как на самоочевидный факт, что человечество, коллективно и индивидуально, со всею проявленною Природою является носителем (а) Дыхания Единого Всемирного Принципа в его первичной дифференциации; и (b) бесчисленных «дыханий», исходящих от этого Единого Дыхания в его вторичных и дальнейших дифференциациях, так как Природа с ее многими «человечествами» продвигается в нисходящем порядке к планам, все возрастающим в своей материальности. Первичное Дыхание оживотворяет высшие Иерархии; вторичное - более низкие на постоянно нисходящих планах». (1, т. 2, стр. 617)
Из сказанного следует, что Дыхание, как Шестой Космический Принцип, необходимо понимать дифференцированно как для уровня Космических Принципов, так и для последующих Вселенских Принципов. Дыхание или Движение означает «оживотворение» Высших Иерархий и именно начиная с этого уровня, возникают Высшие Разумные Существа, способные существовать даже на уровне непроявленной Вселенной. Об этом мы отдельно еще будем говорить в разделе об Иерархии. Сейчас, несколько забегая вперед, скажем, что это Наивысшие Существа, способные существовать за гранью, именуемой в «Тайной Доктрине» как «Не преступи!», то есть до проявления самой Вселенной.

      В дальнейшем мы еще также будем говорить о Вселенской жизни и Вселенской Душе, и именно относительно их можно понимать сказанное ниже:
«Семь существ в Солнце суть Семь Пресвятых Само-Рожденных из мощи присущей Утробе Матери-Субстанции. Именно они посылают семь главных Сил, называемых Лучами, которые, при начале Пралайи, сосредоточатся в семи новых Солнцах для следующей Манвантары. Энергия, из которой они возникают в сознательное существование, в каждом Солнце, есть то, что некоторые люди называют Вишну, что есть Дыхание Абсолюта. Мы называем это Единой Проявленной Жизнью, которая сама есть отображение Абсолюта». (1, т. 1, стр.359)

     В подтверждение этого можно привести еще одно высказывание, показывающее возможность различного понимания Дыхания на разных уровнях. 
«Тепло (Дыхание), Притяжение и Отталкивание - Три великих фактора Движения - суть условия, в которых все члены этой первичной семьи рождаются, развиваются и умирают; чтобы вновь возродиться после Ночи Брамы, в течение которой Вечная Материя периодически возвращается в свое первоначальное недифференцированное состояние. Самые разряженные газы не могут дать современному физику представления о природе Вечной Материи. Сначала Центры Сил, невидимые Искры или первичные Атомы, дифференцируются в молекулы и становятся Солнцами - постепенно переходят в объективность - газообразными, лучистыми, космическими и наконец, «единый Вихрь» (или Движение) дает импульс устремления к форме и начальное движение, регулируемое и поддерживаемое никогда не отдыхающими «Дыханиями» - Дхиан-Коганами». (1, т. 1, стр.151)

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 23 июня 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4