Есенин и православие

Олег Бобров-Южный
   Среди многочисленных есенинских поклонников распостранён устойчивый взгляд на творчество поэта как на некую божественную данность, на особую просветлённость, якобы развившуюся в особых условиях русского православия и крестьянского мироощущения; что Есенин, особенн в ранних стихах, в "Радунице" и "Голубени", выступает певцом патриархального, исконно "русского и соборного" образа жизни.
   Многие всерьёз думают, что вот - родился ребёнок, которого при появлении на свет некая корова "языком лизнула", растёт в "особых условиях", впитывая в себя окружающее - и на выходе появляется продукт с маркировкой "сделано по Божьему промыслу" в виде стихов.
   Это не так. Творчество любого достаточно крупного поэта является, если можно так выразиться, художественной частью его собственной ФИЛОСОФСКОЙ системы, формирование которой невозможно без постоянного глубокого духовного труда, который в свою очередь требует ознакомления и переосмысления всего того духовного и философского наследия, которое формировало мировую КУЛЬТУРУ.
   В 1913 году совсем молодой Есенин, находясь в Москве и работая в лавке своего дяди, ведёт переписку с другом детства Григорием Панфиловым. В этот период его поэзия скорее интуитивна и далека от профессиональных высот, но душа и разум постоянно ставят острые вопросы и ищут на них собственные ответы. И, конечно же, важнейшей темой является христианство.
   Начинающий, ещё никому не известный поэт пишет: "...В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового...Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в ЧЕЛОВЕКА (выделено мной), одарённого светлым умом и благородной душой, как в образец в последовании любви к ближнему...."
   Как видим, Христос воспринимается Есениным вразрез с каноническими представлениями. Далее: "... Жизнь. Я не могу понять её назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно..."
   Согласитесь, что рассуждения по поводу того, что сделал и чего не сделал Христос, по крайней мере некорректны.
   Православное христианство, которое Есенин впитывал с молоком матери, не может дать ответ на главный для него вопрос. В письме он рассуждает: "...Однако если это тайна, то пусть ей и останется. Но мы всё таки должны знать, зачем живём. Ведь я знаю, ты не скажешь: для того, чтобы умереть...Но зачем она, жизнь? Зачем жить? На все её мелочные сны и стремления положен венок заблуждения, сплетённый из шиповника..."
   Уже в другом письме Есенин развивает свои мысли: "Я человек, познавший истину, я не хочу более носить клички христианина и крестьянина, к чему я буду унижать своё достоинство? Я ЕСТЬ ТЫ. Я В ТЕБЕ, А ТЫ ВО МНЕ. То же хотел доказать Христос, но почему-то обратился не прямо, непосредственно к человеку, а к отцу, да ещё небесному, под которым аллегорировал всё царство природы. Как не стыдны и не унизительны эти глупые названия? Люди, посмотрите на себя, , не из вас ли вышли Христы и не можете ли вы быть Христами? Разве я при воле не могу быть Христом, разве ты тоже не пойдёшь на крест, насколько я тебя знаю, умирать за ближнего?.."
   Помилуйте, да здесь просто богохульство! - так заявит любой священнослужитель. Мало того, что Бог-Отец  объявлен аллегорией Природы (идеи неоплатонизма), но и сам духовный подвиг Христа, оказывается, доступен каждому при наличии ВОЛИ! (мотивы Шопенгауэра). Лев Толстой осуждался Церковью за гораздо меньшее.
   Лично же для меня есенинске строки - отличное доказательство его широкого кругозора, пытливого ума, независимости суждений, критического мышления, здравого смысла.
   Системе не нужны (да и никогда не были нужны, ни в какие времена) такие люди, и поэт с горечью пишет: "...Как нелепа вся наша жизнь! Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды..."
   Для Есенина христианство - это в первую очередь деятельный ежедневный СПОСОБ ЖИЗНИ, а не некая религиозная доктрина: "...Не будь сознания в человеке по отношению к "я" и "ТЫ", не было бы Христа и не было бы при полном усовершенствовании добра губительных крестов и виселиц. Да ты посмотри, кто распинает-то? Не ты ли и я, и кого же - опять меня или тебя...Я ЕСТЬ ТЫ. Меня считают сумасшедшим и уже хотели было везти к психиатру, но я послал всех к сатане и живу, хотя некоторые опасаются моего приближения..."
   Для Есенина в центре любого вероучения должен находиться ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК, и только тогда оно имеет право на ДЕЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ: "...Не избегай сойти с высоты, ибо не почувствуешь низа и не будешь иметь о нём представления. Только можно понимать человека, разбирая его жизнь и входя в его положение. ВСЕ ЛЮДИ - ОДНА ДУША. ИСТИНА ДОЛЖНА БЫТЬ ИСТИНОЙ, У НЕЁ НЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, И ЗА НЕЙ НЕТ ГРАНИЦ, ИБО ОНА САМА АЛЬФА И ОМЕГА. В ЖИЗНИ ДОЛЖНО БЫТЬ ИСКАНИЕ И СТРЕМЛЕНИЕ, БЕЗ НИХ СМЕРТЬ И РАЗЛОЖЕНИЕ. Нельзя человеку познать истину, не переходя в условия и не переживая некоторые ступени, в которых является личное единичное сомнение..."
   Хочу напомнить, что это пишет совсем молодой человек, за плечами которого - лишь учёба в провинциальной Спас-Клепиковской школе, много и тяжело работающий в лавке, и пишет он, заметьте, не философский трактат, а частное письмо, которое, кроме собственно адресата, и прочесть-то никто не должен был. И начинаешь понимать, что без нравственных, религиозных, социальных исканий, без тяжёлой ежечасной работы мятущейся в поисках Истины души, без независимого критического взгляда на жизнь не было бы никакого Есенина - поэта. И его любовь к России меньше всего связана с сусальностью православия, соборности и пр., в чём убеждаешься, читая его письма.
   Хочу закончить следующими строками поэта, который так видел своё ЛИЧНОЕ участие в благоустройстве мира:
   "...Живое слово пробудит заснувшую душу, даст почувствовать ей своё ничтожество, и проснётся она, поднимет свои ослеплённые светом истины очи и уже не закроет их, ибо впереди мрак готовит напасти, а затишье принесёт невзгоды, она пойдёт смело к правде, добру и свободе..."