Бхагавад-гита. Глава 6. Дхьяна-йога

Кари Вестова
                БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ
               
             (в переводе Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады)

               
                ГЛАВА ШЕСТАЯ. ДХЬЯНА-ЙОГА
                ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Текст 1.  Верховная божественная личность сказал: "Кто не привязывается
к плодам своей деятельности, и кто выполняет ту работу, которую должен,
тот ведёт жизнь в отречении и является поистине мистиком, а не тот,
кто не зажигает огня и не исполняет долга.

Текст 2.  Ты должен знать, что то, что именуется отречением, есть то же самое, что йога,
или воссоединение со Всевышним, о сын Панду, поскольку человек никогда не сможет стать
йогом, если он не отречётся от стремления к удовлетворению чувств.

Текст 3.  Считается, что для неофита в восьмиступенчатой йоге работа является средством;
а для того, кто уже достиг высот, средством является прекращение всей материальной деятельности.

Текст 4.  Тогда человек считается достигшим высокой ступени йоги, когда он отказывается
от всех материальных желаний, не действует во имя удовлетворения чувств,
а также не занимается деятельностью, приносящей выгоду.

Текст 5.  Человек должен использовать свой ум для освобождения, а не для деградации.
Ум -- и друг обусловленной души, и враг её.

Текст 6.  Для того, кто победил ум, он -- лучший друг. Но для того, кто не смог этого
сделать, его ум останется величайшим врагом.

Текст 7.  Тот, кто победил свой ум, уже достиг Параматмы, ибо он обрёл спокойствие.
Такой человек не видит различия между радостью и скорбью, жарой и холодом,
почётом и бесчестьем.

Текст 8.  Человек считается достигшим самореализации и именуется йогом (мистиком),
когда он полностью доволен своим положением, благодаря приобретённому знанию
и пониманию. Такой человек достиг духовного уровня и полностью владеет собой.
Он не видит различия между галькой, камнем и золотом.

Текст 9.  Трансценденталист считается стоящим на ещё более высокой ступени духовного
развития, если его ум одинаково рассматривает честных благожелателей, любящих
благодетелей, нейтральных посредников, завистников, друзей и врагов, грешников
и праведников.

Текст 10. Трансценденталист должен всегда вовлекать своё тело, ум и душу
во взаимоотношения со Всевышним; он должен жить в уединённом месте и всегда
тщательно контролировать свой ум. Он должен освободиться от желаний
и чувства собственности.

Тексты 11-12. Для занятий йогой необходимо удалиться в уединённое место,
постелить на землю траву куша, накрыть её шкурой оленя и мягкой тканью.
Сиденье не должно быть ни слишком высоким, ни слишком низким,
и должно находиться в святом месте.
Йог должен занять устойчивое положение и погрузиться в йогу, с тем, чтобы очистить сердце
с помощью контроля ума, чувств и деятельности и концентрации ума в одной точке.

Тексты 13-14. Нужно держать туловище, шею и голову вертикально, на одной линии,
устремив взгляд на кончик носа. Таким образом, контролируя ум, без страха, полностью
отказавшись от половой жизни, нужно сосредоточиться на Мне в своём сердце
и сделать Меня конечной целью своей жизни.

Текст 15. Практикуя таким образом постоянный контроль тела, ума и деятельности,
трансценденталист-мистик, контролируя свой ум, достигает царства Господа (обители
Кришны) путём прекращения материального существования.

Текст 16. Если человек ест слишком много или слишком мало,
ему невозможно стать йогом, о Арджуна.

Текст 17. Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить
все свои материальные страдания, занимаясь йогой.

Текст 18. Когда йог в процессе занятий йогой обуздывает свою умственную деятельность
и поднимается до трансцендентального уровня, не имея больше никаких материальных желаний,
тогда считается, что он достиг высокой ступени йоги.

Текст 19. Как светильник не мерцает в безветренном месте, так и трансценденталист,
обуздавший свой ум, всегда остаётся спокоен, устремив свой внутренний взор
на духовную сущность.

Тексты 20-23. В стадии совершенства, называемой трансом, или самадхи, ум человека,
благодаря занятиям йогой, полностью отвлекается от материальной умственной деятельности.
Эта ступень совершенства характеризуется способностью человека осознавать
свою сущность чистым умом и черпать радость и блаженство в себе самом.
В этом радостном состоянии человек испытывает безграничное трансцендентальное счастье,
ощущаемое через трансцендентальные чувства. Утвердившись на этом уровне,
он никогда не отклоняется от истины, и, достигнув её, понимает, что нет большего выигрыша.
Тот, кто находится в этом состоянии, никогда не бывает подвержен потрясениям,
даже перед лицом тягчайших бедствий. Поистине, это и есть настоящая свобода
от всех страданий, возникающих от соприкосновения с материальным.

Текст 24. Человек должен заниматься йогой с решимостью и верой и не отклоняться
с этого пути. Он должен отбросить все без исключения материальные желания,
порождаемые мыслительными спекуляциями, и таким образом контролировать с помощью ума
все свои чувства во всех их проявлениях.

