Любите живопись, Поэты! Вечерние стихи 10 июля

Любовь Сушко
ЛЮБИТЕ  ЖИВОПИСЬ, ПОЭТЫ ВЕЧЕРНИЕ СТИХИ 10 июля

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Николай Заболоцкий

Вчера был удивительный день, удивительно-радостный с самого утра, потому что возвращаются из отпуска наши  ястребы и сегодня приступают к тренировкам. А это значит, что   нас ждет новый сезон побед и поражений, надежд и ожиданий -  самые яркие победы и блеск самых высоких звезд.

В такие дни даже самые яростные пессимисты, которые ни во что не верят и все подвергают критике, полны надежд. Ну и лично для меня радость вдвойне, вернулся мой любимый Денис Куляш –атакующий мощнейший защитник, настоящий богатырь Добрыня Никитич. Это  очень важное событие, хотя я лично болела бы за него в любой другой команде точно так же, но Ден вернулся домой..

И вместе  с ястребами вернулась в передачу «Вечерние стихи» Женя Коробкова, даже яростные ее противники  заметили, насколько легче,  свободнее двигалась эта  передача.  Если в прошлый раз казалось, что тащила баржу на своих плечах одна Ольга Воронина, то тут мы все прокатились на «Лексусе» с ветерком и еще раз вдохновились, внимая всему, что там происходило. Смею думать, что Женя тоже вернулась домой, и  радуется этому не меньше Дена.

Кстати, специально для Жени и ее противников вспоминаю сегодня один эпизод. Когда внезапно сняли с 7-ой, решающей  игры, по им одним понятным причинам, нашего великолепного Раймо Сумманена, и парни проиграли полуфинал Кубка Гагарина другому финну и его команде, ни один не решился выйти к прессе и что-то сказать о случившемся.

Что творилось на трибунах, можно себе представить, а вернее очень сложно, практически события в Египте прошлых дней.  Но журналисты требовали хоть что-то сказать, и тогда к ним вышел Денис Куляш, у которого с тренером были самые напряженные отношения в команде.  Он спокойно отвечал на все самые каверзные вопросы, и потом, когда спросили о поражении, спокойно ответил:

- Очень не хватало яростного крика Раймо за спиной, потому и проиграли..

Улыбнулся своей голливудской улыбкой и ушел…

Это  о всех Жениных недоброжелателях и личных обидах, которые, наверное, ей и им не дают покоя. Но если мы критики, поэты  или проигравшие хоккеисты, то  просто необходимо сохранять спокойствие и  реагировать с весельем и отвагой даже в той ситуации. Да, очень  хочется все сокрушить на своем пути и послать всех, как можно дальше, а Денис мог, у него был рекорд по силе удара, взбудораживший даже американцев, так что слабаком его никак не назвать, и в той ситуации ему бы это простили, вероятно. Но он  смог потрясти нас совсем другим –мужеством и благородством в самый тяжелый момент.

Ну а сегодня  хоккей возвращается  в статьи о «Вечерних стихах», чему лично я очень рада, потому что поэзии на заполненных болельщиками стадионах значительно больше, чем нам  кажется. Стоит только посмотреть как танцует, когда ястребы забивают своим голы,   серьезный такой колоритный дядька, кстати, руководитель большого  предприятия.  Там у нас есть и танцы, и музыка, и уникальная живопись, весь сюр отдыхает, и конечно поэзия…

Но сейчас именно о живописи, которую призывал любить наш дивный поэт той самой советской эпохи, по которой прошлись критики, -  Н. Заболоцкий.

Мариян  Шейхова вняла этому призыву, и сотворила нечто совершенно уникальное, грандиозное, неповторимое.

Тут я лично пристрастна, потому что художников  люблю еще больше, чем поэтов, и в моей жизни они появились значительно раньше. Если же случается такое чудо, когда автор совпадает с живописцем, видит больше, понимает лучше, да наделен талантом, то  энергетика картины и стихотворения удваивается, и мы видим, слышим, чувствуем нечто новое, невероятное, случившееся от такого соединения разных видов искусств.
Словно новый оттенок красок, музыки и слова  возникает в этом единстве.


