Лето

Ирина Дмитроченкова
Пора несравненная лета,
Всё совершенно раздеты,
И кажется, будто легко
До самых взлететь облаков.

Вода, свет, Купала-Креститель,
Живое всё освятите!
Мы в воду венки бросаем,
Цвет папоротника не угасает...

А воздух тягучий и плотный,
И мягкий - как старый диван.
И только крылья и ноты
Хочется мне надевать.

В ночь на седьмое июля
Поля и дубравы уснули
Грядёт удивительный миг -
Вновь станет мальчишкой старик.

Старуха к земле припала -
Вновь девою юною стала,
Да, в ночь на Ивана Купала
Чудес совершится немало.

И только макушкою лета
Бывает возможно это.
Нет, это не миражи -
Она так загадочна, жизнь:

Грядёт очищение духа,
Добро побеждает проруху,
Сияют костры, очи Света,
И песни слагают поэты.




"В ночь с 6 по 7 июля (по новому стилю) каждый год решается судьба мира: быть ли Свету или мир поглотит злобная Тьма. Каждый год сражение выигрывают силы Добра, но победа эта не приходит сама собой. Это день Ивана Купалы и он стоит особняком от всех остальных дней. Некогда в эту ночь вся Европа покрывалась многочисленными огнями. В обширной Славии, огромной Германии, северной Скандинавии, далекой Британии и бесконечной Руси люди зажигали костры - "очи Света".

Купало - бог лета, летних цветов и плодов. Веселый и прекрасный, он одет в легкую одежду и держит в руках цветы и полевые плоды. На голове у него венок из цветков купальниц. Древние славяне причисляли Купало к знатнейшим богам. В начале жатвы, 24 июня (по старому стилю), ему приносили жертвы.

На полях возжигали большие костры. Юноши и девушки, увенчанные и перепоясанные цветами, радостно пели и плясали около огня. Заканчивался праздник тем, что люди перескакивали через огонь сами и перегоняли через него свой скот. По народному поверью, это избавляло стадо от леших и лесных духов" (из рассылки Subscribe "Славянский Гороскоп", "Таинственное о нас!")
Отсюда Купало-древнее славянское божество, связанное с Очищением Духа от Тьмы - Огнём (заметим, здесь ничего не сказано о воде и купании, как казалось бы, естественно могло быть связано этимологически. Слово «купало» означает горячее, ярое, кипящее существо, под которым подразумевается солнце ). Имя Иван было привнесено позже-в связи с обращением Святой Руси в христианство. Праздник в честь Купало соединили с именем Ионна (Ивана) Крестителя, который крестил водой и Святым Духом-отсюда Иван Купала


Рождество Иоанна Предтечи 7 июля
Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).
Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Постичь умом, и тем паче построить какую то логическую цепочку в череде евангельского повествования об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это», а верующий…
Верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, повторяет. Ведь для него – «Ты еси Бог, творяй чудеса» вполне естественно и жизненно.
Не поражаться же произошедшему столь давно, но отнюдь не утратившему современного (здесь хорошо, более емкое, украинское определение «сучасного») значения невозможно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, столь характерных для человека нынешнего времени при проявлениях Божьего промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, и в тоже время, когда ему возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога.
До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник – наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мар.9:24)
Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг пажитей Небесных, и здесь Иоанн Предтеча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведности в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства.
Пустыня стала для него училищем благочестия, и даже в ней он был велик
В пустыне Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, приготовляя себя к высокому своему служению. Именно он – Иоанн, есть начало начал монашества.
Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие.
Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против таких гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь – источник «веры до крови», то есть мученического подвига исповедания Христа.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами – его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.





И все же, на фоне раздуваемых по знанию или незнанию «купальских торжеств»  нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем двоеверии – одновременном исповедании христианства и язычества. Из древних языческих обрядов наш народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент – хороводы, песни, игры. Исполняемые обряды не носят ярко выраженного религиозного характера. Это лишь продолжение народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов забыты, а оставшиеся – Купала, Лада, Ярило – воспринимаются большинством как игровые персонажи.
http://www.otechestvo.org.ua/main/20117/0718.htm