Текст 25. Постепенно, шаг за шагом, человек должен войти в состояние транса,
с помощью разума, подкреплённого убеждённостью, и, таким образом,
ум его должен сосредоточиться на душе и ни на чём другом.

Текст 26. Куда бы ни убегал ум, изменчивый и неустойчивый по природе,
нужно неизменно возвращать его назад, под контроль своего "я".

Текст 27. Йог, чей ум сосредоточен на Мне, поистине достигает высочайшей ступени
трансцендентального счастья. Он находится за пределами гуны страсти,
он осознаёт свою качественную тождественность со Всевышним, и таким образом он
освобождается от всех кармических реакций.

Текст 28. Таким образом йог, владеющий собой, постоянно занятый йогой, освобождается
от всякой материальной скверны и достигает высочайшей стадии совершенного счастья
в трансцендентальном любовном служении Господу.

Текст 29. Истинный йог видит Меня во всех существах, а также видит все существа
во Мне. В действительности, самореализованная личность видит Меня, Всевышнего Господа,
везде и во всём.

Текст 30. Для того, кто видит Меня во всём, и всё -- во Мне, Я никогда не потерян,
и он никогда не потерян для Меня.

Текст 31. Такой йог, знающий, что Я и Параматма во всех живых существах суть одно,
поклоняется Мне и всегда остаётся во Мне, при всех обстоятельствах.

Текст 32. Тот является совершенным йогом, кто, сравнивая их со своей душой, видит
истинное равенство всех живых существ, как в счастье, так и в несчастье, о Арджуна."

Текст 33. Арджуна сказал: "О Мадхусудана, система йоги, которую Ты вкратце описал,
кажется мне неосуществимой и непосильной, потому что ум мой беспокоен и неустойчив.

Текст 34. Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силён, о Кришна, и подчинить его,
я думаю, труднее, чем управлять ветром".

Текст 35. Господь Шри Кришна сказал: "О сильнорукий сын Кунти, несомненно, очень трудно
обуздать беспокойный ум, но это возможно с помощью соответствующей практики и отречения".

Текст 36. Для того, чей ум не обуздан, самореализация -- тяжкий труд.
Но обязательно добьётся успеха тот, кто властвует над своим умом,
и кто идёт к цели верным путём. Таково Моё мнение.

Текст 37. Арджуна сказал: "О Кришна, что ждёт неудачливого трансценденталиста,
который сначала вступает на путь самореализации, веря в неё, но который потом отходит
от этого пути, из-за мирского склада ума, и, таким образом, не достигает совершенства в мистицизме?

Текст 38. О сильнорукий Кришна, разве человек, сошедший с пути трансцендентальности,
не лишается и духовного и материального успеха и не исчезает, подобно
разорванному облаку, не имея прибежища ни в том, ни в этом мире?

Текст 39. В этом заключается моё сомнение, о Кришна, и я прошу Тебя рассеять его
полностью. Нет никого, кроме Тебя, кто может это сделать".

Текст 40. Верховная божественная личность сказал: "О сын Притхи, трансценденталист,
совершающий благоприятные действия, не встречает гибели ни в материальном мире,
ни в духовном. Друг Мой, зло никогда не одолеет того, кто творит добро.

Текст 41. Неудачливый йог после многих и многих лет счастливой жизни на планетах,
где обитают праведные существа, рождается в семье добродетельных людей или же
в богатой аристократической семье.

Текст 42. Или, если он потерпел неудачу после долгих занятий йогой, он рождается
в семье трансценденталистов, мудрость которых несомненно велика.
Разумеется, такое рождение редко кому достаётся в этом мире.

Текст 43. Родившись в такой семье, он возраждает божественное сознание
своей предыдущей жизни и пытается пойти дальше и достичь полного успеха, о сын Куру.

Текст 44. Благодаря божественному сознанию своей предыдущей жизни, он естественным образом
привлекается принципами йоги, даже и не ища их.
Такой жаждущий знания трансценденталист всегда стоит выше ритуальных правил шастр.

Текст 45. И когда йог с искренним усердием стремится ко всё большему совершенству,
очистившись от всякой скверны, он, в конце концов, после многих и многих жизней,
заполненных занятиями йогой, достигнет высшей цели.

Текст 46. Йог стоит выше аскета, выше философа-эмпирика и выше человека,
интересующегося плодами своей деятельности, поэтому, о Арджуна, в любых обстоятельствах
будь йогом.

Текст 47. И из всех йогов тот, кто с великой верой всегда пребывает во Мне,
и служит Мне с любовью и преданностью, тот теснее всех связан со Мной
и достиг высочайшей ступени совершенства. Таково Моё мнение.







Человек, желающий пересечь ужасный океан материальных страданий, может сделать это очень легко, приняв прибежище на корабле "Бхагавад-гиты".

Тот, кто днём и ночью слушает и читает "Шри Гиту", никогда не должен рассматриваться как простой смертный. Без сомнения, его подлинный облик божественен.

Вне всех сомнений, что изучающий "Шри Гиту" с преданностью, обретает всё благо, которое он мог бы получить от изучения Вед, Пуран и других Писаний.

