Театр одного актера. Вечерние стихи 24 июля

Любовь Сушко
ТЕАТР  ОДНОГО АКТЕРА  Вечерние стихи 24 июля

Быть или не быть - вот в чем вопрос.
Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы
Иль нужно оказать сопротивленье?
Восстать, вооружиться, победить
Или погибнуть, умереть, уснуть?
( Монолог Гамлета)

Так уж вышло, что эту передачу, несмотря на поздний час, посмотреть не могла в прямом эфире ( не помню, чтобы такое еще было), удалось только включиться несколько раз, и прослушала второе выступление Александра Пелёвина, которого ждала заранее. Признаюсь, что он мне очень понравился, больше, чем всегда, на видеороликах, которые были у меня до передачи. Прямой эфир  как-то преобразил его и показал в очень эффектном свете, позволил увидеть и услышать лучше, ярче.

И тогда Саша показался мне этаким очень фактурным героем любовником, я почему –то вспомнила любимые спектакли одного актера на малой сцене в нашем драм театре. Там помещалось меньше сотни зрителей,  и актер в центре площадки играл свою пьесу.. Они часто говорили в интервью, как трудно играть одному, когда нет поддержки партнеров. а нужно еще удержать  внимание публики, заинтересовать, заставить плакать и смеяться.

Почему-то запомнились  работы именно актеров, особенно Михаила Окунева, хотя и актрисы тогда у нас были великолепные, но на их спектакли как-то не попадала, уж слишком мало билетов было и раскупали их за несколько месяцев до спектаклей..

Вот и  «Вечерние  стихи» на этот раз показались  такой площадкой, может быть потому, что  Поэты были очень индивидуально-яркими, и кажется больше, чем обычно волновались во время своих выступлений.

И когда смотрела запись, то удивилась тому, что первое прочитанное стихотворение Евгением так и называлось «Мы живем,меняя маски».
Ведь это из той же самой оперы, о чем почему-то еще в полночь подумалось мне. Ну а если продолжать раздавать  амплуа нашим поэтам, то Евгений как раз при всем своем обаянии кажется антигероем ( кстати, их всегда рвутся играть актеры, потому что есть что играть, и характер можно создать многогранный).

Вот и в его стихотворениях есть самые разные  мотивы и характеры, да и немного отстранённая манера чтения позволяет сразу прикрепить такой ярлык, и именно этим он и интересен.

Но судите сами именно по этому стихотворению – какая гамма красок,  характеров,  ситуаций в предполагаемых обстоятельствах. Хорошо это или плохо? Это интересно, необычно. Потому что вторую передачу подряд мы  слышим и слушаем мужскую лирику. Но передачи получились  совершенно разные.

Мы живём меняя маски
Евгонт

Мы живём, меняя маски:
Маску зла - на маску ласки,
Послушанье - на строптивость
И частенько гнев - на милость.

Вместо лиц - цветные тени.
Не понять: где шут, где гений,
Кто святой, а кто порочен....?
Дни похожи здесь на ночи.

Здесь при всех из Гришки - вора
Слепят вора - прокурора,
Ваньку выкрасят в бандита....
Всё в натуре шито - крыто!

Коль спешишь из грязи - в князи,-
Нюхай хрен в цветочной вазе,
И моли судьбу и бога,
Если миновал острога!

Мы играем в жизнь, как дети
На игрушечной планете,
И хотим не затеряться
В пёстром мире декораций.

Впрочем.... это всё неважно.
Не войти нам в реку дважды.
Хоть трудом живи... хоть кражей....
На ОДНОМ погосте ляжем!
http://stihi.ru/2010/10/15/6956

И в этом стихотворении у нас прослеживается течение жизни в реальности или на сцене. Почему-то вспоминается пьеса Л.Андреева «Жизнь человека» в этаком  лирическом варианте, и в финале - закономерный итог жизни, какую бы роль ты не играл, чем  бы не занимался, - «на одном погосте ляжем».

Смутило меня только одно – погост ( заглянула в словари, себе не доверяя) – это все-таки сельское кладбище. Поэтому, наверное, не на одном, судя по количеству населения в городе. Ну может быть, это идеальный вариант кладбища вообще, хотя то же Ваганьковское, да и любое другое в столице, к примеру,  погостом назвать трудно.

Ну а в остальном все так, пока мы живем, играем роли, меняем маски, этим  жизнь и интересна.

Владимир  Лавров мне лично показался вообще человеком театральным,  из тех великих актеров Малого театра, которых в юности нам еще удалось застать. Это такие титаны на сцене, которые оживляли образы и Чехова, и Горького,  и Островского, их почти нереально было представить в современных пьесах про сталеваров и шахтеров – фактура совсем не та.

Вот и  в стихотворениях, он словно на машине времени прибыл к нам из того времени, чтобы рассказать о времени и о себе, когда человек умел носить фрак и прекрасно знал до тонкостей манеры аристократов. Как в свое время ухватились режиссеры за А. Вертинского, вернувшегося из эмиграции.

Этому невозможно научиться  в школах и институтах - это есть от рождения и воспитания с детства, а скорее в генах, или нет вообще .. Он таков и в поэзии. Вижу по чату, что когда его слушали наши остряки, они как-то смолкли и никакие пошлые шутки в этот момент не рождались,  становится как-то не очень удобно выставлять себя в таком свете, если на сцене Владимир Лавров.
 
Кстати, и молодые актеры часто вспоминали, что стоило только появиться А. Грибову или Р.Плятту на сцене, и все смолкало, вольно или невольно все уходили в тень, чтобы только видеть и слышать то, что творится там,  как они играют. Так было по ту сторону монитора, вероятно, когда здесь звучали стихотворения.

Дрема
Владимир Лавров

Сначала метро, а потом через мост на Стрелку.
Воздух пропах ожиданьем и снегом талым,
А за спиной, на огромной Дворцовой тарелке,
Яблочко наливное из сказки, вокруг пьедестала
Кружится, пытаясь зачем-то мне напророчить
Новое время, но знаю – его не будет,
Как и сегодняшней белой от снега ночи,
Где затерялись темного прошлого люди.

А в моей памяти запахи лета и леса,
И город в лесах реставрации. Нет, это снится!
Над Невою планируют белые чайки-страницы:
" Дядюшкин сон" и несколько глав из "Бесов"…
http://stihi.ru/2013/06/06/8523

Вот и стихотворения, они  пропитаны даже не литературными мотивами, а именно театральными. Чайка мелькает где-то рядом, готовая сорваться с афиши знаменитого театра. В его творениях театр врывается в жизнь, а жизнь  смешивается с театром, одно от другого неотделимо...
Там есть и пронзительное "Травести"

1

как тебе новый малиновый свитер
правильно лучше смотри на губы
осторожно след от дыхания вытер
на холодной щеке иначе погубишь
как и того молодого статиста
случайно убитого в третьем акте
где ты играла роль Оливера Твиста
и никак не могла заставить себя заплакать…

http://stihi.ru/2001/12/03-455

Театральное, но несколько иного плана стихотворение выбрала и у Александра Пелевина. Я уже говорила, что он мне показался героем любовником, не сомневаюсь, что окажись Саша на театральных подмостках, у него был бы большой успех, потому что обаянию тоже невозможно научиться, оно либо есть, либо его нет.

Он получил его  с избытком, а помноженное на иронию, которой часто не хватает героям этого амплуа, (они так влюблены в себя, что никому другому там просто нет места), а здесь совсем другой случай, слышится голос О.Янковского: «Улыбайтесь, господа».
Вот и он все время дарит нам  возможность улыбнуться, слушая его творения:

Александр ПЕЛЕВИН (Пелёвин)
Три сестры

Пелёвин

Каренины-
          Инна и Нина и  Анна-
Почти никогда
             не слезали с дивана.
Ну разве что в ванну
                плескаться ходили.
Какая нирвана!
              О сколько идиллий!
Каренина Инна
              с разбегу сигала,
Как птица-
          с картины Марка Шагала.
Каренина Нина-
              дело другое-
Ласкала водицу
               античной ногою.
Каренина Анна
              счастливым сестрицам
Всегда предлагала
                слегка утопиться.
Каренины-
          Инна и Нина и Анна-
Читали Тостого
              Льва постоянно.
И сыты бывали
              сей пищей духовной...
А гений смотрел
               из-за двери балконной.
http://stihi.ru/2013/06/08/2618

Не знаю как вы, а я вот этим стихотворением очарована совершенно- это именно спектакль, где довольно сложное построение сюжета, потому что кроме трех сестер, очень кстати симпатичных, у нас есть и лирический герой, да еще и подглядывающий гений, который под руководством поэта напишет уже не  трагедию,  почти комедию о том, что не все в жизни так трагично и так страшно, как казалось ему из Ясной поляны…
 
Дивными показались и имена трех сестер – Инна, Нина, Анна – кстати, во всех трех именах по две буквы нн, которые роднят их невероятно. И вот это «слегка утопиться» позволяет улыбнуться и постараться понять нашего ироничного Вронского, очень симпатичного Вронского, пред которым стоит очень трудный выбор.

Петр Прибылов, если вспомнить о театральных амплуа, мастер характерных ролей. Вот и здесь он держался особняком, очень волновался и подкупил многих своей невероятной  искренностью.

