Архитектура - магия образа

Ольга Ботолина
               

                Как меняется облик наших городов в эпоху перемен

         "Архитектура – это, прежде всего, организованное пространство, отчужденное     художественной силой образа".
 
  Этот человек посвятил любимому делу годы жизни, его имя известно не только на архангельской земле и в России, но и за их пределами; его энергия неиссякаема, а талант безграничен. По его проектам и под его научным руководством реализованы проекты зданий, построены памятники в Волгограде, Архангельске, Северодвинске. Он принимал участие в российских и союзных конкурсах и одерживал победы. Вадим Михайлович Кибирев, заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент российской академии наук архитектуры и строительства, член правления архангельской организации Союза архитекторов России, член градостроительных советов Архангельска и области. Он многое создал, многое знает, и ему есть, что рассказать.

-  Вадим Михайлович, как бы вы охарактеризовали значение слова "архитектура"?
- Бытует мнение, что архитектура - это только красивые фасады. Меня всегда бесило выражение "архитектурно оформить". Самое блестящее определение, на мой взгляд, у известного писателя и единомышленника Василия Белова: "Архитектура - это прежде всего организованное пространство, отчужденное художественной силой образа".
- Что считаете главным  для архитектора?
- Искренность. Магию места. Только место, атмосфера среды может подсказать правильное решение, а никак не наоборот, как зачастую бывает. Освещение, рельеф, озеленение... В этом притягательность народного творчества. Традиции и новаторство.
- Какие из основных этапов от разработки и подготовки проекта до его реализации вы бы назвали? Самые для вас дорогие?
- После выбора места главное - определение масштаба сооружения и поиск образного решения. Несмотря на эскизы, часто первые впечатления становятся решающими. И только потом вырисовывается объект. На следующий вопрос ответ расхожий: самый главный объект - впереди. Несмотря на долю лукавства, в нем есть резон. Дело в том, что в 2001 году вместе с молодыми коллегами сыном Михаилом и Александром Морозом мы выиграли межрегиональный конкурс среди проектов Кафедрального Собора. С тех пор моя работа и жизнь проходят под знаком этого образа. Что касается реализованных проектов, это, прежде всего, аллея героев в Волгограде и площадь Ленина в Архангельске -- крупные градостроительные комплексы, плод многолетнего труда и исканий. На пути были не только фанфары, престижные премии и поздравления, но и сложности. И если в Волгограде это связано с техническими или архитектурными проблемами, то в Архангельске, к сожалению, с инсинуациями, политиканством, прежде всего, вокруг застройки площади Ленина. В монументальном искусстве, в котором я работал постоянно, я бы выделил мемориал Победы и памятный знак к 400-летию Архангельска. И, конечно же, Набережную. Казалось бы, здесь и нет архитектуры. Но именно в том, что она в данном случае подчинена природным условиям, неназойлива - достоинство решения.
- Ваши работы зодчего на виду у общественности - в частности, "Малые Корелы". Можете ли назвать этот музей деревянного зодчества вкладом в дело духовного возрождения русской архитектуры?
- Много души, сердца и любви отдано этому строительству. Удивительный период творчества, вдохновения, труда. Уверен, большинство читателей со мной согласятся -сделано великое дело по сохранению уникальных памятников деревянного зодчества. И, несомненно, пройден непростой путь к духовному возрождению русской архитектуры.
- Какие изменения в архитектуре последнего десятилетия вы бы отметили?
- Многое изменилось в нашем мире. В великой державе в одночасье рухнула единая государственная система строительства по генпланам. Но я бы сделал более далекий экскурс. Когда зодчество демонстрировало единство и гармоничность, слова архитектор и зодчий были синонимами и переводились с греческого как "главный строитель". Архитектурная деятельность определялась хрестоматийной триадой: прочность, польза, красота. Конечно, сущность профессии расширялась, и современная триада могла бы звучать иначе: наука, техника, искусство. Изменилась и роль архитектора. Он стал дирижером коллектива специалистов, полностью сохранив за собой лишь третью составляющую, одухотворяющую тот материальный мир, который создает человек. Процесс этот шел постепенно. В ХIХ веке от архитектуры отделилось кораблестроение. Лишь "Ростры" на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге напоминают о былом времени. Во второй половине ХХ века, по существу, отделилось строительство как самостоятельная отрасль. Сегодня уже в самой архитектурной деятельности все глубже проявляется специализация - градостроительство и планировка, объемное проектирование, дизайн интерьеров. На мой взгляд, излишняя специализация ведет к прагматизму, выхолащиванию сути архитектуры - художественного образа. Хотя - сами видите - теперешнее отношение к тому, что формирует среду, оставляет желать лучшего. К примеру, необходимо обратить внимание на безудержное стремление людей превратить набережную Архангельска в сплошную харчевню. В Архангельске необходимо отметить катастрофическое падение уровня городской культуры. Чего стоит покраска памятников и гранитных парапетов набережной!
