БЛК. Дискусс

Сан-Торас
Рецензия на «Итоги июня. Ксения Дьяконова» (Большой Литературный Конкурс)

" Докторское обычное" Сан-Торас. http://www.stihi.ru/2012/10/01/2484

КСЕНИЯ:

«Докторское, О-Быч-Но-Е» - по-своему завораживающие стихи. Даже то, что они написаны в строчку - не случайно: так они идут сплошным потоком и незаметно становятся плотнее, гуще, увереннее. Что делает их живыми, ненадуманными? Реальный - или кажущийся реальным - опыт, стоящий за ними; разговорный, но не развязный тон и ненавязчивая ирония; быстро сменяющиеся образы, не позволяющие словам стать вязкими или предсказуемыми. Правда, самый конец представляется мне неудачным: хотелось бы чего-то большего, чем сравнение снега с белым халатом.

САН-ТОРАС "Докторское, обычное";http://www.stihi.ru/2012/10/01/2484 номинатор Андрей Моисеев

Дождит ноябрь – осенний перебор... Темнеют в бурых грудах листопада деревья и церковная ограда – поток листвы – плотИновый затор. Зато всю ночь – хоть даром отдавай, пекут хлеба. Вдыхая дух пекарни, луна, затеяв в небе сыроварню, – сама как в полотенце каравай... Лежит... а рядом, ливнями промыты, сверкают звёзд грибы и сталактиты. Бери плетёнку, палку – собирай до самого последнего карата, пока заря не бросит через край в ночное небо зёрнами граната… А ты ей: погоди, не наступай! Тут у меня свое земное дело: вот осень – дай ей бог! – недоглядела, оставив мне нежданный урожай. Осеннюю перебирая мзду, вкатилось утро, размывая дёготь, и напоследок круглый лунный коготь утащит прочь зевнувшую звезду... Откроется безлюдное метро, Господь с небес перевернёт ведро набухшей тучи в сонный листопад. Повылезают снулые уродцы – нырнут в метро туннельные колодцы и смирно в ожиданье станут в ряд. Примчится монстр, он отворит уста, и все рванутся занимать места – на службу, в офис с кондиционером. Включить экран – духовности оплот, а то как я – под госпитальный свод, под лампы с резко бьющим галогеном.. Спасать. Ловить над пропастью во ржи, таскать носилок плоские баржи, халат в крови – пока не уморят… Пока к земле не засутулит плечи, колокола в мозгу не загудят: Вам, доктор, чаю? – нет, еще не вечер. – Еще не вечер! – бодро говорят. А он уже идет, заиндевелый. А я не перевёл ни дух, ни взгляд, и снег за ним ложится белый-белый, такой крахмальный и стерильно белый.... мой утренний, наглаженный халат.

САНТО:
Внимательно прочел Ваш обзор, Ксения. С интересом, поскольку в каждом затронутом произведении: выклевано зерно, выявлен ключевой момент и выражена мысль по этому поводу.
В большинстве случаев, оставляя отзывы, авторы говорят о своих переживаниях, а не о содержании прочитанного. Получается, что чье-то произведение – повод не к размышлению над ним, а к тому, чтобы навести монокль на себя.
Таким образом, то что должно быть первичным в рецензии становится второстепенным и это нивелирует смысл;отзыва в его истинном предназначении. Вы, своим обзором, как бы возвращаете этот смысл на законное место.

В отношении “Докторских” стихов, согласен со всем высказанным Вами, кроме заключительной ремарки.
Мотивирую почему не принял ее.
Считаю, что свидЕние всей политры, вложеной в финал стихотворения, к простому сравнению “снега с халатом”, в определенной степени, опремитивливает авторский замысел - вижу, что он не прочитан.
Может быть я не донес смысл. Так почему бы сейчас его не раскрыть?;Именно, это является поводом к моему ответу, а не желание оспорить или переубедить. Возможно, имеет место и то что вы полагаете значимым, не исключаю это, но делаю попытку объяснить тот мотив, который продиктовал мне этот финал, а не иной.

В “Докторском” стихотворении я преследовал определенные смысловые и конструктивные задачи, которые заключены в том, что попытался сломать незыблемый закон “Голубых огородов”.
( Эта напутсвенная фраза Олеши молодым авторам: “ Господа, чтобы вы не написали - главное финал, допустим: А в след ему глядели голубые глаза огородов…”
Часто все произведение пишется как разбег к финалу, ради главной строки, или основной мысли:
Например Пастернак:

Быть знаменитым не красиво,
Ни это поднимает ввысь.
( высказывает моральные правильности)
Не надо заводить архивов
Над рукописями трястить…

(Этими строчками берет разбег)

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
;Быть притчей на устах у всех.

( это, видимо, о рейтингистах по-жизни)))

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
(Вот сюда ведет, кагбэ от понятия: мойте руки перед едой, к теме - "Вечность")
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

Теперь заключительный аккорд :

… И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца!

