О стихах Людмилы Дербиной. Отзыв читателя

Борис Захаров -Вислов
 МЫ ПОЧТИ ВСЕГДА ИЗВИНЯЕМ ТО, ЧТО ПОНИМАЕМ.
                (М.Лермонтов)

Стихов Людмилы Дербиной прежде системно не читал - встречались лишь строки, которые были на слуху, вроде "моей любви как пропасти страшились"; " и жизнь моя оборвалась на ноте гибельно высокой"; "нам на двоих дано одно бессмертье";"суть моя - мятеж и одинокость" и подобные им "ключевые" для характеристики её и как поэта и как человека.
Уже то, что при разговорах о Л.Д. эти строчки (чаще всего искажённо) вспоминались, толкало ближе познакомится с её стихами. И, наконец, когда обзавёлся интернетом, прочёл 200 её стихотворений. Некоторые - не по одному разу. А ещё прежде знал о "вологодской трагедии" по книге Н.Коняева.
Теперь знаком со многими статьями и целыми книгами о её непростой жизни. Наше время, падкое на истории такого рода, плодит и плодит "исследования" как людей, знакомых с участниками тех трагических событий, так и, как выразилась сама Л.Д, неизвестно каких личностей.
В этих работах иногда как бы мимоходом, скороговоркой, упоминается, а в иных и вовсе не упоминается, что жили-были два поэта. Двух различных людей, человеков – видят. Одного из них читали, слышали его песни, клали цветы к его памятникам. А у другого поэта поклонников пока много меньше.
О причинах столь разной популярности подробнее – далее, а пока об одной, очевидной : критических работ о стихах Л.Д. до последнего времени не было. Но, как и следовало ожидать, оставить в темноте это явление при всей деликатности освещения не разъединяемой связки "творчество-жизнь" оказалось невозможным.
И вот в журнале "Наш современник" в №№ 1 и 2 за 2012г появилась работа гл.редактора журнала, поэта, публициста, критика, известного как раз работами по поэтической тематике Станислава Куняева "В борьбе неравной двух сердец". В этой работе творчество Л.Д. рассматривается в основном в привязке к двум другим поэтам - Рубцову и Ахматовой.
Автор отмечает талант Л.Д, подтверждает это цитатами её стихов, но, сознательно или без, поэт Л.Д. оказывается представленной в тёмных, местами – чёрных, тонах. А происходит такое потому, что Куняев - опять таки сознательно или без - отыскивает в стихах Л.Д. Причину происшедшей в реальной жизни трагедии. У читателя этой интересной, художественно-аргументированной работы может сложиться впечатление,что именно "тёмный мир её стихов" и сделал неизбежной трагическую развязку.
Иными словами - критик методами художественной аргументации ещё раз выносит приговор : ВИНОВНА! Однако, критик либо не учёл, либо сознательно пренебрёг предостережением поэта : "не предаются огласке - вымолвить это позволь - ни сокровенные ласки, ни затаённая боль".
Судье уголовного дела такие эмоциональные, интимные "прорехи" может быть и не обязательны, но нам, читателям, для вынесения каждым из нас своего "обвинительного заключения" необходимо в первую очередь хорошо прочитать стихи и Рубцова и Л.Д.
 Что же касается работы Ст. Куняева, то я, рядовой обычный читатель, благодарен ему : он первый из критиков "толстых" журналов снял табу со скандальной темы и заговорил о поэте. О поэте. Не о непростых характерах, не о неустроенности быта, не о грязном белье - но о том, что останется нам, русским людям.. О поэте и деле её жизни - о стихах.
      
Для начала приведу несколько написанных мною рецензий на её стихи.

  Рецензия на <Мой одинокий путь через пески...> (Людмила Дербина)

               
"Я ЖДУ, ЧТО ЗАЖЖЁТСЯ ИСКУССТВОМ МОЯ НЕСТЕРПИМАЯ БЫЛЬ".
Это строка из лагерного стихотворения Ю. Домбровского. Его лагерные стихи не разобраны критикой, а в них есть шедевры вроде "Амнистии".
И стихи Дербиной не разобраны профессиональной критикой. Правда, в одном "толстом" журнале появилась пусть и несколько односторонняя, но всё же снимающая ТАБУ, работа. Так что, будем надеется, ЗАЖЖЁТСЯ ИСКУССТВОМ её НЕСТЕРПИМАЯ БЫЛЬ и след, высветленный страданьем, проступит..
  28.02.2013 г.
 