- Да и в Северодвинске тоже... Генеральные планы периода социалистического строительства являлись, по сути, основой города, диктатом: как ему жить, развиваться, выглядеть. Новое строительство вступает в противоречие с памятниками архитектуры, природой, бытовым укладом жизни. Ваше отношение к госзаказам и новшествам в области строительства.
- От стопроцентного государственного плана, разработанного на перспективу, мы перешли на заказы частных инвесторов, зачастую не желающих заглядывать в будущее. А частное вмешательство в архитектурное целое бывает нежелательным - более того, вредным. Любая постройка, выбивающаяся из общей композиции, кажется инородным телом, раздражает. Идет насмарку Градостроительный кодекс, работа архитектора, а порой и целого коллектива.
- Согласны ли вы с утверждением, что в советскую эпоху градостроители строили "новый мир", а к началу ХХI века "новый мир" стал строить себя сам?
- Конечно, облик городов поменялся. Градостроительство как часть архитектурного проектирования, а именно - создание новых городов или радикальное переустройство старых - исчезло. Город предстал как экономический механизм, живущий по законам рынка. Произошли значительные изменения в типологии строительных объектов: если раньше строительство было нацелено на общественные сооружения - школы, детские сады, больницы, автостоянки, то с переходом на рыночные отношения одним из ведущих архитектурных жанров стала торговля. Бурным цветом расцвели крытые рынки, магазины, рестораны и кафе. Однако торговые сооружения не стали лидерами новой архитектуры. Скорее, к ним можно отнести гостиницы, офисы, здания банков, резиденции крупных корпораций. Кроме того, появились нестандартные сооружения частных заказчиков - коттеджи, квартиры с обязательной перепланировкой. Совершенно изменился тип престижного загородного жилища. Загородные дома до перестройки представляли собой типичные дачи. А теперь - посмотрите, какие высятся особняки! Тип нынешней усадьбы состоятельных хозяев сопоставим с европейским стандартом: бассейн, зимний сад с редкими тропическим растениями, наличие бильярда, камина. Хозяева по возможности стремятся поразить индивидуальностью, необычностью "частного мира". Сейчас много спорят о неправомерном их размещении в жилом массиве. Напомню, что при государственном строительстве серьезное внимание уделялось экологическим вопросам: использовались безопасные для здоровья граждан материалы, учитывалась удаленность жилых домов от шумных и загазованных мест и т.д. Надеюсь, что градостроители и впредь будут заботиться о здоровье населения. Хотя при обилии частных лавочек это, наверное, сложно.
- Что скажете об уровне проектирования архангельских архитекторов и архангельского Союза архитекторов?
- Местные архитекторы являлись лидерами на Российском уровне и нередко удостаивались премий и дипломов Госстроя РСФСР, СССР. Качество архитектуры и строительства в области было очень высоким. Особенно в Северодвинске. Мы уверенно держали верх, побеждая на российских и союзных конкурсах. Досадно, что и Архангельск, и Северодвинск потеряли некогда передовые позиции.
- Архитектурные конкурсы  вас привлекают?
- Всегда. Интересной тематикой, необходимостью самооценки и просто спортивным азартом. Первые - в Приволжском конкурсе на памятник воинам-комсомольцам Сталинграда и во всесоюзном - на пантеон в Москве. Последние на храмовых конкурсах в Архангельске: Успенская церковь и Кафедральный собор. Это, на мой взгляд, наиболее выстраданные проекты и результат моей творческой жизни. А для Северодвинска к 50-летнему юбилею "Звездочки" в соавторстве со скульптором Сергеем Поташевым выполнен своеобразный памятник кораблестроителям.
- В чем вы находите силы и где - время? Как поддерживаете завидную физическую форму?
- Утренние пробежки до 70 лет были регулярными, как игра в футбол, коньки. Чуть позднее оставил большой теннис…
- Вадим Михайлович, ваш опыт, известность, профессиональные достижения - образец для многих начинающих молодых людей. Кто поддерживал вас, направлял, был рядом в качестве друга, учителя? Возможно, критика?
- Прежде всего, отец. Поскольку он был человеком, творчески одаренным во многих ипостасях, к нам в дом приходили интересные люди, брали меня с собой на этюды. Так потихоньку я пропитался художественным духом. Поддерживали друзья, сокурсники, коллеги. Кто направлял... Дело в том, что мне везло на хороших людей.
- А что бы вы посоветовали и пожелали молодым специалистам?
- Их сегодняшнее начало тоже со временем станет зрелостью российской архитектуры. И над какими архитектурными проектами ни пришлось бы работать, прежде всего, надо думать о людях.
***

1988-1997 - всемирное десятилетие культуры
В 1989 году наша страна присоединилась к Конвенции мира ЮНЕСКО, принятой в 1972 году, - об охране всемирного культурного и природного наследия. При подборе специалистов для составления перечня памятников страны, предлагаемого в список всемирного наследия, имя В.М. Кибирева названо одним из самых авторитетных, а слово его одним из самых весомых.