 Совершенно согласна с критиками,  все получилось настолько органично, что  великий художник должен был благодарен Мариян за то, что она возвращает его нам снова, да не просто возвращает, а оживляет, так как это может только богиня Афродита, увидевшая великолепную статую у  Пигмалиона, вдохнуть в нее жизнь. Надо сказать, что у Афродиты это получилось  не очень  хорошо, потому что не любивший живых женщин художник наверняка сделался тираном для несчастной Галатеи, а вот в нашем случае стихотворения так украсили полотна, что я лично сегодня Пиросмани  без стихотворений  Мариян уже и не представляю. И то,  что вчера прозвучало в авторском исполнении, было великолепно

Пиросмани Черный лев
Мариян Шейхова

Под кроной ореховых листьев ныряет обманчивый свет,
Чей ангел на кончике кисти взлетает над горечью бед?
Мир прост, как цветение сада; пригублена будет до дна
И  юная боль винограда, и  алая старость вина.


Я черному льву отворяю высокое небо вдали,
Отворяю,
Семь небес ожидают его  над багровым прощаньем  земли,
Ожидают,
Жаркой кистью хвоста покоряет он мир,
Покоряет,
Отчего же он смотрит с наивной печалью
И снова прощает? 

Свет струится, горит и мерцает, взбегает над повестью лет,
Желтая осень, праздник в Болниси, поле крестьянское – свет.
Мир прост, как рождение лани, как свадьба былых времен,
Как сладкая кисть винограда, как горькая песня о нем.

Я черному льву отворяю высокое небо вдали,
Отворяю,
Семь небес ожидают его  над багровым прощаньем  земли,
Ожидают,
Жаркой кистью хвоста покоряет он мир,
Покоряет,
Отчего же он смотрит с наивной печалью
И снова прощает?..
http://stihi.ru/2011/04/05/6476

Кстати, по поводу бесчисленных шуток о должности зам.министра. Вспомнилось, что  в свое время главный чекист страны, а потом и ген сек. Ю. Андропов тоже писал стихотворения, о чем украдкой говорилось, но скорее всего уже после его смерти, сейчас хронологию не помню. Но вот попробовал бы кто-нибудь не полюбить его стихи, какого бы уровня сложности они не были. Можете представить, что было бы с гостем из чата, посмевшим охарактеризовать эти творения в привычной для наших гостей  манере, где бы он оказался через пару часов?

Сегодня же должность нашей поэтессы вряд ли так может кого –то испугать. Более того, остается позавидовать Дагестану, если  их руководители –поэты такого уровня, то может быть не все еще и потеряно. Ведь вынесли на своих плечах нашу прозу в 20 веке писатели из союзных республик: Чингиз Айтматов и  Фазиль Искандер, а в поэзии как блистал Расул Гамзатов, так может быть не все так плохо и нынче? Хочется на это надеяться.

Пока можно сказать одно - Мариян Шейхова вчера была великолепна, вне зависимости от всех должностей и наград. Побольше бы таких чиновников и в Москву тоже, хуже бы точно не было.

Кстати, о той самой советской литературе, к которой отнесли  двух поэтов наши критики. Она была очень разной, но девушки говорили о сотнях поэтических сборников, выходивших постоянно ( У меня на даче их целый бабушкин сундук хранится)- стихотворения разного уровня сложности, но   прочитать и запомнить все это не реально, а даже пролистать проблематично.
 
Из всего этого богатства оставила дома  только книги Д.Самойлова, Ю.Левитанского, Б.Слуцкого, В.Соколова, первую книжку Ники Турбиной ( Б.Ахмадулиной и Б.Окуджавы не нашла ни одного сборника, кстати, «Нерв» Высоцкого был на вес золота с момента первого издания), а все остальные отправились в ссылку. Они зачем-то все еще хранятся, не разрешаю разжигать ими печку, но  вот  и читать их не очень-то хочется…