Рецензия на <Душа> (Людмила Дербина)

Один настоящий и вполне состоявшийся поэт в самой литературной газете пишет : у Рубцова найдётся совсем немного вполне отработанных, завершённых стихотворений. И соглашаешься с ним, помня при этом : ведь стих - это и одна единственная строчка. И тогда стихов у Рубцова, за которые ему дают самые высокие эпитеты - много. И как песню "редактирует" народ, её запевший, так отредактирует не вполне отработанные стихи Рубцова.
У Дербиной с техникой полный порядок! Единственный недостаток, который иногда отмечается читателем - некоторая избыточность текста в некоторых стихотворениях. И когда ей удаётся и этот недостаток изжить, как в этом стихотворении, является чудо, которое само притягивает другие стихи, близкие по чувству. Вот читаешь последние 4 строчки, а в тебе рядом с этими уже звучат другие, другого поэта, душа которого тоже тоскует о чём то ей более дорогом,  нежели уже доступное плотское :

"ЕСЛИ ЖЕНЩИНА ВЗГЛЯДОМ ПРИКАЖЕТ
НЕПРЕМЕННО ОСТАТЬСЯ ВДВОЁМ -
ЗАТОСКУЕШЬ О ЧЁМ ТО ТОТЧАС ЖЕ,
ВЕРОЯТНО, О ТОМ... О СВОЁМ".
 28.02.2013

Рецензия на <Суд> (Людмила Дербина)

В душе таинственной и темной
вовеки не увидеть дна.
Душа, что кажется бездонной,
от глубины своей темна.
И мощный светоч в напряженье
здесь изнемог бы с тьмой в борьбе!
Но страшной силой притяженья
она влечет, влечет к себе!
Людмила Дербина.
****************************************
После такого разъясненья
загадка и не так хитра :
ЕГО чудесное свеченье
втянула "ЧЁРНАЯ ДЫРА".
----------------------------------
"чёрная дыра" - космический объект такой притягивающей силы, что поглощает даже свет. "чёрная дыра" и свет – антимиры, фундаментальные понятия природы вселенной.
______________________________
"Ну, а если невинна, как в гневе своём ураган?!" Если от урагана можно спрятаться (убежать), то "чёрная дыра" действует неотразимо. Здесь нет правых и виноватых – объективно, реально существующая "чёрная дыра" не может не втягивать, и непременно погубит. Это - один из тех вопросов на которые пока нет ответа. Его нет и в "Уголовном кодексе".
А в художественном отношении стихи очень сильны :
"и глазки сворачивал к носу"; "Я, в горе своём замыкаясь, как в шаль, завернулась в позор";
"и я отрешённо качнула отпетой своей головой". Про отпетую голову лучше всего у Есенина : "пусть острее бритвы злой язык, я давно живу на всё готовым, ко всему безжалостно привык".
Применительно к данной ситуации эта цитата объединяет все синонимы. На то они и поэты!
  28.02.2013

Рецензия на <Лишите и хлеба, и крова...> (Людмила Дербина)

Душа, истомленная горем,
любовью к живому жива.
И горе мы с ней переборем,
и боль переплавим в слова.
Но прежде, чем буду готова
сказать всему миру: "Прости!",
всей жизни насущное слово
дайте произнести.
**********************************
И сказанное уже Л.Д. в стихах живёт с читателями как её особое, талантливое слово
и то, "всей жизни насущное слово" не в пустоту будет сказано.
   26.02.2013

 Рецензия на <Моим сединам больше не грозит...> (Людмила Дербина)

Всегда вольноотпущенницей быть
стремилась я всем вопреки уставам.
****************************************
"На свете счастья нет. Но есть ПОКОЙ и ВОЛЯ". В одном из стихотворений Л.Д. подтверждает усвоенную ей абсолютную истину : на свете счастья нет! А из двух оставшихся, данных человекам "на выбор" жизненных категорий Л.Д. определённо выбирает ВОЛЮ.
Это по началу лишь видится, будто жить с таким выбором, значит жить "всем вопреки уставам". Что самоволие - это грех. А ведь спроси нас: ты как бы хотел прожить свою жизнь - в полном ПОКОЕ, как у Христа за пазухой, или, выбрав ВОЛЮ, прожить, как сам сумеешь?
Вот и получается, что выбор ВОЛИ - вполне согласован с божественным началом. Бог, всевидящий, допускает и ЗЛО в своём мире. Иначе человек был бы лишён права выбора. "Я пришёл дать вам ВОЛЮ" – не илюззорное СЧАСТЬЕ, не ПОКОЙ, который "нам только снится", а ВОЛЮ.
   26.02.2013   

 Рецензия на <В лесу российском век бы я жила...> (Людмила Дербина)

Я вырос в деревенской глухомани, в окружении леса. Там - всё!
 Так и не установив, кто был первым : Рубцов, проплакавший обречённо "Не купить мне избу у оврага и цветов не выращивать мне" или Шукшин со  своим "Залётным" - купил халупку  у леса и вроде успокоился с "билетиком на второй сеанс".
 01.03.2013
   
Рецензия на <На убыль дни... Все реже кукованье...> (Людмила Дербина)

