Александр Смердов. Молодые поэты

Василий Дмитриевич Фёдоров
МОЛОДЫЕ ПОЭТЫ

(даётся в сокращении)


     В сборнике более полно, чем другие, выступает впервые со стихами молодой поэт, сразу привлекающий к себе внимание — Василий Фёдоров. Техник одного из военных заводов, не порывающий с производством и сейчас, В. Фёдоров обрадовал нас быстрым творческим ростом, крепкими и умными стихами и своей самостоятельной манерой выражения.

     Поколению рождения двадцатых годов, к которому принадлежат молодые поэты, выпала необычайная судьба: в дни великой битвы оно совершает свой переход от юности к возмужанию. Внезапен был этот бросок — от радостей и светлых упований юности к жестоким и трудным боевым испытаниям, к зрелости, наступающей в огне войны. И так же, как боевая солдатская зрелость, приходит к юноше отчётливое и мужественное представление о своём месте в строю, о всеподчиняюшем своём долге, перед Родиной. И с зрелой ясностью приходит к юноше глубокое чувство родной земли, ощущение своей кровной связи с её судьбой.

     Эта хорошая ясность и глубина есть в стихах Василия Фёдорова. И если в стихах поэтов-фронтовиков преобладают и буквально рвутся из строк глубокие и сильные переживания, вызванные, непосредственным участием в боях, если взволнованно спешат воины-поэты запечатлеть увиденное и перечувствованное, то в стихах Василия Фёдорова есть уже зрелое стремление поэтически осмыслить, обобщить глубокие процессы, происходящие в жизни его поколения, в жизни всего нашего народа. Если стихи поэтов-фронтовиков подкупают своей непосредственностью, обилием живых, волнующих деталей, то стихи Фёдорова отличаются большей вдумчивостью, глубиной мысли и чувства. С наибольшей выразительностью проявляется способность молодого поэта находить точные весомые слова в стихотворении «Завещание», привлекающем ясной законченностью и зрелостью мысли:

     Чтоб чувств поток в  самом  его верховье
     Беспечными  ручьями  не  дробить,
     Умей любить  высокою  любовью,
     Всем существом души умей любить.
    
     По-настоящему ярко и свежо удаётся молодому поэту выразить глубокую мысль в поэтически конкретных, предметных стихах, в удачно найденных образах. Таковы стихотворения «Сосна», «Колос» и, особенно, маленькое стихотворение, которое стоит привести полностью:

     Учитель  через  много лет
     Вопрос увидит в детских лицах:
     «Как обновлялся старый свет
     В своих изломанных границах?
     Чем  наша   Родина   жила?
     Кому судьбу свою вверяла?
     А где тогда Сибирь  была —
     Всё там же за хребтом Урала?»
     И, давней  битвы рваный  след
     Спокойно  обведя  рукою,
     Он скажет:  —  В дни  народных бед
     Сибирь стояла  за  Москвою.

     Однако, стремясь выразить в стихах своё углублённое понимание жизни, избежать трафаретных и ходячих литературных украшений, поэт не всегда справляется со своей задачей. В стихотворениях «Даже в праздник, что сердце радует», «Будь счастлив, доживи до дня, дня мира», «Письмо», В. Фёдоров хотел подчеркнуть, углубить суровость, трагичность испытаний, каким подвергает война человеческое сердце. Но тут он не избёг некоторой односторонности, надрывного тона, излишней многозначительности выражений, переходящей иногда в сухую риторику.

     В стихотворении «Родина» В. Фёдоров, как бы отталкиваясь от общих и общеизвестных образов Родины в стихах других поэтов, пытается выразить своё понимание Родины, своё к  ней отношение.

     Один её узнает светлой блёсткой
     На лепестке,   что отразила  свет.
     Другой - увидит беленькой  берёзкой,
     Покинутой в тумане детских лет.
     А  мне раздумье не даёт покоя   
     И  душу жжёт до непонятых слёз  —
     Что  ближе  детства, краше  тех  берёз...
     Да. - Родина!  Нет, это ведь такое,

     И вдруг даёт довольно неожиданное и едва ли отличающееся большой полнотой и  глубиной истолкование:

     Но мне другое бесконечно мило:
     Зола земли сгоревшей, там на ней (?!)
     Ещё заметна свежая могила —
     И оттого она(?!} ещё родней.
     Там, где берёза ветками качала,
     Теперь  разрыв, как  рана — виден   пласт...
     Вот там она нашла своё начало,
     Для испытанья выбравшая  нас...

