Зеркальные Стихи

Сестра Алиса
     Всё возможно в дождь

 В дождь острей ощущаешь сиротство
  Одинокой притихшей земли.
   В дождь всегда вспоминается остро
    Отчий дом, что остался вдали,
     В дождь всегда объясняется просто
      То,  что раньше понять не могли,
       И возможен приезд Калиостро...
        B дождь...во сне...на картине Дали...

        В дождь...во сне...на картине Дали...
       И возможен приезд Калиостро...
      То, что раньше понять не могли,
     В дождь всегда объясняется просто.
    Отчий дом, что остался вдали,
   В дождь всегда вспоминается остро.
  Одинокой притихшей земли
 В дождь острей ощущаешь сиротство.
   
1995(2003)

Весенней ночью колдовскою
 Вполне возможны чудеса -
  Внимательно следят за мною
   Твои влюблённые глаза.
    Я с очарованной душою
     Лечу над спящею землёй -
      Шлейф звездный за моей спиною
       И серп луны над головой.
        Весенней ночью колдовскою
         Я сил неистовых полна,
          Я пеной рождена морскою,
           Я для блаженства создана;
            Высокородна и свободна -
             Рабою верной обернусь,
              Я Моной Лизою Джокондой
               Тебе сквозь время улыбнусь.

               Тебе сквозь время улыбнусь
              Я Моной Лизою Джокондой,
             Рабою верной обернусь -
            Высокородна и свободна;
           Я для блаженства создана,
          Я пеной рождена морскою,
         Я сил неистовых полна
        Весенней ночью колдовскою.
       И серп луны над головой,
      Шлейф звездный за моей спиною -
     Лечу над спящею землёй
    Я с очарованной душою;
   Твои влюблённые глаза
  Внимательно следят за мною -
 Вполне возможны чудеса
Весенней ночью колдовскою.

(1997)2003



   Воспоминание о Дальнем Востоке

Воздух, словно весенний берёзовый лист,
  Сочный, нежно-зелёный и клейкий,
     Из-за сопок - луны выплывающий диск,
       Рельсы брошенной узкоколейки,
         Запорошенный снегом рябиновый куст,
           Красных ягод застывшая прелесть,
             В тишине - отдаленный валежника хруст,
               Тени, шёпот - блаженная ересь...

               Тени, шёпот - блаженная ересь...
             В тишине - отдаленный валежника хруст,
           Красных ягод застывшая прелесть,
         Запорошенный снегом рябиновый куст,
       Рельсы брошенной узкоколейки,
     Из-за сопок - луны выплывающий диск,
    Сочный, нежно-зелёный и клейкий,
  Воздух, словно весенний берёзовый лист.

1997(2003)

От себя никуда не уйдёшь.
   От себя - круглый год бездорожье,
      Для себя не работает ложь,
         Правду скрыть от себя - невозможно.

         Правду скрыть от себя невозможно.
      Для себя не работает ложь,
   От себя - круглый год бездорожье,
От себя никуда не уйдёшь.

1997(2003)

Приснись мне, Анатолия, приснись!
   Дохни в лицо античною жарою,
      Встань предо мной высокою горою,
         Оазисом цветущим возродись.
            Приснись мне, Анатолия, приснись!
               И ветра свист напомни за спиною,
                И круп коня, дрожащий подо мною,
                И конницы твоей могучей рысь.
                Приснись мне, Анатолия, приснись!

                Приснись мне, Анатолия, приснись!
                И конницы твоей могучей рысь,
                И круп коня, дрожащий подо мною,
              И ветра свист напомни за спиною -
            Приснись мне, Анатолия, приснись!
         Оазисом цветущим возрoдись,
      Встань предо мной высокою горою,
   Дохни в лицо античною жарою -
Приснись мне, Анатолия, приснись!

1997(2003)

Тонким кружевом слов
  Мной укрытая нежно
    Ты плывёшь безмятежно
      Каравеллами снов
        В мировом океане
          Исчезает в тумане
            Белизна парусов

            Белизна парусов
          Исчезает в тумане
        В мировом океане
      Каравеллами снов
    Ты плывёшь безмятежно
  Мной укрытая нежно
Тонким кружевом слов

                1996(2003)


До свидания. - До встречи где-нибудь.
 Лишних слов не терпит расставанье.
  До свидания. До встречи. Не забудь.
   Повторяешь ты, как заклинанье.
    До свидания. - До встречи никогда.
     Никогда. - До встречи. - До свиданья.
      Словно в чёрных дырах без следа,
       В никуда исчезнет мирозданье.
        До свидания. - До встречи. - Обещай.
         Не скупись. - Что стоят обещанья?
          До свидания. - До встречи. - До прощай.
            Лишних слов не терпит расставанье.