Но как зажглась, как гулко прокатилась
моя звезда по небосклону лет!
**************************************
"БУДТО Я ВЕСЕННЕЙ ГУЛКОЙ РАНЬЮ
ПРОСКАКАЛ НА РОЗОВОМ КОНЕ"
_________________
Переклички Л.Д. с Есениным, не редкие, складно приходятся на души уже подготовленные его поэзией для восприятия её. Определение "подготовленный читатель" здесь обусловлено и её деревенским детством, молодостью и постоянной связью с такой родной ей деревней.
  26.02.2013г

Рецензия на <Откуда эта двойственность во мне...> (Людмила Дербина)

Откуда двойственность? Да оттуда же, откуда и во всём мире, в коем мы живём.
По учёному это называется - дуалистичность мира. Это объяснение для головы. А для души дал поэт : "Если черти в груди гнездились, значит ангелы жили в ней".
И снова, и снова " а он, мятежный, просит бури"..
  27.02.2013

Рецензия на <Как будто пугливая птица...> (Людмила Дербина)

"В гордыне моей темнокровной"; "С лесной необузданной силой, с мятежным напором в крови"; "когда в моих рысьих глазах природное вероломство"; "Рванусь, чтоб разбить и разбиться, упасть и опять на дыбы!"
*****************************************
Какая силища в стихах! Как будто автор специально готовила материалы к своему портрету. Во мастерство!
   26.02.2013

Рецензия на <Да, я помню грачи прилетели...> (Людмила Дербина)

Одно из самых замечательных стихотворений любовной лирики. Если когда-нибудь, скажем, через полвека, будет составлена антология шедевров этого жанра - этот войдёт.
  26.02.2013

Рецензия на <Где только не бродили...> (Людмила Дербина)

ТЕПЕРЬ УЖ МЫ НАВЕКИ ВМЕСТЕ : ТЕБЯ ПОМЯНУТ И МЕНЯ ТУТ ЖЕ - так (по памяти) говорили булгаковский Понтий Пилат и Иешуа.
   26.02.2013

Рецензия на <Моих стихов трагическая нота...> (Людмила Дербина)

Говорят, что Ахматова рассматривала два варианта отношения потомков к её наследию :
1) потомки читают всё, без купюр и замалчиваний, написанное ею, но при этом обсуждают и всё, что знают они о её личной жизни. И, по своему разумению, выводят одно из другого.
2) Потомки вообще не читают её стихов, но и не роются в её личной жизни.
Она, будто бы, выбирала второй вариант.
Буквальное понимание выбора Ахматовой, разумеется, будет ошибочным, но смысл ясен :
"суди, дружок, не выше сапога".
Так и Дербина остерегает : "НИ СОКРОВЕННЫЕ ЛАСКИ, НИ ЗАТАЁННАЯ БОЛЬ", вам, дорогие мои читатели, неведомы, ибо "ЗНАЕМ ПРО НАС МЫ ОДНИ". Читая многие рецензии на стихи Дербиной так и налетаешь : человеков РУБЦОВА и ДЕРБИНУ видят, понимают в силу своего житейского разумения, но осознание, что мы были (и есть) современниками одновременно двух настоящих поэтов - ещё не наступило.
 28.02.13

Рецензия на <Мамонт> (Людмила Дербина)

Восторгом и жутью объята,
я вырвусь (что будет, то будь!),
космата, распята, треклята,
на Млечный сверкающий путь!
**********************************
У Бабеля : "пропадаем - воскликнул я, охваченный ГИБЕЛЬНЫМ ВОСТОРГОМ", а ещё тоже чувство в общеизвестной песне Высоцкого. Вот и Дербина "восторгом и жутью объята"..но! Здесь начинается рывок "на Млечный сверкающий путь!". Есть и ещё не одно стихотворение, где читатель может оценить этот беспримерный взлёт из ямы до абсолютно чистого мира звёзд.
Может, весь замысел появления этого поэта (ведь если звёзды зажигаются, значит, это кому-то нужно) в том и состоит, чтобы рассказать и о падении в яму, и о каменьях, её побивающих, и о рывке к звёздам..
  26.02.

Рецензия на <Песня жаворонка> (Людмила Дербина)

"И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной..
..............................
И забуду я всё - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав".

С первых строк "Жаворонка" всплывают эти строчки бунинского восьмистрочного шедевра и до конца так и идут, переплетаясь. Вот и ещё  одно прекрасное стихотворение о нашей бедной, а теперь и вовсе умирающей Российской деревне. " вспомню только вот эти" - белый платочек, да ручонку. Только поэтам и дано так засылать в души читателя такие чувства..
   26.02.2013

Рецензия на <Отречение> (Людмила Дербина)

"Врозь мы встретили наши рассветы,
врозь и сумерки будем встречать".
*************************************
Ведь почти у каждого есть тот, кому мы готовы сказать такие слова. А нужен именно настоящий поэт, чтоб сказать за нас так!  Спасибо тебе, поэт!
   24.02.2013

Рецензия на <Март> (Людмила Дербина)