     Совсем не ясно, почему поэту «бесконечно милей» «свежая могила», «зола земли сгоревшей». Не умиление вызывают эти образы, а совсем другие, более суровые и мужественные чувства. Едва ли нужно «светлую блёстку» и «беленькую берёзку» противопоставлять «земле сгоревшей», ибо в многообразном облике Родины едины и светлые черты и скорбные следы горя и бедствий. Неверно, односторонне искать в этом противопоставлении «начало» Родины, «ключи к её дороге горней». В этих стихах больше умствования, чем  ясного, светлого чувства и волнения.

     Василии Фёдоров с первых шагов в творчестве не ищет лёгких, проторенных дорожек, избегает обычных для начинающего, поэтических соблазнов, стремись говорить своими словами, найти образы свежие и глубокие. Эти трудная, но настоящая дорога, и тем радостней и плодотворней должны быть поиски и преодоление трудностей поэтического роста, которыми отмечены его стихи, напечатанные в сборнике «Родина».

     При многих недостатках стихов и наиболее способных авторов сборника "Родина", с его страниц, тем не менее, веет подлинной молодостью и свежестью. В то же время, это - достаточно яркий и радующий поэтический отклик на дни Отечественной войны.
В лучших стихах молодых поэтов запечатлён тот великий духовный подъём, каким охвачен наш народ в дни исторической борьбы за свою свободу и независимость.
 
     В сборник "Родина" вошли стихи молодых поэтов (за исключением Георгия Суворова), составлявших творческий актив литературного объединения молодёжи при новосибирском отделении Союза советских писателей. И сборник свидетельствует о том, что среди поэтического молодняка растёт и выдвигается хорошая поросль способных поэтов...


АЛЕКСАНДР СМЕРДОВ

Альманах *Сибирские огни*, №5.-1945.

*
СМЕРДОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (псевдоним Смородин)
(1 сентября 1910, посёлок Тёплая Гора Пермской области – 11 июня 1986, Новосибирск),
поэт, прозаик, очеркист, критик, переводчик. Работал землемером, на строительстве «Сибкомбайна» («Сибсельмаш»). Учился в московском Плановом институте. После 4 курса перешёл на журналистскую работу.
Учился в Литературном институте им. А.М. Горького.
   В Великую Отечественную войну был военным корреспондентом.
В 1945–56 – ответственный секретарь Новосибирского отделения Союза писателей СССР.
В 1957–59 – собственный корреспондент «Литературной газеты» в КНР.
В 1965–75 – главный редактор журнала «Сибирские огни».
   Первые стихи Смердова опубликованы в этом журнале в 1930; 1-я книга «Повесть о Гене Щукине» (Новосибирск, 1938).
Ранней поэзии Смердова свойствен романтический пафос: прославление трудового подвига советского человека (книга стихов «Письма с дороги», 1941).
   В годы войны Смердов писал своеобразные стихотворения «письма с передовой», где личные переживания органично сочетались с гражданскими и патриотическими мотивами. Поэт воспел мужество и стойкость воинов-сибиряков, создал собирательный образ сибирского «Василия Тёркина» (фронтовая книга стихов «Сибиряк Тарас Клинков», 1942). Военные впечатления и опыт легли в основу поэмы «Пушкинские горы» (1946), посвящённые подвигу поэта-воина Бориса Богаткова. В послевоенные десятилетия Смердов продолжал активную творческую деятельность, проявляя себя в различных жанрах. Не раз обращался к национальным эпосам, легендам, сказкам. В частности, им переведены героические поэмы Горной Шории и алтайский героический эпос «Полнолуние». Писал дорожные заметки и очерки, публицистические и литературно-критические статьи, посвящённые многонациональной литературе Сибири (книги «Камень на ладони», 1954; «Впереди – огни», 1978; «У истоков Сибирианы», 1987; и др.).   
   Смердов был делегатом нескольких всесоюзных и всероссийских писательских съездов, избирался членом и секретарём правлений союзов писателей СССР и РСФСР.