II. Народ и национализм. Проблемные зоны бытия

Юрий Петров 7
                «Наша истинная национальность – человек».
                «Там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает».
               
01.08.2011
ПЕРВОЕ
Григорий Саввич Сковорода (1722 г. - 1794 г., русский и украинский странствующий философ, поэт, баснописец и педагог, внёсший существенный вклад в восточнославянскую культуру) писал о феномене этнополитического развития людей в очень интересном ключе. Он употребляет термин «народ» и при этом многие элементы уточняет с позиции человека XVIII столетия, блестящего знатока античной философии и других периодов развития любомудрия. Итак, перед нами эрудит и путешественник, критик и адепт гармонического бытия. «Дух несытости,- говорит великий мыслитель, - гонит народ, способствует, стремится за склонностью, как кораблю и коляска без управителя, без совета и предвидения, и удовольствия». Народ идёт дорогами жизни «без совета, предвидения, и удовольствия». Может быть ,по этой причине возник феномен национализма, отношение к которому складывалось без важнейших вышеперечисленных регуляторов отношения человека, украинского гражданина к Универсуму, цивилизации, своему государству и культуре.

                ***
ВТОРОЕ
«Корпус размышлений», относительно регуляции чувств и умонастроений индивида, общества в целом, «громади» (Иван Франко) может быть использован педагогом, политиком, журналистом, мастером художественного слова и т.д. Не ставя перед собой цель дать исчерпывающую характеристику «феноменологии национализма», уместным будет услышать и понять коррективы времени, позиции тех, кто жил и творил в других странах и в другие эпохи.
Ниже мы представим точку зрения автора на обсуждаемый вопрос (народ и национализм XX-XXI cт.), преамбула же будет такой: историкам, философам и другим специалистам известен «критицизм» Шопенгауэра, и в присущем ему духе он будет говорить о толпе и народе. «В национальном характере, - подчеркивает Шопенгауэр,- мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа».
Спросим себя: «Кто из нас в своей жизни не оказывался в толпе, не попадал в её энергоструктуру?» Толпа не отнимает у человека его индивидуальность, но берет у него что-то такое важное, что молчать об этом нельзя. И Шопенгауэр чуток, иронизируя по такому поводу: «Если Ты в толпе, то Тебя уже нет», включая эфир национальности и фундамент самобытности. Автор работы «Мир как воля и представление» говорит дальше: «Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит». - сказано более чем резко!

                ***
ТРЕТЬЕ
А вот позиция славянского мыслителя, мемуариста, публициста, государственного деятеля Петра Андреевича Вяземского(1792 г. – 1878 г.) : «Люблю народность как чувство, но не признаю её как систему».
Николай Александрович Добролюбов (1836 г. - 1861 г.), русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ, постоянный сотрудник журнала «Современник». Его перу принадлежат замечательные статьи, в которых он рассматривает политико-экономическую ситуацию России середины XIX ст. Даёт развернутую характеристику управленческим структурам того времени, в том числе самодержавию и монархии. Добролюбов был народоцентристским мыслителем, не скрывающим своих глубоких чувств к гению русского народа. «Человек, ненавидящий другой народ, -писал русский мыслитель,- не любит и свой собственный».

                ***
ЧЕТВЕРТОЕ
Великий английский мыслитель, блестящий и блестящий мастер художественного слова, человек, влюблённый в будущее, Герберт Джордж Уэллс (1866 г. - 1946 г.) скажет: «Наша истинная национальность – человек».
Английский писатель и публицист, исследователь трагедий и триумфов цивилизации XX ст. Джордж Оруэлл (1903 г.- 1950 г.) говорит в безапелляционном тоне: «Всякого националиста преследует мысль, что прошлое можно – и должно – изменить».

                ***
ПЯТОЕ
В научной и публицистической литературе XX ст. о нём говорили, что это век инженеров и конструкторов, энергетиков и кибернетиков, математиков и градостроителей. Самолет и ракета открыли перед людьми новую область самореализации. Землянам стала ближе и дороже их планета, их настоящее и будущее. Названные когда-то «будетлянами» люди действительно ими становятся, то есть мироцентристскими натурами. Своим, то есть близким, становится огромный мир третьей солнечной планеты. Инженер-строитель и переводчик Александр Яковлевич Ботвинников (1955 г.) прав, утверждая что: «Хирурги научились менять человеку пол, теперь у них на очереди - национальность!»

Доктор философских наук Юрий Васильевич Петров
29.06.2013