ХОЧЕТСЯ СТРОЧКУ ЭТУ ЗАПОМНИТЬ :
"в жарких ласках солнечных рук";
И ЭТИ :
"и уже под навесами снег
прострочила узорно капель";
И ВИДИШЬ И СЛЫШИШЬ ВОРОБЬЯ :
"Над застрехою воробей
расчирикался - сам не свой";
И НОС ЭТОТ ВИДИШЬ :
"разрумянив зорями нос";

Будь моя воля - в школьный курс бы ввёл эти стихи.
   24.02.2013

 Рецензия на <Нет, я теперь уже не успокоюсь...> (Людмила Дербина)

"Быть может, ты поземкой легкой вьешься
у ног моих, вмиг рассыпаясь в прах?"
*************************************
Господи, да неужели есть ещё более поэтические представления прихода к нам ушедших в мир иной?!
  24.02.2013

 Рецензия на <Когда душа изнемогла от муки...> (Людмила Дербина)

"Душе, несущей бремя перегрузок,
однажды должен наступить предел".
************************************
Удивительно общее, широкое толкование имеют некоторые стихи Л.Д! В технике есть такие понятия - УСТАЛОСТНАЯ ПРОЧНОСТЬ, ПРЕДЕЛ УСТАЛОСТИ. Они присущи даже металлам. Вот думается : неужели у нас не достанет ума спросить себя : каков запас прочности у этого поэта?! И успеть сказать!
  26.02.2013
 
Рецензия на <Я разбилась! Разбилась в лепешку...> (Людмила Дербина)

Ох, как многие хотели бы знать настоящую дату написания этого удивительного стихотворения!
Оно же иллюстририрует стиль, присущий единственно Л.Д. - соединение исповедальности с публицистически выраженной уверенностью в своей правоте.
  24.02.2013

  Рецензия на <Февраль-ты враль. Весна не скоро...> (Людмила Дербина)

"Под ним струя светлей лазури
над ним луч солнца золотой
а он, мятежный, просит бури
как будто в бурях есть покой".
Не первое стихотворение Л.Д, подводящее к необъяснимому рациональным умом : есть люди, чьи души живут настоящей жизнью лишь при бурях. Ждут их. Это их стихия. Именно такая конституция этих особых человеков и может хоть как-то объяснить их жизненные поступки. Они несут этот груз, неведомый и никчёмный для нормальных людей. И изложил-то их недоступный простым смертным душевный комплекс - 18 летний! Ну постижимо ли такое?!
   24.02.2013

Рецензия на <Как страшно порой оставаться...> (Людмила Дербина)

Вот и булгаковский Николай Иванович в часы этого всезаполняющего лунного сияния не находил себе места.. Правда, на Луну тогда ещё не садились. Сверхрациональные американцы и поэзию лунного света отняли у остальных людей.
  24.02.2013   

Рецензия на <Никто не знает, сколько раз...> (Людмила Дербина)

Видимо, в эти моменты поэт и вознёсся к тем надземным высям, где и узрил того единственного судию, который и дал всему заслуженную цену. Так что если в "бумажном" издании этого стихотворения в строке "земли таинственная сила" будет "небес таинственная сила" - не удивлюсь.
   24.02.

Рецензия на <Закон суров, но это есть закон...> (Людмила Дербина)

"Чужой души не разгадать вовек.
И никогда с собой я не полажу :
себе, любимому, чужой я человек".
---------------------------------------------
"А что было вначале?
Какие-то печали,
пришедшие в мой дом...
Нет, это всё потом".
Вот это и весьма умное, продуманное-передуманное, и чудесно написанное стихотворение и есть попытка докопаться : а что было вначале? Не законы же? И даже не заветы... И устраняя, отстраняя "наслоение веков", поднимаясь, обнаружить : "Один закон во мне и надо мною : великое движение миров и вечный луч звезды над головою". И лишь эта горная высь есть высший судия.
Это стихотворение можно куда угодно выставлять. А что оно не на слуху, то только потому, что действует некое табу.
  23.02.2013

Рецензия на <Ты гори, мой костер осенний...> (Людмила Дербина)

У Ахматовой, помнится, есть стихи "Есть в близости людей заветная черта". Концовка такая :
"теперь ты понимаешь почему не бьётся сердце под твоей рукою?".
У Самойлова : "А лучше взял бы я на плечи иную ношу наших дней. Я, может быть, любил бы крепче, страдал бы слаще и сильней".
У Есенина: "Невесёлого счастья залог - сумасшедшее сердце поэта".
Вот и всё объяснение почему "при муже мне быть не место, мне счастливою быть негоже".
О, как многое сказано в этом стихотворении! Да, может, всю "непутёвую жизнь" (Есенин) её оно, это стихотворение - если подумать над ним хорошенько - и объясняет.
И не только жизнь в бытовом её понимании, но и в чисто творческом : к кому теперь "привязывать" истоки её поэзии? К Ахматовой? - да. К Есенину? - да. К Самойлову? - да. Да и у Цветаевой такой мотив во многих стихах звучит..
Словом - к настоящим поэтам. К тем, у кого счастье - в творческом горении.
А "пока не требует поэта к священной жертве Аполлон" ...
   19.02.2013