Когда Женя назвала А. Дементьева, то конечно, хотела процитировать «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку», то что звучит каждую неделю по радио, стихотворение стало жутко популярным, даже я его выучила наизусть, но  полюбить так и не смогла. Хотя сам Андрей Дементьев в пору, когда был главным редактором «Юности», был очень красив, очень обаятелен, ну просто очень, чем и запомнился. Образ успешного человека  он воплотил в жизнь, причем,  в те самые советские времена. И Женина оговорка с цитатой  «Быть знаменитым некрасиво», вызвавшая столько шума,  - очень символична – знаменитым в смысле  популярным, быть действительно некрасиво « позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех».  Точнее Пастернака и не скажешь…

Слушая поэтов-мужчин, я с первой минуты вспомнила о бабушкином сундуке, пытаясь понять, есть или нет там у меня их книжки, если вышло их такое количество, как говорит Владимир Скворцов. Правда, не знаю, не помню. Но  если были, то «прошли они, как тени», не коснувшись моей памяти, увы, это должна признать.

Стихотворения интересные, народные, жизненные, но что-то переключилось в сознании, и я все еще слышу дивный голос Мариян. Даже в чате заметили насколько красиво и проникновенно она читает, вот уж поистине –когда у поэта есть все, даже голос совпадает с музыкой и рисунком стихотворения. Как же повезло художники Пиросмани…

А от  Владимира мы узнали историю ( и не одну), но вот хотя бы про халат, и снова вспомнилось выученное в детстве про мамин  халатик:

Я подаю его бережно маме,
А почему, догадайтесь –ка сами,
Если наденет халатик цветной,
Значит,  весь вечер пробудет со мной

Каюсь, не помню, кто это написал, а  вот у Владимира немного о другом халате и даже о двух женщинах, крепкая мужская лирика:

Х А Л А Т

Скворцов Владимир Степанович
Пучина ссор кипела, как прибой,
и солью слёз разъел семью разлад.
Ушла жена за новою судьбой,
оставила свой старенький халат…

Пылится он. И, как засохший цвет,
утратил свой весёлый аромат.
В нём ни тепла, ни жизни больше нет…
Вдруг омертвел нечаянно халат!

Мне ли забыть, как жадно я ласкал
и целовал супругу и халат…
Под ним когда-то сын мой созревал,
он без отца. А в чём он виноват?

В своей квартире я забыл покой:
компании здесь курят и шумят,
и пиво пьют с копчёною треской,
и руки вытирают о халат!

Войдёт однажды новая жена,
на всё хозяйка бросит строгий взгляд –
и первое, что сделает она,-
помоет пол, порвав чужой халат.
http://stihi.ru/2012/03/10/9060

Вот такая вот история с халатом получилось, а фраза «Войдёт однажды новая жена»- сразу же заставила вспомнить, как знаменитый поэт рассказывал нам с подругой:

-Когда я разводился с первой женой.
По дороге  из Переделкина домой нас, тогда еще 18 летних легкомысленных дурочек,  мучило сразу несколько вопросов после такой фразы:

- Есть ли сейчас  у него жена, вероятно, вторая была все-таки?
- Разводился ли он со второй женой или живет счастливо?
- А что если есть и третья и четвертая?
-Да и вообще с кем он разводился, а с кем нет?

Дедушка долго смеялся над нами и по секрету сказал, что парень поскромничал, потому что он был, по меньшей мере, официально женат 5 раз, а  перед нами решил показаться таким положительным и глубоко одиноким.

Фамилию поэта не называю по одной просто причине, кроме вот этой головоломки с женами,  с разведенными и еще нет, ничего не запомнилось, процитировать нечего. Хотя и его книжка с автографом лежит в том же сундуке, точно помню… Поэтому трудно не согласиться с критиками, поэты оказались из той самой эпохи, когда их жены и личная жизнь были значительно   интереснее стихотворений, увы.

У Виктора  понравилось «природное» стихотворение «Сон на траве», оно как-то напомнило детство, стихийную  и бурную юность, есть в нем что-то такое ностальгическое

Сон на траве
Виктор Тихомиров-Тихвинский

Впадаю в ладони мне плечи твои.
Постелью трава нам служит.
Змея холодна, но желает любви,
А чем мы той твари хуже?


Тьма небо тонирует будто стекло.
Прилипли друг к другу вздохи.
Въезжаю, влетаю в твоё тепло,
Под наши "ахи" и "охи".