Даже когда немного сбивался, наши безымянные слушатели подбадривали и подчеркивали, что стихи –то хорошие. несмотря на заминки и паузы… Это действительно так, их ничто не может испортить даже на слух

Влюбленность
Петр Прибылов

Влюбленность, как бабочка, бьется в стекло,
Туда, где свобода, туда, где тепло –
Скорее бы окна открыли,
пока не осыпались крылья!
Но там, за окошком, туман и озноб,
Там осень связала последний свой сноп.
Печальное утро такое…
Там радуги больше не гаснут в пруду,
А я за влюбленностью следом иду
И бьюсь в эти стекла, как будто в бреду,
И сердце не знает покоя.
http://stihi.ru/2013/06/30/9777

Вспомнилось, что в эти дни юбилей у нашего великого В. Шукшина по сути своей  его герои на экране очень похожи на нашего поэта. И они покоряют искренностью, душевностью, глубиной восприятия этого мира…

Такие вот собрались на этот раз в студии поэты, я лично очень пожалела, что читали стихотворения они все-таки в пустой студии,  и не было хотя бы той же сотни слушателей, как на малой сцене,  потому что в этом случае им было бы значительно  легче как-то подзарядиться энергией, почувствовать нашу реакцию, услышать аплодисменты, которые они, бесспорно, заслужили...

Судя по разоблачению Игоря Борисовича, был у нас еще один  актер и совсем другого плана, впрочем, как и на всех других передачах. Эту он кончено не мог пропустить.

Под кличкой Гость – в чате появляются реплики: - Какая скука, все ухожу.

Через несколько минут: - Засыпаю от скуки, пора идти отсюда. Никто не понравился.

На этот раз : - Когда же вы все пойдете в отпуск, надоели уже…

Кто скрывается под этой маской,  угадать может даже младенец. Этот актер  то ли играет всегда одинаково и одинаково плохо, то ли его слишком много везде, а разведчик Сноуден, вероятно, рассекретил для нас и его адрес тоже.
 
  Своей невероятной настойчивостью Роман Курортный добился и а этой передаче эпизодической роли, хоть и за кадром. Но одно только хорошо, уходить он перестал, начал огрызаться и хамить всем, кто попадался в чате, но это  как всегда. ничего нового и интересного. А минута его славы закончилась, не успев начаться.

Что же касается поэзии в передаче «Вечерние стихи», она была разнообразной и интересной. Судя по настроению Жени Коробковой, она на этот раз в меньше мере напоминала критика, в большей – зав.лит.частью того самого театра, потому что  пыталась  пояснить нам и глубину, и широту, и размах анализируемых текстов.

Это тоже новый опыт и для нее и для нас. Ну и что еще было такого необычного и спорного – это некий эротический налет и в стихотворениях поэтов, и в монологах критиков. когда они увлекались.

Кому-то показалось, что его слишком много ( в чате эротики не просили, как обычно). Значит, вероятно, им оказалось достаточно, но в июльскую ночь, хотя и после праздника Купалы, она была все-таки с нами. Не даю этому новому в передаче  явлению оценку, просто отмечаю факт. Ну если вы заглядывали в современный театр, где чего только не насмотришься,  то по тем меркам ее было и не много. А если сравнить с нашей реальностью, то даже и много, а она бывает, как известно очень разной, и нам всегда очень трудно балансировать на грани, ну потому что «умом нас не понять и аршином общим не измерить"…

Вот и наречие «красиво», раскритикованное Женей, как-то относится к этому понятию.

«Вся жизнь – театр, и люди в ней актеры» - а этот раз чувствовалось это особенно ясно. И поэты так классно сыграли свои роли, что  консультантам на этот раз и сказать было нечего… Вот и не дали им слово в финале.

Почти случайно вспомнила о том, что это была ночь накануне ухода В.С.Высоцкого – потрясавшего нас кроме всего прочего и  своим Гамлетом.

Когда заканчивалась передача, уже наступил тот самый день 25 июля, когда по миру понеслась весть о том, что Высоцкого не стало. Поверить в это было невозможно, но в 1980 году он внезапно ушел, впервые спектакль  «Гамлет» был отменен, а со сцены звучал  страстный монолог, потрясавший снова и снова души всех, кто его услышал хотя бы раз.

Вот и на передаче  происходило нечто подобное, когда поэзия  звучала на театральных подмостках, дышала и жила, волновала, порой потрясала нас, иногда заставила улыбнуться, не это ли главное, если театр - это жизнь, а жизнь -театр

Быть или не быть - вот в чем вопрос.
Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы
Иль нужно оказать сопротивленье?
Восстать, вооружиться, победить
Или погибнуть, умереть, уснуть?
И знать, что этим обрываешь цепь сердечных мук
И тысячи лишений, присущих телу!
Это ли не цель, что всем желанна -
Умереть, уснуть, уснуть?
И видеть сны?..Вот и ответ.
Какие ж сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?!
Вот и разгадка.
Вот что удлиняет несчастьям нашим жизнь на столько лет!