Рецензия на <Памяти Высоцкого> (Людмила Дербина)

Увы! Как оказалось, ВВС не был борцом с режимом в том смысле, который укоренился после его смерти у миллионов и миллионов его поклонников. Он и главные действующие силы того режима действовали сообща, в одном направлении. Они решали одну и ту же задачу - демонтаж социализма. Всё ВВС делал с одобрения ЦК КПСС и лично Яковлева А.Н. Он имел блага, которые не были даны ни одному артисту.
Легенды о притесняемом хрипуне сознательно внедрялись той же властью. См. об этом признания самого ВВС в ЛГ №2 за 13г. Но разве почти все мыслящие люди не были с ним заодно? Да, получилось совсем не так, как и он и мы ожидали. Но уж судить его задним умом - это всё равно, что винить Иисуса за зверства инквизиции. И стихи Л.Д. искренни (хотя оды, кажется,- не её жанр).
   26.02.2013 21:58

Рецензия на <Моей любви, как пропасти, страшились...> (Людмила Дербина)

Чехов сказал : когда я держу в руках книгу, то мне безразлично - как её автор любил, играл, пил – я лишь удивляюсь творению (по памяти). Так надо судить и Дербину. Всё равно ведь кроме неё да Рубцова никто ничего не знает, чем жили они : "ни сокровенные ласки, ни затаённую боль".
Всё стихотворение весьма талантливо, а последние строчки - и более того.
Более ярко, ясно, прямо - видимо, Рубцова уж больше никому не представить.
  13.02.2013
   
Рецензия на <Итак, я подхожу к черте> (Людмила Дербина)

О, да! Многие читатели видят Л.Д. в отражённом свете. А есть и такие, которые хотели бы, чтобы она осталась "волчьим солнышком" – Луной, которая видна только потому, что её осветило Солнце.
Но "лёд тронулся"! Талантливой Л.Д. называют критики, представляющие современную литературу с различных, даже противоположных "берегов" - от ультра патриотов до либералов.
Да и читатель всяк может разобраться - Интернет её широко представил. И книги вышли.
Так что за чертой она уже теперь видит не пустоту.
 08.02.2013

Рецензия на «Люблю волков» (Людмила Дербина)

Мне мир страстей едва знаком,
и здесь не объяснится толком :
я знаю, что рождён телком,
но как хочу её быть волком!

И приведись родится вновь -
ведь повторится неизбежность :
от магнетизма волчьих слов
во во мне уже родилась нежность!

  30.03.2013•   

Читателю, дошедшему до этой строчки, я настоятельно советую поступить так : войти на страничку Людмилы Дербиной и прочесть стихотворения, на которые написаны эти рецензии, а затем и её отзывы.

А теперь и тех, кто ранее читал стихи Л.Д, хорошо знаком с её творчеством, и тех, кто впервые читает, и пока ещё, может, и не называет пока её настоящим поэтом, прошу проверить три моих "постулата", которые в своём триединстве и образуют личность - Людмила Дербина.

  1) Л.Д. -  поэт ( время ещё не подобрало наиболее подходящий ей, как поэту, эпитет).
   
  2) Она - полный носитель лермонтовского комплекса "А ОН, МЯТЕЖНЫЙ, ПРОСИТ БУРИ, КАК БУДТО В БУРЯХ ЕСТЬ ПОКОЙ!".

  3) Людмила Дербина - это "ЧЁРНАЯ ДЫРА" (космический объект необычайной силы притяжения).

И, что особо важно, во всех трёх ипостасях она пребывает одновременно и нераздельно.
Любое, даже отдельно взятое, из отмеченных, качество делает его носителя уже заметной, интересной личностью.