Сказала ты молча:"Вот это да!"
"Как тихо вокруг!" - сказала...
Упавшая с неба в траву звезда
Назад в небеса упала.
13.03.13г.
http://stihi.ru/2013/03/13/11469

Но надо признать, что солировали вчера бесспорно женщины, впрочем, они хороши уже несколько последних передач, начиная от Татьяны Аксеновой, Эллионоры Леончик,, которая меня лично покорила сразу и навсегда, вот и Татьяна Гурова  очень  хорошо в эту тройку  вписывается.

Женя говорила о контрастах в ее лирике, но ни в тексте на бумаге, ни во время чтения я лично их не заметила, единственное, что напрягало, некая  слабая  эмоциональность. Когда тексты так интересны, нестандартны, когда ими можно гордиться, ну  хочется, чтобы они звучали чуть живее.

Заглянула в ранние стихотворения Татьяны и неприятно удивилась только одному. На великолепные тексты нет ни одной рецензии. Сто восторгов по поводу того, как девушка отдается замку и проводит ночь в его объятиях, с эпитетами «гениально» - и ни одной здесь, заставляют повторить слова Игоря Царева, которые так возмущают наших тружеников  рейтинга и яростных его защитников

Оно конечно (я про показатель). Но так как я самоуверенно считаю, что мои тексты не самые плохие, то это значит, что причина не в текстах, а в читателях. Аппроксимируя ситуацию можно выдвинуть аксиому: "Количество читателей обратно пропорционально качеству стихов."
Такая вот аксиома Царева :))
Игорь Царев 31.05.2010 16:39

Увы,  в последнее время это  аксиома, что бы там рейтингисты  ни кричали в свое оправдание, и это очень огорчает и тревожит

Его вы знаете едва ли

Таня Бумага (Татьяна ГУРОВА)

Его Вы знаете едва ли.
Тасуя года времена,
Их отражениям в бокале
Он подбирает имена.

Он ищет свежие сюжеты
В дыму французских «Голуаз»,
Роняя в белые манжеты
Зеленый жемчуг лунных фаз.

Он сотую гадалку просит
Растолковать ему судьбу:
Ее размашистая роспись
Темнеет вензелем во лбу.

Он редко думает о Вечном,
Он пессимист на этот счет
И начинает новый вечер
С привычной фразы «Все пройдет».

Впечатав Вас плечом в простенок,
Он шепчет Вам: «В глаза смотри!»
Захлёбывается Шопеном
В его кармане mp3.

Последствия изменят почерк,
Но нужно дань отдать тому,
Кто заблудился между строчек
Своих литературных мук.

 13.05.06
http://stihi.ru/2006/05/13-1284

В какой-то мере это  стихотворение тоже  имеет отношение к живописи, это полотно - портрет  мужчины со множеством интереснейших черточек и деталей… Но это именно поэтическое творение со всеми его нюансами, метафорами,  смыслами и глубиной…

Вот о чем подумалось,  я терпеть не могу женский хоккей, это что-то ужасное, нереальное.  Но мужская поэзия в последнее время тоже часто разочаровывает, она чем-то становится похожей на женский хоккей, а вот милые дамы  от передачи к передаче  становятся все прекраснее, они такие разные, такие непредсказуемые, и такие поэтичные, в самом хорошем смысле слова.

И все-таки как быстро все меняется, ровно 9 месяцев назад под страстный рев трибун я слушала  выступление Игоря Царева, тогда он в первый раз появился в «Вечерних стихах», до этого я его читала, но никогда не видела. Он заглушил десять тысяч голосов и музыку на стадионе, заставил себя слушать , сегодня все по-другому, слушать себя заставила Мариян Шейхова… Ну что же и хоккейные баталии,  и новые встречи с поэтами у нас еще впереди. «Еще увидимся, еще победим», -как говорит мой любимый комментатор, ястребиная охота и поэтические встречи продолжаются…

Сегодняшняя была явно с  контекстом  Пиросмани, чему я лично очень и очень рада.  Еще раз убеждаюсь, что поэты должны любить живопись. А почему? Об этом все сказал великолепный Н. Заболоцкий

ПОРТРЕТ

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий