Балхаш

Игорь Прокуда
              ДЕНЬ.
             Самый крепкий и уверенный в себе из небольшой компании подростков, столпившихся у  турника, подошел к сопливому мальчику, одетому во все не по росту:
- Тебя как зовут?
-   Сережа, - ответил малой
- Слышь,  Серенький, я в этом дворе главный, и все здесь меня слушают, как я скажу – так и будет!
В подтверждение его слов остальные ребята уважительно закивали.
             Артур (так звали старшего) пренебрежительно сплюнул:
- Ты из какого подъезда?
 - Из пятого…- послышался робкий ответ малого.
          -Я в пятом уже  6 лет живу, но тебя что-то там не видел!
Пацаны, стоявшие вокруг, дружно рассмеялись. Лишь невысокий, крепкий Андрюха продолжал крутиться  вокруг перекладины турника. Создавалось ощущение что ветер вращал его, или от энергичных кульбитов Андрея меж домов разгонялись потоки воздуха.
          Отец Артура был капитаном дальнего плавания,  и уже три года жил отдельно. Мать дворового заводилы поддерживала уют в 3-х комнатной квартире, в которой все было по-фирмовому: жалюзи на окнах, японская стереосистема, огромный красивый  попугай, привезенный несколько лет назад  с "Острова Свободы".  Артур иногда  таскал гаванские сигары из бара тайком от матери, и  особо приближенные пацаны, пытались курить их «взатяжку», спрятавшись в укромном месте от взрослых на стройке неподалеку от дома.
          Вся округа уважала  Артура, он был сильный и справедливый, говорили даже, что он  один раз побил милиционера, в его 14 лет это был даже не подвиг, а нечто большее. Политика Черненко и Андропова запрещала Скорпионз, Дип Перпл, и т.д. неее!!!!  Менты  боровшиеся с любимой музыкой были хуже, чем враги!!!
         Артур повернулся к ребятам:
- Сейчас в гараж идем!  Прокоп новый диск «Рэинбоу» достал, пойдем  покайфуем. А ты, Серенький, дуй к папке с мамкой, только быстро -  и сопли подбери!!!
        Пацаны рассмеялись, а длинный Сеча вдруг пренебрежительно вставил:
-Да нету у него отца.
        Андрей спрыгнул с  турника и потирая  ладони, стал внимательно следить за диалогом. Малой же, в старом клетчатом пальто,  заштопанном заботливой материнской рукой, вытирая слезы, уверенно ответил:
-Есть у меня папка! Есть! Он на озере Балхаш работает!
         Артур резко взглянул  на Сечу.
         Толстый  Пых спокойно сказал:
- Да сопливый с матерью уже месяц как квартиру снимают, и в долг у всех берут. А  мы Байкал по географии проходили ,  есть такое озеро! А Балхаш,  ха-а-а! Сам малой его, наверное, и придумал!
- Байкал – самое глубокое озеро на планете!  - Вставил Игореха.
         Сеча подхватил :
- Да нету такого озера,  разве хоть кто-нибудь о Балхаше слышал?
 Ребята стояли молча и всем своим видом подтверждали, что не знают ничего о таком географическом названии.
         Вовка  (так звали Сечу на самом деле)  заводился еще сильнее:
 –  А давайте ему дадим кликуху «Балхаш», вот прикольно будет! Чухан  врет, что у него отец есть, да и мать у него того,  уборщицей работает! Бааалхаш! - Кривляясь сказал Сеча.
 У Сечи вообще все было круто! Отец его -  отставной летчик (только вернулся из Германии) , мать- учительница в очках, на новогодней елке  - ГДРовские игрушки, обстановочка  в  квартире  модная- все дела!
         Сеча не унимался:
-  Смотрите какое у него пальто стремное,  да и сам дистрофик, дома, наверное, есть нечего, да и друзей нет у него!
      
 Малой на самом деле трясся от холода. Норд-Ост пронизывал насквозь.
 Андрей, отдохнувший  от упражнений на турнике, тем временем вынул и внимательно стал разглядывать свою рогатку  расправляя кожеток  с  резинками.

Артур круто развернулся:
- В гараж не идем -  идем  на плавни, диких голубей спасать. В такой мороз и ветер у них ноги льдом обрастают. Каждый возьмет домой по 2 голубя отогревать. Ясно?!  И чтоб кормили нормально, пока тепло не станет! А ты, Балхаш, давай домой, беги матери помогать.
- Жгут новый, только вчера примотал... Сказал Андрей  с  сожалением, и оглядев  всех, спрятал рогатку  в карман.
 
 
         
         ВЕСНА.
         Артур  уже в который раз нажимал кнопку звонка 3-й квартиры.  Взъерошенный Игорь открыл дверь, держа в руках толстую книгу в  тёмно-зеленом переплете - последнее издание Конан Дойля.   Артур раздраженным голосом выпалил:
- Ты что, спишь что-ли? Я тебе уже полчаса звоню!
        - Да ладно, заходи скорей. Вот, тётка книгу достала, не оторваться. Читал?
        - Читал, читал………, нормально -  тезка мой все-таки……. Ты это, пойдешь со мной?
        - У меня тут сейчас самое интересное -  морские рассказы! - ответил Игореха.
        - Морские, морские…,-  задумчиво произнес Артур и плюхнулся в кресло:
-  У меня отец с рейса пришел,  я его  год не видел,   а  мать не хочет что бы мы встречались. День рождения у меня  через два дня, папка помнит,  подарок  хочет сделать. Через полчаса он ждет меня у кинотеатра.
        Пять минут спустя друзья шли быстрым шагом по цветущей каштановой аллее.
       