Вот он - оргазменный финал… Ибо обязанность практически любого финала быть безупречным! - Это самая сильная "доля" произведения.
Можно допустить нечеткость рифмы где-то в середине, даже сбив ударения, но в конце – никогда!
Последние строчки почти всегда тот месседж, который автор передает читателю, на автоответчике своего текста.
Пастернак передал: Главное - оставаться собой.
Если учесть угнетающую обстановку в стране, в период написания этих строк, то они есть призыв:
Не изменять себе, не поддаваться давлению, насилию! "Быть собой! - не просто философский вывод - но еще и гражданская позиция и она преисполнена мужества.

Вот так же и у Бунина все главное в конце:

Я на даче один, мне темно
За мальбертом и дует в окно.
(Разбегается до фразы)

Что ж камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

- Ударная волна одиночества. Собака - символ преданности и укор героини, которая бросила, ушла, изменила.

А в “Докторовском”, напротив, акцент и ключевые образы смещены в середину:;она несет основную эмоционально-метафоричную нагрузку.;Стихотворение настолько насыщено, что финальна часть намеренно освобождена :

Зато всю ночь – хоть даром отдавай,
Пекут хлеба. Вдыхая дух пекарни,
Луна, затеяв в небе сыроварню, –
Сама как в полотенце каравай...
Лежит... а рядом, ливнями промыты,
Сверкают звёзд грибы и сталактиты….

В этих строках нет разбега, из-за их плотности, они сплошной бег.

…Осеннюю перебирая мзду,
Вкатилось утро, размывая дёготь,
И напоследок круглый лунный коготь
Утащит прочь зевнувшую звезду…

Тут картинка меняется от природы к социуму, от метро к месту службы:

Примчится монстр, он отворит уста,
И все рванутся занимать места –
На службу, в офис с кондиционером.
Включить экран – духовности оплот,
А то как я – под госпитальный свод,
Под лампы с резко бьющим галогеном.

И только к концу вместо нагнетения, дана передышка.
Как возможность сделать вход перед сердцебиением дня. И сам певческий ритм заключительных строк, подводит к паузе, а не к аккорду.

… Спасать. Ловить над пропастью во ржи,
 Таскать носилок плоские баржи,
Халат в крови – пока не уморят…
Пока к земле не засутулит плечи,
Колокола в мозгу не загудят:
Вам, доктор, чаю? – нет, еще не вечер. –
Еще не вечер! – бодро говорят.

…. А он уже идет, заиндевелый.
А я не перевёл ни дух, ни взгляд,
И снег за ним ложится белый-белый,
Такой крахмальный и стерильно белый....
Мой утренний, наглаженный халат….

Это не сравнение - нет! - тут не сравнительная характеристика работает, а переход одного состояния в другое.
Снег не сравнивается с халатом, а перетекает в его крахмальность, в его врачебную белизну, стерильность и означет это - “движение жизни в паузе”… вот вот она снова налетит … завертится и так нескончаемо, "не переведя ни дух, ни взгляд" ….
Это кольцевая композиция не по форме, но по содержанию должна передавать, что утренняя снежная неприкосновенность, будет неминуемо затоптана дневными делами, трудами...
И здесь белизна дана как пуза, каторую надо поймать, услышать ее секундное затишье. Это момент передышки, который и есть – лучшее проявление жизни. Остановка - Осмысление.
Я переместил всю метафоричность т.е. “голубые глаза огородов” в середину:

Откроется безлюдное метро,
Господь с небес перевернёт ведро
Набухшей тучи в сонный листопад…

И сменил финальный аккорд на паузу. Если эти строки вызывают разочарование как беспомощные, значит… не получилось, не прозвучало, и не передалось.
Ну что ж, надо искать другие, более выразительные формы.
Благодарен за Ваш отзыв.
Санто.
Сан-Торас 20.07.2013 23:56

ТАТЬЯНА:
А я нормально отнеслась к Вашему "белому халату", мне он тоже понравился. Но стихотворение "стоячее", т.е. написанное "в столбик" впечатлило больше, чем "лежачее" - написанное в строку.
Татьяна Шардина 20.07.2013 20:46

САНТО:;
Возможно, Татьяна, но это субъективное мнение, поскольку в столбик Вы прочли повторно, да еще с перебивками прозаического текста - воспринимается, конечно, легче.;Вот предыдущий собеседник, советует сокращаться, бояццо люди многобукаф)));Заглянул, кто же это? - Увидел одно произведение - мда... Жаль, украденного у меня времени.;Сан-Торас 20.07.2013 21:00

КАША:;
дождит ноябрь
зато всю ночь
 земное дело
 лунный коготь
метро
Господь повылезают снулые уродцы
на службу в офис
плоские баржи
халат в крови
наглаженный халат
Спасибо, автор, мне очень понравилось!
Особливо снулые уродцы...
Но я уже старая, глазами слаба, мне трудно столько слов читать,потому и сократила...;-);
Каша Приставалина Вторая 20.07.2013 17:26

