Слово о настоящей дружбе

Елена Осипенко
Специально для для газеты "Херсонесский вестник"

        Каждому человеку, время от времени, хочется с кем-то поделиться своей радостью или найти понимание и поддержку в трудную минуту. Это потребность естественна. Но когда человек способен к взаимному участию в жизни другого, ему во истину "нет цены". Кто нашел верного друга – нашел сокровище, ведь как говорится: «дружба удваивает радости и сокращает горести.» Но в наше время эта большая редкость, а то, что принимают за настоящую дружбу, часто бывает ошибочно и ведет к сильным душевным потрясениям из-за разочарования от несбывшихся надежд. Поэтому очень важно уметь отличить дружбу от других видов отношений, ведь это понимание нам самим поможет стать кому-то хорошим другом.


Дружба – это не кровные узы. В отличие от родственных, эти  отношения являются индивидуально-избирательными и появляются не сразу, а созревают постепенно из взаимных отношений, основанных на общих интересах, сродстве душ, на высокой любви. Дружба вырастает из взаимопонимания и взаимопомощи, искренности и доверия, уважении и благодарности. Дружба не знает преград, образуемых разностью происхождения, и может сблизить людей разного возраста и социального положения. Ее следует отличать от приятельских отношений, которые гораздо поверхностнее. Приятелей, мы, как правило, всегда имеем много, а настоящих друзей много не бывает. Дружба никогда не подразумевает никакого плотского влечения и этим отличается от влюбленности.

Сегодня в основном преобладают деловые связи между людьми. Конечно, и им присуща своя этика и культура, но все же такие взаимоотношения, где один человек использует другого как средство для достижения своей цели,  дружбой назвать нельзя, даже народная пословица говорит: «не в службу, а в дружбу», подчеркивая ее бескорыстность. Так же никогда не может быть дружбы между людьми, где один жертвует чем-то ради взаимоотношений, а другой лишь пользуется. Это – паразитизм.

По каким же признаками можно определить дружеские отношения? Если вы не завидуете друг другу, а сорадуетесь, в трудный час готовы придти на помощь, способны отдать лучшее и потерпеть, можете доверить друг другу самое сокровенное, можете признавать свои ошибки, просить прощения и сами понимать и прощать, жалеть и не взваливать на плечи друга все свои проблемы и лишь в  трудных жизненных ситуациях просить о помощи. Если таким образом мы можем исполнить закон Христов: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6:2), да еще с любовью и терпением говорить об ошибках, желая друг другу всякого блага, тогда можно сказать, что вот это и есть Дружба. Таким образом, дружба хотя и предполагает определенного подвига и самоотдачи, но вместе с тем дарит утешение и радость.
 
Но почему же многие преподобные отцы учат нас удаляться от человеческой дружбы, призывая искать больше другом Господа? Ведь в житиях святых мы все же встречаем примеры настоящей человеческой дружбы. Это не противоречие, просто очищаясь, они выходили на высокий уровень совершенной дружбы, освященной Христовой любовью. Поэтому подвижники веры особо предостерегали христиан заводить дружбу с неверующими или еретиками, указывая на то, что душевная болезнь так же заразительна и опасна, как физическая. Таким образом, важно то, как дружба влияет на нашу душу, основанная на Христовой любви, она может только содействовать нашему спасению, в противном же случае, такие «друзья» могут принести нам заметный душевный вред. Так апостол  Павел учит: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15,33). Не даром, и русская пословица гласит: «Какову дружбу заведешь, такову и жизнь поведешь». Поэтому закон взаимного влияния одинаково приложим и для доброго и для злого, «с преподобным преподобен будеши», а «со строптивым развратишися» (Пс.17, 26-27). Вот почему для дружбы важны общие нравственные ценности.

Традиционные нравственные ценности относительно того, как вести себя с людьми исторически рождены из Христианских и дай Бог, чтобы эта традиция в обществе не менялась. Вот некоторые выдержки из Библии, учение Христа: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»  (Лук.6:31). Но Он также учит нас еще и полноте совершенной любви: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Мтф 5: 43-44)

Поэтому если смотреть, через все христианское миропонимание, то с уверенностью можно сказать, что и враги нам в духовном смысле друзья, конечно, это не те друзья, которые нам в утешение, с которыми нам приятно быть и разделять  радость и горе. Но те, которые нас не жалея встряхивают и заставляют бодрствовать и трезвиться. Вот как говорит об этом святой Николай Сербский: «Только тот ненавидит врагов, кто не знает, что враги – на самом деле не враги, а суровые друзья.» Из этого следует, что каждый человек, появляющийся в нашей жизни учит нас чему-либо и от этого мы получаем опыт. Но все же, как бы нам хотелось иметь родственную душу...

Вот как замечательно о дружбе сказал митрополит Анастасий (Грибановский): "Истинный друг для нас нередко дороже и надежнее, чем родственники, с которыми мы связаны только узами плоти и крови. Когда мы хотим подчеркнуть особенную близость с последними, мы обыкновенно говорим: "он мне не только отец или брат, но и друг." Это чувство можно назвать священным, ибо оно внедрено в наше сердце рукою Творца. Даже Христос Спаситель, возлюбивший мир, имел Своих избранных друзей на земле в лице св. Иоанна Богослова, Праведнаго Лазаря и его сестер. Разрыв дружеских отношений, производимый разлукой, или смертью одного из друзей, всегда причиняет нам боль; справедливо говорят, что в каждом из своих друзей мы теряем как бы часть самого себя. Сам Богочеловек невольно заплатил дань этому последнему чувству и Своими слезами над гробом умершего Лазаря навсегда освятил благородное и нежное чувство человеческой дружбы.»

Стало быть дружба – это сила от Бога, которая зарождается и укрепляется Его благодатью. Святой Игнатий (Брянчанинов), великий подвижник XIX века писал: «...то утешает меня особенно в моих отношениях дружеских, что причина этих отношений – Бог. Он, – как говорит Писание, – святяй и освящаяй всяческая». Поэтому только в духовном росте возможно появление в нашей жизни настоящего друга, потому что, возрастая, мы сами становимся готовыми к таким высоким отношениям.

Е. Осипенко (Июль 2013 год)