Живет такой человек

Ольга Платтер
Мы познакомились в редакции одной газеты. Каркоцкий Иосиф Павлович пришел с просьбой помочь ему разыскать своих друзей, с которыми он служил в бывшей ГДР в 50-ых годах прошлого века. Мы с ним составили письмо и отправили в адрес передачи "Жди меня". И как-то так вышло, что мне пришла в голову мысль продолжить с ним наше знакомство, встретиться еще раз, (а может быть и не раз)чтобы написать об этом замечательном человеке, прожившем нелегкую жизнь и не утратившим своего оптимизма и радости, желания жить, творить добро и  быть полезным людям.

Родился Иосиф Павлович в 1937 году в деревне Крутая Гора Логойского района в многодетной семье. Его отец слыл знатным кузнецом. Со всей округи приходили и приезжали к нему люди: кто коня подковать, кто выковать что-нибудь, кто косу наладить. Никому мастер никогда ни в чем не отказывал. Отцовское трудолюбие, широта души и терпение передались Иосифу Павловичу. И он сохранил их на всю оставшуюся жизнь. Когда отец уходил на войну, то строго-настрого велел матери покрестить детей в костеле, что она и сделала, но чуть позже, уже под немецкой оккупацией. "Меня всю мою жизнь ангел-хранитель оберегает с самого детства, - говорит мой собеседник. - Отец рассказывал, что я сильно заболел в два года, и врач из соседней деревни уже не оставляла родителям никакой надежды на то, что я выживу. Потому что началось заражение крови. К нам заглянул знакомый ветеринар, и мой отец попросил его осмотреть меня. В общем ветеринар тот спас мне жизнь. Но, видимо, болезнь оказалась для моего организма таким сильным потрясением, что, выздоровев телесно, я потерял дар речи и молчал до восьми лет, хотя все слышал и понимал".

Как я уже упоминала выше, служил Иосиф Павлович в бывшей ГДР, недалеко от городского поселка Рерик на рыбацком полуострове Вустров в войсках ПВО оператором радиолокационной станции. Вот  такую интересную историю рассказал он мне при первой нашей встрече в редакции: "Однажды с одним солдатом, имени которого я даже не знаю, мы смастерили плот чтобы поплавать на нем у берега моря. А так как плотик был маленький, то плавали на нем поочередно, сначала он, а потом я. И я так увлекся плаванием по морю, лежа на плоту, что незаметно меня вынесло в море. В общем, я сам виноват, потому что увлекся рассматриванием медуз. И (о, ужас!) плот переворачивается, а плавать я на тот момент, к своему стыду, не умел. Меня спасли, к моему счастью, местные рыбаки - граждане ГДР, которые осматривали свои переметы в море. Они втащили меня в свою лодку.А когда узнали, что я русский, сказали: "Айн километр - унд русиш камарад капут". Они же и доставили меня на берег, на тот полуостров, где я служил. Это было в 1957 году, где-то в мае-июне месяце. Больше я того солдата не видел, но случай тот я вспоминаю часто".

Демобилизовавшись, молодой Иосиф Павлович уехал в тогдашний Ленинград к тете, на побывку, да так и остался жить в Питере надолго. Женился, работал сначала на стройке, потом пошел работать в метрополитен. Сын Иосифа Павловича и теперь живет в Санкт-Петербурге. "А меня все время, всегда тянуло домой, на мою настоящую родину, в Беларусь. Родители мои переехали в Борисов, перевезя туда свой дом из Толочинского района, где мы оказались волею судьбы перед самой войной", - рассказывает мой знакомый.

После смерти отца Иосиф Павлович забрал маму в Питер, но она не смогла там жить. Не подошел климат. Вот и вернулась домой, в Борисов. А когда занемогла, попросила сына к ней приехать. Он приехал, да так и остался с ней. Работал в ПМК, в Углах.

"Теперь вот один живу в родительском доме, - замечает мой собоседник, - Но скучать мне некогда. Сын приезжает часто, внучка. Теперь и правнучка у меня есть. Что мне еще нужно для счастья?"

Хозяин показал мне свои владения: старенькую добротную стеклянную теплицу, виноградник, фруктовый сад, посаженный с любовью. "А еще у меня банька есть. Сам построил. И веники дубовые вяжу чтобы париться ими", - с гордостью говорит мой собеседник. Теперь ему 76 лет, а глаза же молодые, задорные. "Есть еще порох в пороховницах", - думаю я.

Мы сидим с хозяином на небольшой летней террасе, пьем кофе. У меня на коленях дремлет Граф - большой черный кот, который только что вернулся домой после долгой отлучки. Где-то пропадал несколько дней. У ног же хозяина примостилась кошка Багира. "Это мои друзья", - говорит он. Этим летом Иосиф Павлович собирается снова в Питер - повидать своих давнишних друзей да проведать семью сына. Пусть сопутствует Вам удача и счастливого возвращения Вам,хороший простой человек.

Напоследок хочу заметить, как же все-таки хорошо, что в наше беспокойное, бестолковое время встречаются еще такие удивительные люди, которые не жалуются на жизнь и жизненные трудности, не ругают соседей и власти, а сами созидают свою жизнь, чем могут помогают ближним и дальним, всегда готовые распахнуть двери своего гостеприимного дома. Добра Вам, Иосиф Павлович.