Игорь достал из кармана  кассету группы  «Рэинбоу»
-«Long live Rock.n.roll»,  студийная, видел?  Брат 15 рублей за нее фарцовщикам отдал.

Артур не обращал внимания на кассету.
       - Ты Балхаша давно встречал?
       - Да он с мелкими все играет, хорошо хоть тепло, пальто свое дурацкое  не носит, да и это…….его позавчера Андрюха Банан побил. – ответил Игорь.
       - За что?
       - Ты что, не знаешь за что Банан бъет? Шел со своей шоблой, увидел пацана зачуханного и надавал  поджопников , и по лицу ладонью, ну вроде как фашист в кино, знаешь, как он любит. Шестерки его ржали еще, как дебилы.
       Ускоряя шаг  Артур выдавил сквозь зубы:
- Сука Банан, думает, если он у «Торгсина» живет и мамочка его чеками торгует, то он все может. Ничего, потом посмотрим.
       В колоннаде кинотеатра стоял рослый мужчина, похожий на иностранного актера. Легкий бежевый плащ играл на свежем  весеннем ветру.   Наш заводила, чуть не споткнувшись, побежал и через мгновение повис на мужчине , обхватив его руками и ногами.
       Стоявшему в стороне Игорю глядя на эту встречу, вспомнилась финальная сцена из французского фильма «Игрушка».
Не разжимая рук, отец и сын повернулись к Игорю:
 - Ну что, пошли, пацаны! Как друга- то зовут? – поцеловав Артура в лоб, спросил мужчина.
        -  Игорь, – слегка дрожащим голосом ответил Артур, крепче прижавшись к отцу.
        Игорь почему-то внимательно посмотрел в глаза  старшего друга.
        В ювелирном счастливый Артур примерял позолоченные часы «Восток», потом был парк, тир, детям - мороженое а мужчине – пиво,  и все такое…
        День прошел быстро.
       

         АВГУСТ.
         Ну и духота в троллейбусе! Кто на городской пляж, кто на косу. Толкучка. Компания ребят стояла на задней площадке, самый маленький все время крутил головой, кепка с надписью на козырьке «Олимпиада 80» даже не двигалась.
          -Вот зажали Балхаша! Взрослым людям ребенка не жалко!,- пробубнил Артур, подмигнул  Игорю и прокричал на весь троллейбус:
          -Пых! Пы-ы-ых! Ты где, толстый? Сегодня твоя очередь по карманам лазить!
          На задней площадке вдруг стало очень свободно. Довольный Балхаш удивленно смотрел на Артура, вытирая пот. Гордый предводитель оглядел свою ватагу :
          - На следующей выходим.
          Взрослые пассажиры с опаской глядели на заднюю площадку, проверяя  сумки и карманы. Веселая компания с хохотом вывалила из троллейбуса.  Как обычно, по  дороге на "Собачий" пляж, смеясь и толкая друг друга,  пацаны в киоске брали газировку с тройным сиропом. Ууу-х, холодненькая ! Сережку  пропустили вперед.  Ребята хохотали.
  А загорелый  до угольной  черноты Андрей крикнул:
 - Балхаш! Как в тебя масенького три стакана влезает? Смотри, не утони, когда с мостика прыгать будешь!
          …У западного мола отличные мидии. Можно целый день не возвращаться домой, нырять, загорать, играть «в ловитка».  А потом разжечь костер из высохших палочек,  выброшенных  штормом, и запекать добытых мидий. Тогда никто и не знал, что это деликатес.   Объедались ими до отвала, под брезгливыми взглядами иногородних отдыхающих и приговаривали: «Какая мерзость!», - поглаживая загорелые животы, чем доводили молодых мамаш  до приступов рвоты.
          Возвращались домой когда уже спал дневной зной. Все весело обсуждали  проведенный день и строили планы на  вечер. Артур на ходу давал указания пацанам:
- Сегодня идем на «Зорро», Андрей и Игореха – берёте на всех билеты! И  приходите пораньше, к открытию кассы.  А то Банан со своими лучшие места займут. Балхаш, держи 80 копеек – семечек возьмешь на всех, только смотри, чтоб негорелые. Понял?
         Балхаш  остановился  как вкопанный,  не успев ответить. Он смотрел на стоявшего на углу человека. Высокий мужчина с рюкзаком на правом плече, загорелый и обветренный, как ковбой из американских фильмов, позвал: «Сережка!»
         Сергей закричал: «Папка! Папка приехал!» - и рванул с места в его объятия.  Мужчина, как будто сошедший с рекламы  «Марльборо»,  подхватил пацана и прижал к  себе, поглаживая его выгоревшие, растрепанные волосы.  Ребята застыли в изумлении, и тихо перешептывались. Игорь робко подошел поближе  и спросил:
-Дядь, а дядь, а вы откуда приехали?
         - Я? С озера Балхаш, в геологической партии работал. Места там, пацаны,- красотища!- весело ответил дядька, похожий на ковбоя. И добавил, глядя на сына: -Пойдем Сережка,  мать уже вещи собрала, мы сегодня уезжаем.
         Артур даже не обернулся на звонкую затрещину, которую толстый Пых с душою отвесил Сече.
         Игорь смотрел на  Артура и впервые видел в его глазах слезы.