Искусство цитирования

Валерий Гамаюнов
Думаю, ни для кого не секрет, что искусство цитирования относится к сфере манипуляций. Не знаю, кто первым это заметил, но, судя по всему, человеком он был не глупым и сведущим. К сказанному добавлю замечание Мартина Лютера:
"Даже дьявол может цитировать Библию с пользой для себя".

К чему я это?
А вот к чему – все мы научены подтверждать (как бы закреплять) свои мысли (любые!) ссылками на более-менее авторитетных людей. Или на тех, кого мы таковыми считаем (ведь не факт же, что люди авторитетные для одного человека, будут авторитетны и для другого). С этой целью мы безжалостно выдираем из контекста куски фраз и радостно предъявляем их миру:"Вот, мол, смотри, народ, какие люди думали/думают так же, как я!"
То, как это порою смешно и нелепо выглядит, я и намерен показать на примерах цитирования поэтов-классиков.
Но для начала позвольте мне пару лирических отступлений.

Итак, отступление первое.
Когда я был маленький и делал скворечники... Когда я получал высшее образование, с нас, буквально, требовали, чтобы в каждом реферате, докладе, курсовой работе присутствовали цитаты классиков марсизма-ленинизма по теме работы. Помню, в какой ступор повергла меня необходимость такого цитирования, когда я готовил доклад к студенческой научной конференции, кажется. Тема доклада звучала примерно так:
"Гомотопия, как функтор из категории топологических пространств в категорию Абелевых групп".
Работа, по сути, простенькая, на уровне определений, но что могли сказать по этому поводу Ленин, Маркс или Энгельс, для меня до сих пор является загадкой.
Отмазался, помню, тем, что из материалов последнего то ли пленума, то ли съезда аккуратненько выписал цитаты со словом "наука" и тем самым спас доклад, придав ему легитимность и "вес" в глазах коммунистической общественности.

И отступление второе (как бы иллюстрация к первому).
У нас был очень интересный преподаватель философии, служивший/работавший переводчиком во время японской компании 1945-го года. Иногда, в силу возрастных особенностей, у него что-то перемыкало в голове и он ни с того, ни с сего, в процессе разбора какого-либо очередного "материализма и эмпириокритицизма", начинал рисовать на доске схему японских оборонительных сооружений и крохотных самурайчиков.
Мы радовались, как дети.
И вот однажды, громя нас математиков за идеалистическое мировоззрение (а как же! мы ведь не изучаем свойства материи, а занимаемся абстрактными вещами! конечно, идеалисты!), он, в запале, выпалил следующее:
"А вы знаете, что у Карла Маркса была работа, посвящённая дифференциальному исчислению?"
Признаюсь честно – заинтриговал.
Я спросил своего научного руководителя, знает ли он об этом факте и услышал в ответ:
"Я видел эту работу. Должен сказать Вам, Валера, если бы Вы специализировались не на кафедре высшей алгебры, а не кафедре математического анализа или, положим, дифференциальных уравнений и написали нечто подобное, Вам бы влепили пару и, не задумываясь, отчислили из универа."

С горем пополам, мы закончили с нашими лирическими отступлениями.
И теперь, собственно, к "нашим баранам"...
Давным-давно (я ещё в школе учился) в передаче "Вокруг смеха" Александр Иванов продемонстрировал блестящую пародию на пародиста, в которой, якобы, начинающий критик "разбирается" с Чуковским, выдрав из "Мойдодыра" следующую цитату:

                "Вдруг из маминой из спальни

                кривоногий и хромой

                выбегает..."

"Вот такая, понимаете ли, пошлятина.." – добавляет персонаж.

Мне настолько понравилось это выступление, что я тут же начал искать нечто подобное в стихах других поэтов.
Ну, и поскольку в тот момент я учился в средней школе, "под раздачу" попали классики. А пубертантный период "исследователя" обусловил то обстоятельство, что поиски велись несколько "ниже пояса".

Просто перечислю, что помню:

1. Семи пядей во лбу не надо, чтобы "обнаружить" у М.Ю. Лермонтова следующее:

                "На севере диком стоит одиноко..."

2-3. Многострадальный "Евгений Онегин" А.С.Пушкина:

                "Мой дядя самых честных..."

                "Она любила на балконе.."

4. Нечто маниакальное у С.А.Есенина:

                "Не бродить, не мять в кустах багряных..."

Думаю, примеров достаточно, чтобы показать как нелепо выглядят иногда куски, вырванные из контекста.

И о погоде. То бишь, о планах.
Хотелось бы написать "исследование" на тему "История, как искусство интерпретации".
Вот только материал соберу столь же доступный и запоминающийся.

26.06.13.