ПОЭТ.
Судьбе было угодно для максимально резкого выявления этого качества поставить рядом с ней, как бы сказали в технике, контр-тело. Им оказался Николай Рубцов. Стихи Рубцова сразу, при первом прочтении западают в душу читателя. А душа - самое надёжное, долговременное хранилище. Из головы время стирает информацию скоро, по мере поступления более важной и свежей информации.  Душа держит долго, бывает, всю жизнь.
Стихи Дербиной требуют иного способа их усвоения : сразу, при первом чтении отклик в душе находят немного, лишь несколько слов или образов. Но они-то и заставляют думать над всем стихотворением. И вот в процессе передумывания-перечитывания и рождается чувство - цель и смысл истинного стихотворения. Рождённое таким образом чувство и поселяется в душе. При этом читатель становится как бы соавтором – ведь "нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся". А читать стихи Дербиной походя - это только время тратить впустую. Но - что удивительно - и головными, рассудочными её стихи никак не назовёшь! Они расчитаны на то, что читатель непременно будет "вставлять" между расставленными автором словами  и образами свои. Причём, каждый читатель - свои. Поэтому читателей у Дербиной будет всё больше и больше.
Нельзя сказать, что стихи Дербиной доступны лишь подготовленному читателю, но он, её читатель, должен быть готов подумать над её строкой. Вот та причина, по которой из двух поэтов-современников - Рубцов и Дербина - первый входит в души читателей путём более коротким, естественным, более доступным многим. И так было бы даже в том случае, если бы у них были равные исходные условия публикации.
В отзывах читателей Л.Д. иногда как недостаток отмечается либо избыток текста некоторых стихотворений, либо даже многословие. Однако, со временем, когда стихотворение уже "прижилось", обнаруживаешь : эти вроде бы необязательные слова стали как бы звеньями той "решётки", в которую ты уже встроил свои субъективные образы. Вот такая конструкция (её можно назвать чеховской) и отличает стихи Дербиной.
  Даже тех стихов, на которые были написаны приведённые выше рецензии да ещё 3-4 приведённых здесь полностью, достаточно чтоб сказать : это поэт со своим художественным миром и своей особой техникой "занесения" чувства стихотворения в душу читателя (такую технику стихосложения хочется назвать "с долевым участием" читателя). Именно такие поэты со временем разрастаются и в ширь и в глубь.
Cт.Куняев в упомянутой работе верно противопоставляет Дербину Рубцову, но напрасно столь жёстко привязывает её к Ахматовой. Дербина и зовёт перечитывать по временам себя как раз своей полной непохожестью ни на одну из наших поэтесс. "Ни ахматовской кротости, ни цветаевской ярости, по началу от робости, а потом уж - от старости" - объясняла себя М.Перовых. И в этом ряду Дербина определила себе особое место.
Чехов записал : талант определяет не только качество, но и количество им написанного. И этому жёсткому чеховскому требованию стихи Л.Д. отвечают.

ЛЕРМОНТОВСКИЙ КОМПЛЕКС.
Разумеется здесь речь идёт не о степени дарования, а лишь о чертах характеров, присущих и гению как человеку и нашему поэту-современнику. Эти черты – мятежность, упоение бурей, свобода воли, стремление и умение защищать своё жизненное кредо. "Спокойна я лишь в бешеном движенье";
"Суть моя - мятеж и одиночество"; "В гордыне моей темнокровной"; "Мне б в движении распластаться, ощутить всем телом полёт"; " это и есть западня, и то, что её я разрушу"; "Дух, да следует к цели один"; "Моя строптивость, глупый мой мятеж и для меня самой не объяснимы"; "все перекрыты дороги, а я бездорожье люблю"; "Лишь там, бесконечность, как данность и стёрта реальности грань"; "и никто не узнает о звёздной моей тоске" - подобные самопризнания во многих и многих её стихах. Да, отмеченные черты характера более органичны в мужчинах, да и то лишь в немногих.
Особенно наглядно проследить трансформацию лермонтовской "поэтики зла" в стихотворение Л.Д. "Люблю волков".
Если собрать всё, что написано по поводу этого стихотворения, получится большая диссертация. Особенно обширным будет раздел проклятий автора, "доказательств" её хищной сущности.
Тут уж себя поисками сравнений не отягощают : волчица она и есть волчица. А по мне эта волчица именно во зле и красива! Можно ли любоваться красотою зла? - да читай "Герой нашего времени", "Демон" да и многие мелкие стихи Лермонтова, и вопрос отпадёт. Ни с Демоном, ни с Печориным Лермонтов себя не отождествлял и люди, понимавшие его поэзию, убийцей его не считали. В наше же время для обвинения автора достаточно взять его же готовую строку - и готово!
Восемнадцатилетний гений в "Парусе" назвал все наиглавнейшие жизненные категории :
СЧАСТЬЕ - ПОКОЙ - ВОЛЯ. Другие наши поэтические гении определили их  место в жизни:
"На свете СЧАСТЬЯ нет, а есть ПОКОЙ и ВОЛЯ". Но "ПОКОЙ нам только снится". Выбор остаётся единственным - ВОЛЯ. И это выбор Людмилы Дербиной. Он-то и определил жизненный её путь.

"ЧЁРНАЯ ДЫРА".
Двух приведённых характеристик  Л.Д - поэт и мятежный лермонтовский комплекс – кажется достаточно, чтобы быть личностью не рядовой. Однако, она несёт и ещё одно качество, ей же и описанное :

В душе таинственной и темной
вовеки не увидеть дна.
Душа, что кажется бездонной,
от глубины своей темна.
И мощный светоч в напряженье
здесь изнемог бы с тьмой в борьбе!
Но страшной силой притяженья
она влечет, влечет к себе!

