07. 07-1. 2013г. ХХ ВЕК. После события в Бристоле

Ираида Виноградова 2
Продолжаю работу над романом ""ХХ ВЕК-РОССИЯ"
Период: 1900-1917 годы. Санкт-Петербург.

Тема: Внутренняя политика.
Подтема: Политический сыск. Герасимов.

ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА.

«После события в «Бристоле»
Теперь, от ныне и до толе,
Мне надо проявить натуру,
К себе забрать всю агентуру...»-

С досадою подумал он,
Подняв звонивший телефон.
Вошёл сотрудник из отдела,
Ведущий начатое дело.

-"Чтоб сразу суть была понятна!
Докладывайте, как Татьяна..."-
-«Агент со слежки нам донёс:
В дом Некто чемодан принёс

Её влиятельному дяде
Для передачи ей. Навряд ли
Там для неё лежат наряды.
По тяжести, скорей снаряды.»

-«Есть данные на этих лиц?» -
-«Она из института для девиц,
Я думаю, возможно, агитатор...
Отец – якутский вице-губернатор!»-

«Оставим домыслы! Немедленно туда!
Вам не составит, думаю, труда
Вскрыть чемодан и посмотреть, что там,
Что занимает наших дам!?»

Сотрудник  возвратился быстро.
Дядя Татьяны норовисто
И грубо указал на дверь...
«Что делать, Ваш приказ, теперь?»-

Герасимов был на чеку.
Он много видел на веку.
Приняв решительные меры,
Он быстро устранил барьеры.

Приказ всем подчинённым дан:
«Изъять злосчастный чемодан!»
Удача! Оказался тот набитым,
Под крышку, грозным динамитом!

-"Двадцатилетняя девица!
Вот-вот уж фрейлиной царицы
Должна перед Двором предстать
И на балах начать блистать...

Да-а... В жизни видывал я много,
Но быть свидетелем такого...
Особа, юная совсем, богатая, красивая,
Успешная...О, Господи! Какая сила,

(Что ждать ещё?!), толкнула к пропасти её?
Любовь? Тщеславие? Ужели убежденья!?!"-
-"Арестовать немедленно! Узнать про всё!
Где корень зла, откуда это рвенье!?!

Я вижу все последствия того,
Что, милуй нас Господь, произойти могло!"
 
07.07-1.2013 год. Архив.
Рукопись в DIARU. Стр.151.

Примечание.

А.В.Герасимов. На лезвии с террористами. I.S.B.N. 2-85065-062-5 © 1985 by the Russian Social Fund for Persecuted Persons and their Families
 
Спустя три недели после взрыва в гостинице Бристоль, 23 и 30 марта, вся террористическая группа числом в 20-ть человек была арестована и посажена в ту самую Петропавловскую крепость, которую она избрала ареной для своего массового убийства. За одним единственным исключением, все эти аресты происходили без особых осложнений.
Наблюдения наши, предпринятые на основании сообщений Татарова, навели нас на дальнейшие, изумительные следы: одно из подозрительных лиц принесло таинственный чемодан на квартиру некоего высокопоставленного лица, вращавшегося в знатном обществе при дворе, и оставило там этот чемодан для передачи племяннице этого лица, молодой девушке Татьяне Леонтьевой. Я не знал содержимого чемодана, — в нем могли быть и невинные вещи, — но я должен был сам в этом убедиться.
Полицейский офицер, которого я туда отправил с поручением исследовать содержимое чемодана, вернулся с пустыми руками. Высокопоставленный хозяин квартиры возмущенно возражал против полицейского обыска в его квартире; мой офицер был обескуражен и вынужден уйти.
Мною овладело подлинное возмущение. Мы преследуем опасную террористическую группу, а тут сановная особа становится на пути нашего расследования. Я посылаю вторично офицера, даю в его распоряжение несколько полицейских чиновников и уведомляю, что настаиваю на непременной выдаче чемодана. Если он не будет выдан добровольно, я возьму его силой, На этот раз офицер проявил решительность; он получил чемодан, открыл и нашел его до краев наполненным динамитом и составными частями бомб.
Этот случай, - особенно после взрыва в Бристоле и ареста петербургской группы террористов, — можно считать поворотным пунктом в деятельности Охранного отделения: он означал собой начало политики твердой руки. И для меня лично он имел решающее значение. Я начал ощущать под собой прочную почву, сознавая всю важность занимаемой мною должности.
Содержимое чемодана повлекло за собой неизбежно арест адресата — Татьяны Леонтьевой. Это был совершенно исключительный случай. Охранное отделение видело в своих стенах арестованных различного рода и происхождения, но среди них не было еще такой юной женщины. Дочь якутского вице-губернатора, воспитанная в институте для благородных девиц, не старше 20-ти лет от роду, богатая и красивая девушка имела доступ к царскому двору; в самое ближайшее время предстояло назначение ее в фрейлины царицы. Одному Богу известно, в какое общество она попала и как стала революционеркой. Спустя долгое время я узнал о намеченном ею плане совершить покушение на царя на одном из придворных балов, где она должна была выступать в качестве продавщицы цветов. В план входило: преподнести Царю букет и в это время застрелить его из револьвера, спрятанного в цветах. Этим выстрелом Леонтьева хотела перед лицом всего мира дать ответ на убийства красного воскресенья. Вероятно, ей удалось бы осуществить свой замысел, если бы, как раз под впечатлением от красного воскресенья, не были прекращены всякие балы при дворе.

А. В. Герасимов возглавлял Петербургское Охранное отделение (политическая полиция) в 1905-1914 гг. В своих воспоминаниях, впервые опубликованных в 1934 г. на немецком и французском языках (Alexander Gerassimoff. Der Kampf gegen die erste russische Revolution. Frauenfeld, Huber, 1934. A. V. Guerassimov. Tsarisme et Terrorisme: souvenirs du general Guerassimov. Pans, Plon, 1934) он рассказал о своей борьбе с террористами разных мастей и направлений, работе с Гапоном, знаменитым Азефом, взаимодействии с высшими чинами Российской Империи - С. Ю. Витте, П. А. Столыпиным, атмосфере при царском дворе в драматические годы между первой русской революцией и началом первой мировой войны.


________________________________________