Литературный экзерсис. Конкурс 3. Элегия

Поэтический Клуб Золотой Папирус
~
                Александр Пушкин. ЭЛЕГИЯ (Счастлив, кто...)

                Счастлив, кто в страсти сам себе
                Без ужаса признаться смеет;
                Кого в неведомой судьбе
                Надежда робкая лелеет:
                Кого луны туманный луч
                Ведет в полночи сладострастной;
                Кому тихонько верный ключ
                Отворит дверь его прекрасной!

                Но мне в унылой жизни нет
                Отрады тайных наслаждений;
                Увял надежды ранний цвет:
                Цвет жизни сохнет от мучений!
                Печально младость улетит,
                Услышу старости угрозы,
                Но я, любовью позабыт,
                Моей любви забуду ль слезы!
                <1816>

                Евгений Баратынский. ЭЛЕГИЯ (Нет, не бывать тому...)

                Нет, не бывать тому, что было прежде!
                Что в счастье мне? Мертва душа моя!
                "Надейся, друг!"- сказали мне друзья.
                Не поздно ли вверяться мне надежде,
                Когда желать почти не в силах я?
                Я бременюсь нескромным их участьем,
                И с каждым днем я верой к ним бедней.
                Что в пустоте несвязных их речей?
                Давным-давно простился я со счастьем,
                Желательным слепой душе моей!
                Лишь вслед ему с унылым сладострастьем
                Гляжу я в даль моих минувших дней.
                Так нежный друг, в бесчувственном забвенье,
                Еще глядит на зыби синих волн,
                На влажный путь, где в темном отдаленье
                Давно исчез отбывший дружний челн.
                <1821>


                ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК
                на 3-й конкурс цикла "Литературный экзерсис" - "ЭЛЕГИЯ"

                Здравствуйте, уважаемые Поэты!
                Умеете ли Вы склонить Вашу поэзию от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний?

                Сегодня в качестве Третьей конкурсной темы цикла - Элегия.
                Элегия (греч. elegeia, от elegos – жалобная песня), жанр лирической поэзии; медитативный вид лирики, в котором описание идеального пейзажа или рассуждение лирического героя (в форме первого лица) выражает сентиментальный взгляд на сущность человеческих отношений или природу поэтического творчества, на судьбу человека вообще, мироустройство или устройство общества. В ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) – стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма ("Признание" Евгения Баратынского).
                Элегия возникла в античной Греции и была жанром дидактической поэзии, посвящённым общественным темам, политическим вопросам. В поэзии античного Рима она стала жанром преимущественно любовной лирики (отдельные стихотворения у Катулла, ранний цикл стихов у Овидия). Античную поэты при сочинении произведений элегий использовали форму элегического дистиха. В таком виде её копировали латиноязычные поэты позднего Средневековья и эпохи Возрождения. Обращались к жанру и поэты-классицисты; в России 18 в. – В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, А. А. Ржевский, М. М. Херасков. Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма: в Англии – Т. Грей, в Германии – И. В. Гёте, во Франции – А. Шенье. В России родоначальником элегий был В. А. Жуковский, его элегии "Сельское кладбище", "Вечер", "Славянка" состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй – навеянное пейзажами рассуждение. Эту структуру поначалу воспроизводят элегии А. С. Пушкина ("Деревня"), но он быстро преодолевает её ("Погасло дневное светило...", "Редеет облаков летучая гряда...", "К морю"). В элегиях середины 19 в. "природная" часть обычно редуцирована ("Элегия" Н. А. Некрасова). С этого времени термин "Элегия" теряет жанровую определённость.
                * Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

                Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием — гекзаметр-пентаметр. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос. Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии — Каллимах. У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий — Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл (их переводили на русский язык Фет, Батюшков и др.).
                Пожалуй, в развитии европейской литературы был только один период, когда словом Элегия стали означать стихотворения с более или менее устойчивой формой. И начался он под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея, написанной в 1750 году и вызвавшей многочисленные подражания и переводы едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой элегией, определяют как наступление в литературе периода сентиментализма, сменившего ложноклассицизм. В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия Элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиями Батюшков, Баратынский, Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов. Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин, Богданович, Аблесимов, Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.

                Уважаемые Поэты!
                Мы предлагаем и Вам склонить Вашу поэзию от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний! Надеемся, что в рамках нашего Конкурса и Вас, и Ваших лирических героев заинтересует возможность выражения сентиментального взгляда на сущность человеческих отношений, на судьбу человека, мироустройство или обустройство общества, а характер задумчивой грусти доставит массу удовольствия не только Вам, но и Вашим будущим читателям.

                © ПК «Золотой Папирус»


                УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

                § 1. От одного автора принимается только одно конкурсное стихотворение - Элегия. В качестве конкурсной работы допускаются небольшие циклы стихов, если они связаны одной идеей и их форма не допускает публикации по отдельности (объем цикла регулируется только здравым смыслом автора).
                1.1. Принимается одно стихотворение "вне конкурса", которое подаётся после стихотворения, представленного на конкурс.
                1.2.Стихотворения авторов, не реагирующих на замечания и рекомендации Ведущих, касающиеся их произведений, к голосованию не допускаются!
               
                § 2. Заявка подаётся по форме:
Ваш электронный адрес / e-mail - Имя Автора. Название стихотворения = ссылка на стихотворение
Пример (ссылка рабочая): goldpapyrus@ro.ru - Жуковский Василий. "Сельское кладбище" = http://www.stihi.ru/2013/07/18/7850
                Просьба оформлять заявки именно в таком виде - одной строкой!

                § 3. Победители конкурса определяются голосованием участников и читателей.
Голосование участников - обязательно, для читателей - по желанию.
Правила голосования будут изложены в отдельной рубрике после завершения приёма заявок.

                § 4. Призовой Фонд Конкурса (ПФК) – 2ООО стихобаллов.

                Сроки приема заявок.
                С момента публикации - 19 июля 2O13. - до набора не более 44 (сорока четырёх) заявок / Элегий.

                ИЗ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ:
                § 5. Если количество поданных заявок превышает установленные нормы, ведущие Конкурса вправе объявить о втором туре. В этом случае выявляются победители первого и второго туров, которые выходят в финал и соревнуются между собой.

                Удачи вам в Конкурсе!

Конкурс. "Литературный экзерсис. Элегия" = http://www.stihi.ru/2013/07/19/4
Голосование. "Литературный экзерсис. Элегия" = http://www.stihi.ru/2013/08/31/3
Итоги Конкурса. "Литературный экзерсис. Элегия" = http://www.stihi.ru/2013/09/11/6157

==========================================
> «ПАПИРУС – I n f o» = http://stihi.ru/2012/07/06/8891 <
==========================================