Вот эту силу притяжения я и назвал здесь "чёрной дырой".
"Чёрная дыра" - космический объект такой притягивающей силы, что поглощает даже свет. "чёрная дыра" и свет – антимиры, фундаментальные понятия природы вселенной.
Ко множеству определений, которые дали Л.Д. критики, а более всего она сама, я добавляю ещё один, на мой взгляд наилучшим образом отвечающий на её вопрос Рубцову : "ты зачем от меня не бе-жа-ал?"
По-началу "чёрная дыра"  кажется близкой к "тьме", о которой говорит - пишет Куняев в упомянутой работе.
Однако природа этих явлений принципиально отличается. Если "тьма её стихов" имеет  негативную окраску, то "чёрная дыра" не имеет никакой эмоциональной окраски. Это - объективная реальность вселенной, в которой мы живём. Она не нуждается в оправдании, равно как "чёрную дыру" нельзя обвинять за то, что она втягивает любую материю - такова её природа. Поэтому же "чёрную дыру" нельзя называть "Леди Макбет такого-то уезда" : её постоянное действие - втягивание - не является преступным замыслом.
Женщина-вампир (а и об этом качестве Л.Д. пишет некий профессор) так же далека от "чёрной дыры", как и Леди Макбет - их действия пристрастны, в то время как "чёрная дыра" абсолютно беспристрастна.   
Конечно же возникает вопрос : если существование "чёрных дыр" как природного явления на сегодня абсолютно достоверно установлено, то переносить это качество на людей - правомерно ли?
Да, этот вопрос из тех, на которые нет ответа. Как нет ответа на вопрос о гипнозе, его действии на людей, хотя факт гипноза общеизвестен.

И ещё одно стихотворение Л.Д. обращённое к Рубцову и поясняющее действие "чёрной дыры" :

Моей любви, как пропасти, страшились,
на дне которой бурная река.
Поклонники в ней сгинуть не решились
и предпочли любить издалека.
Но был безумец... Мною увлеченный,
он видел бездну, знал, что погублю,
и все ж шагнул светло и обреченно
с последним словом: "Я тебя люблю!"

 ПОЛЕМИКА О СТИХАХ ЛЮДМИЛЫ ДЕРБИНОЙ.

Множество публикаций в различных изданиях, касающихся личной жизни Л.Д, её характера, обстоятельств, связанных с судом, с её недолгой совместной жизнью с Н.Рубцовым, я, провинциальный читатель лично с Л.Д. не знакомый, и обсуждать не берусь. Да и конъюнктурного здесь много. Виновниками смерти Рубцова могут быть названы и "вологодские русопяты... свиномордые свинофилы... которые ныне ставят ему памятники, называют улицы", и единственно одна Дербина (такие общеизвестные факторы, как алкогольная зависимость Н.Рубцова при этом могут даже не упоминаться).
Самого Н.Рубцова во вполне  литературном издании  называют "рваниной", а открывшего его критика Кожинова причисляют к тем самым "свинорылым... русофилам". Пишут из № в № большущие статьи, убеждая читателя, что и нет у этого самого Кожинова ничего, кроме гитары. Они вроде и не ведают, что и первые статьи о Рубцове, и первые книжки его выходили с Кожиновскими очень толковыми статьями. Мы-то, провинциалы, и книжечки эти храним, и газеты с диалогами Кожинова с оппонентами.
 Однако, "Лишь слову жизнь дана". "Жизненно лишь то, что художественно".

А, собственно, единственной критической работой о творчестве Людмилы Дербиной является цикл статей Ст.Куняева в "Нашем современнике" в 2012г.
 Нельзя не видеть, что даже самые авторитетные литературные издания используют имена и Рубцова и Дербиной в качестве разменной монеты, или ещё того хуже - в качестве "борта" в который направляют "шайбу" (статью), чтоб ударить по литературному противнику. А то, что удар в первую очередь наносится ещё живущему поэту - в расчёт "духовными, гуманными" изданиями не принимается.
В ход они пускают всё : грязное женское бельё (в буквальном смысле), сомнительную репутацию читателей (!) издания, откровенное передёргивание историй про тушение сигарет о женщину, даже название места проживания какого-нибудь "информатора". Расходуют огромные печатные площади.
А ведь сколь проще сказать всю правду о поэте, сделав толковый разбор 2-3-х его стихотворений. Риск возможного негатива слишком велик? - это понятно, но на то вы и литераторы, журналисты, (а порой – жюрналюги), чтоб и лицо издания (автора) сохранить, и, главное (!) сказать про поэта то, чего он заслуживает. Сказать при жизни.