Тот, кто внимательно слушает и воспевает славу заключений "Шри Гиты", или излагает суть этого учения другим, несомненно, достигнет высшего предназначения.

Несчастья, возникающие от проклятия или чёрной магии, никогда не войдут в дом, где поклоняются "Шри Гите".

Человек, с преданностью изучающий "Шри Гиту", свободен и счастлив. Хотя и совершает деятельность в этом мире, он не запутывается в ней.

Все святые места в этой Вселенной, такие как Праяг, вечно присутствуют там, где присутствует "Шри Гита" -- вечная песнь Бога".

Тот, кто в смертный час помнит половину, четверть, одну главу или хотя бы один стих «Гиты», достигнет высшего назначения.

Излагая или слушая смысл «Гиты» в смертный час, даже последний грешник получает право на освобождение.

Тот, кто в смертный час с преданностью держит в руках «Гиту», отправляется на Вайкунтху, чтобы в божественном экстазе жить там вместе с Верховным Господом Вишну.

Тот, кто сосредоточивается хотя бы на одной главе «Гиты», после смерти снова родится человеком, чтобы, возобновив изучение «Гиты», наконец обрести освобождение.

Если в смертный час человек услышит хотя бы слово «Гита», его будущее светло.

Любые поступки, сопровождаемые декламацией «Гиты», очищаются и ведут к совершенству.

Человек, декламирующий «Гиту» во время посмертных церемоний (шраддха), удовлетворяет своих праотцов. Покинув ад, они восходят на небеса.

Тот, кто подарит «Гиту» в золотом переплете ученому брахману, никогда не родится вновь в материальном мире.

Тот, кто раздаст в милостыню сотню «Гит», поднимется на абсолютный уровень и вряд ли родится вновь.

Душа, подарившая «Гиту», получает место на планете Господа Вишну на срок семи калп, чтобы общаться с Всевышним в божественном экстазе.

Если, выслушав до конца смысл «Гиты», человек подарит книгу брахману, Господь, довольный им, исполнит все его желания.

Тот, кто никогда не декламирует и не слушает «Гиту», этот сосуд с нектаром, позволяет нектару вытекать сквозь пальцы, чтобы пить яд.

Открыв для себя знание «Гиты» и упиваясь этим нектаром, люди, страдающие в этом бренном мире, находят прибежище в преданности Всевышнему и становятся по-настоящему счастливыми.

Многие святые цари, такие как Джанака, приняли прибежище в знании «Гиты» и, став безгрешными, достигли высшего назначения.

При декламации «Гиты» не имеет значения, высокого или низкого происхождения человек. Только вера делает его достойным декламировать «Гиту», поскольку среди всех видов знания «Гита» - воплощение Абсолюта.

(Из "Гита-Махатмьи")




             

О "БХАГАВАД-ГИТЕ"
~~~~~~~~~~~~~~~~~

"Бхагавад-гита" -- одно из самых почитаемых произведений Священной Ведической литературы.
"Бхагавад-гита" также известна под названием "Гитопанишад".
Она -- суть всего ведического знания и одна из наиболее важных Упанишад в ведической литературе.

"Бхагавад-гита" -- самое известное Ведическое писание.

Она является квинтэссенцией всего ведического знания, и потому утверждается,
что если даже не изучать всю другую ведическую литературу,
а ограничиться чтением "Бхагавад-гиты", любой человек сумеет разрешить все жизненные проблемы,
получить освобождение из самсары (круговорота бесконечных рождений и смертей материального мира)
и сделать свою жизнь совершенной.

"Бхагавад-гита" была поведана Верховным Господом богу солнца Вивасвану
более 120 400 000 лет назад. Вивасван передал её прародителю человечества Вайвасвату Ману,
а тот рассказал "Гиту" своему сыну и ученику Махарадже Икшваку, правителю планеты Земля, около 2 005 000 лет назад.
С тех пор "Бхагавад-гита" существует в человеческом обществе. Однако со временем это знание было частично утеряно,
и Бхагаван Кришна вновь поведал "Гиту" Арджуне на поле битвы Курукшетра около 5 000 лет назад.


Существует много разных изданий "Бхагавад-гиты", к которым написано большое количество различных комментариев,
однако большинство из них являются неавторитетными, поскольку авторами переводов и комментариев
была нарушена ведическая традиция передавать трансцендентное знание, содержащееся в Ведах, таким, как оно есть,
в чистом и неискажённом виде, без навязывания читателю "своего личного мнения"
и без собственных поправок, интерпретаций и дополнений.


"Бхагавад-гита как она есть" в переводе Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады
представляет ведическое произведение в его первоначальной форме, являясь оригиналом этой священной книги знания.
"Бхагавад-гита" с комментариями Шрилы Прабхупады представляет учение Вед в его абсолютной форме --
таким, каким оно передавалось по парампаре (цепи ученической преемственности Совершенных Учителей,
идущей от Господа Кришны -- Верховной Личности Бога.











ЗДЕСЬ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ О "БХАГАВАД-ГИТЕ КАК ОНА ЕСТЬ":
http://www.stihi.ru/2016/10/19/5887