САНТО:
Не знаю, мжт Вам будет интересно, но Ваш остроумный вариант));похож на принцип матрешки, из Яса в психоделике Три Ди поэзе));ЯС - японский сонет. Принцип матрешки подразумевает из одного текста извлечение другого.
Это работает так:
Вот мой верлибровый сонет в дактиле из 5 строк, к которым прибавляеся еще 9, чтобы было 14:
Этот верлибр многослойный, с фокусом – то есть внутри стиха еще стих, а внутри этого стиха – опять стих! Примерно, то что Вы сделали с "Докторовским" только оччень приблизительно))))

***
сад облетает раздевшись, пусть осень уходит,
пчёл одичалых полёт, что кружАт над цветами,
эхо прощаний черешни и старого гингко,
 смерти петля увивается в белую замять.

двери замкнулись, окно в паутине, день беспросветный… книгу листает поэт, переводит страницы,
там оживает природа, с молитвами души;
водят усопших к озирису для возрожденья.

сумерки, падает воск, догорает огарок.
в мире загробном безгрешным застолье готово…
всходит звезда в пантеоне – путь для человека
в чаше граалевой кровь до рубиновой капли
кот жирнолапый лакает с чернеющим глазом.
мертвая книга страницей последней открылась.

А вот и ЯС из верлибного сонета, который был завернут в него, закручен как вертута с начинкой.;ЯС состоит из двух хайку и одного катрена. Всего 10 строк с определенным ударением.

Эхо прощаний.

осень уходит
пчёл одичалых полёт
эхо прощаний

день беспросветный
книгу листает поэт
для возрожденья

сумерки падает воск
в мире загробном
в чаше граалевой
кровь; для человека

Психоделика Или Три Де Поэзия рождает любопытные тексты, которые изначально не задумывались – ясы складываются на подсознательном уровне.
В этот верлибре их минимум 20,забавно куда привела Ваша шутка)))
Удачи Вам.
Санто.
Сан-Торас 20.07.2013 18:13

КАША:
Вот-вот, и я о том же...
Сад облетает эхо
 прощаний черешни
смерти петля
Каша Приставалина Вторая 20.07.2013 18:33

САНТО:
Забыл Вам сказать, милая Каша, что в психоделе есть элементы из Больцано Вейерштрасса, которые обобщаются в пространстве произвольной размеренности, там где несоизмерима последовательность точек в бесконечности всего комплексного и переменного. А вы мне забыли сказать: Во, во! я как разъэтоя иимела ввиду)));Вы не мой собеседник. Так тоже бывает...
Будьте здоровы.
Санто.
Сан-Торас 20.07.2013 19:41

КАША:
Спасибо, дорогой Санто за вашу воодушевленность психоделом, пространством и бесконечностью!
Всё это страсть как интересно, но для молодых, а я старенька... Что ж с меня взять? Я на длинных текстах засыпаю...
Вот и прошу: будьте короче. Чтоб, значит, ненароком не раздавить махиной какую-нить нужную для мироздания малость...
росток пробился —
и был раздавлен джипом —
японским, кстати (С)
Будьте здоровы, ешьте кашку!:-)
Со всем уважением,
Каша Приставалина Вторая 20.07.2013 19:55


ОСКАР:
Не жалейте, каша только продлевает жизнь...));Оскар Боэций 20.07.2013 22:33

САНТО:
Без масла - это фигня, друг мой)))Замазка для окон!
А времени жизненного у меня правда мало, дорожу)));Сан-Торас 20.07.2013 22:40

ТАТЬЯНА:
Не жалейте, другим тоже было интересно почитать Ваши пояснения. Часто, если кто-то выбрал себе причудливый ник, то ведёт себя провокационно. Что же, у нас здесь тоже игра с её правилами, и правилами игры это не запрещено. Радуйтесь, уважаемый Сан-Торас, что Ваше стихо прошло такой отбор и все могут его читать. Мы тоже рады за Вас и благодарны Вам за творчество.
Татьяна Шардина 21.07.2013 09:40

САНТО:
Привет Татьяна!;Мое стихо не проходило отбор - его представил Андрей Моисеев.
*
Отбор не прошел бэ - многобукофф
- Аффтар! ( сказали мне) – можно короче?!
Пошел я к Толстому не перефукаф;
Столь драгоценно-ценную х… (прочерк)

- Зрасти Наташа, и здравствуйте Анна!
Поклоны Настасье, Графене с Соней!
Пишите короче! - ни так пространно,
Не нужен тягучий-туман антимоний?!

Мы бережем пустозвонное время!
В соленом замесе блюдем юродство,
Такое вот мы - Иваново семя,
Шибалково семя тоски-и сиротства.

*
ЭпигрАф:
Налил мне друг, давно стихирно-попранный:
Ну, что ж ты Сан? - Давай-ка сделай сальто!
И вот… я не eстественно-отобранный
В сетях литературного со-сайта))))
 Сан-Торас 22.07.2013 05:14