В ответной полемической статье в "Дети Ра" №1 за 13г  Л.Д. отвергает необъективную, по её мнению, "расцветку" творчества её и Рубцова, данную в работе Куняева :
"Куняев назвал Николая Рубцова светоносным поэтом. Да, это так. Но: Вот слова Куняева: <Но в <роковом поединке> его светлому воздушному, духовному созерцательному миру противостоял совершенно другой мир: В светлое царство Николая Рубцова в роковой час вторглась тьма иного мира, тьма ее стихов>. И тут Куняев немедленно начинает это доказывать, перемежая строчки Рубцова с <темными> строчками Дербиной...
Конечно, было бы не так обидно, если бы мои строчки он намеренно не искажал, желая <усугубить> мою <тьму>, превращая стихи в несуразность. Я насчитала десять случаев подлога, и это не у какой-то шантрапы, а у главного редактора <Нашего современника> Станислава Куняева".
И приводит сравнения своих и куняевских строк. По разному можно оценивать эти искажения, хотя в некоторых случаях всегда хорошо отделанные стихи Л.Д. превращались действительно в несуразные.
Искажения отдельные похожи на те, которые допускает человек пытающийся читать наизусть на людях и забывающий текст - тогда он ставит первые подвернувшиеся слова. Получаются какие-то корявые строчки..
Причина отмеченных Л.Д. искажений может быть и чисто технической : Куняев не пользуется компьютером при копировании, полагаясь на память. А она подводит. При отсутствии редактора и видим такое обилие ляпов. Куняев и Раскольникова зовёт Фёдором, в чём уж трудно усмотреть тенденцию.
Известна и другая причина "грешков" цитирования стихов : цитируют как на душу легло. Общеизвестно неточное цитирование Толстым стихов Пушкина. Бунин тоже нередко запоминал и цитировал так, как любо было ему. [Кстати - Л.Д. в Дети Ра так же цитирует Есенина не вполне точно].
Разумеется, искажение авторских текстов, какими бы причинами они не порождались, дело плохое. Но всё таки "техническое". Гораздо хуже, что в своей работе Куняев упорно выделяет "тёмную" тональность творчества Л.Д.  Да, читатель стихов Рубцова и Дербиной без труда найдёт : эстетика их художественных миров - различна. Различна настолько, насколько различны были художественные миры, скажем, Тютчева и Лермонтова. Но из того, что голос Дербиной был ещё одним голосом русской поэзии того времени не следует, что Рубцов и Дербина - это Моцарт и Сальери (в пушкинском истолковании).

 И ещё есть стихи Л.Д., обращённые к Рубцову, которые так же не хотелось бы сокращать ни на одно слово.

Мы шли под осенней луной,
о чем-то смешливо болтали.
Но видела я - за спиной
лег след безысходной печали.
Ты что-то рассказывал мне,
счастливый, шутил поминутно,
меж тем, как уже в западне
себя ощущала я смутно.
Я знала - ты любишь меня
и силой возьмешь мою душу,
что это и есть западня,
и то, что ее я разрушу!
Но там под осенней луной
при легком головокруженьи
мятеж назревающий мой
еще не казался крушеньем.
Лишь где-то в крещенские дни
запели прощальные хоры,
и я у своей западни
смела все замки и затворы!


            Николаю Рубцову
Невозможно, что б ты одолел,
покорил меня всю безраздельно.
Самодержцем в глаза мне смотрел,
испугалась - ужели смертельно?!
Олененком в глухой западне
задрожала душа, как под дулом.
Чья-то тень пронеслась по земле,
ветром склепа мгновенно подуло.
Но такая надежда жила
в синей бездне, простертой над нами,
что предчувствие я прогнала,
от него отмахнулась руками.
Так березы над нами светло
каждым листиком перекликались,
что, казалось, уже пронесло
облака, что над нами сгущались.
Но вздымалось из темных глубин,
но взывало из мрачной пучины:
"Дух да следует к цели один
до креста твоего, до кончины!
Нет попутчиков в мире ему,
и другая душа хоть родима,
в край неведомый никому
он все рвется неукротимо!"
Я лежала с травинкой в зубах,
вся пропахшая тмином и мятой,
твоей волей низвергнута в прах
и любовью твоею распята.
Краски дня были слишком резки,
и в глазах моих, в сини накала
не заметил ты грозной тоски,
дерзновенного бунта начало!
   
Интересное это дело - быть современником по-настоящему талантливому, лишь на себя похожему поэту - и узнать его! Долгое время казалось, что известного "порога" при сложившихся условиях Л.Д. не переступить. И талант не перетянет через этот "порог".
Ну, а собственно, чего ожидать? Официального заявления о признании?
Не стоит. Поэзия воспринимается всё равно исключительно индивидуально.
  "Ты - царь. Живи один".
 Читаешь, перечитываешь Л.Д. и всё же остаёшься с вопросами : почему после стольких изысков формы стиха особенно в последнее время её вполне традиционная форма тебе так по душе? И ещё : что (в чисто эстетическом, художественном плане) мешает критике сказать : мы живём в один век с настоящим поэтом?
Так и кажется : ответ дан 200 лет тому назад - "читатель ждёт уж рифмы розы.."
Да вот, не выращивала поэтических роз эта удивительная женщина-поэт. Чем и отличила себя от подруг, чем и сбивает с затверженного толку натасканных на любви к розам.