            Лишних слов не терпит расставнье.
           До свидания. - До встречи. - До прощай.
          Не скупись. - Что стоят обещанья?
         До свидания. - До встречи. - Обещай.
        В никуда исчезнет мирозданье,
       Словно в чёрных дырах без следа.
      Никогда. - До встречи. - До свиданья      
     До свидания. - До встречи никогда.
    Повторяешь ты, как заклинанье.
   До свидания. До встречи. Не забудь.
  Лишних слов не терпит расставанье.
До свидания. - До встречи где-нибудь.

29 февраля 1996г (2003)



             Памяти Марчелло Мастроянни

Привет, артист, привет!
 Счастливого пути!
  Смотрю тебе вoслед,
   Ладонь прижав к груди.
    Ещё не время, друг,
     Ещё всего лишь - шах,
      Ещё натянут лук
       У времени в руках.
        Ещё не грех рискнуть -
         Пусть жизнь всего одна,
          Ещё прекрасна чуть
           сутулая спина.
            Ещё нет слова "нет",
             Ещё цветам - цвести.
              Привет, артист, привет!
               Счастливого пути!

               Счастливого пути!
              Привет, артист, привет!
             Ещё цветам - цвести,
            Ещё нет слова "нет".
           Сутулая спина
          Ещё прекрасна чуть,
         Пусть жизнь всего одна -
        Ещё не грех рискнуть.
       У времени в руках
      Ещё натянут лук,
     Ещё всего лишь - шах,
    Ещё не время, друг.
   Ладонь прижав к груди,
  Гляжу тебе вослед.
 Счастливого пути!
Привет, артист, привет!

20/01/97(2003)

Стихи нельзя пересказать,
  Стихам в косноязычье тесно,
    Их надо наизусть читать,
      Не отступая от контекста.
        Рождение стихов сродни
          Математическим расчетам,
            И словно формулы они -
              Не терпят лжи и в доле сотой.

              Не терпят лжи и в доле сотой
            И словно формулы они -
          Математическим расчетам
        Рождение стихов сродни.
      Не отступая от контекста,
    Их надо наизусть читать,
  Стихам в косноязычье тесно,
Стихи нельзя пересказать.

1997(2003)


                Я не знаю....

Я не знаю, что сказать мне Bам в ответ -
  Слишком много между нами зим и лет,
    Слишком быстро дней несётся чехарда,
      Нет пространства меж словами «нет»  и  «да».

      Нет пространства меж словами «нет»  и  «да».
    Слишком быстро дней несётся чехарда,
  Слишком много между нами зим и лет ,
Я не знаю, что сказать мне Bам в ответ -

2004

      
               Милый лжец

Меня весенний дождь сегодня пригласил
  Весёлые его послушать песни.
    Не скрою, милый лжец, ты мне - ах,как польстил.
      Неужто никого нет интересней?

      Неужто никого нет интересней?
    Не скрою, милый лжец, ты мне - ах, как польстил.
  Веселые его послушать песни
Меня весенний дождь сегодня пригласил.

1999(2004)

***
                Как будто...

Как будто бы вчера, а смотришь - жизнь назад,
  Как будто жизнь назад, а смотришь - как вчера,
    Как будто правда всё, а смотришь - всё игра,
      Как будто никого... Но чей же это взгляд?

      Как будто никого... Но чей же это взгляд?
    Как будто правда всё, а смотришь - всё игра,
  Как будто жизнь назад, а смотришь - как вчера,
Как будто бы вчера, а смотришь - жизнь назад.

2003



                ищу тебя

          Ищу тебя и нахожу во всём -
            В лиловых сумерках, в колеблющихся тенях,
              В словах, что мы с тобой произнесём
                При встрече в энный год от мира сотворенья.

                При встрече в энный год от мира сотворенья
              В словах, что мы с тобой произнесём
            В лиловых сумерках, в колеблющихся тенях –
          Ищу тебя и нахожу во всём.

2003


              Леди Кармина

       Душистая ветка жасмина,
         Весна, аргентинское танго,
          Венок из цветков апельсина,
           Японская грустная танка.
            Бумажный фонарик китайский,
             На ветке душистой жасмина,
              Плод сладкий на дереве райском -
               Сорвать бы и съесть вас, Кармина.
                Ну что же вы, леди Кармина?
                Игры не бывает без риска.
                Душистая ветка жасмина
                Увы! - отцветает так быстро.
                Ах, скоро сиеста, Кармина!
                Всё тише мелодия танго
                И больше не будет жасмина,
                Забудется грустная танка,
                Завянут цветки апельсина,
                Фонарик китайский порвётся,
                Но вы не печальтесь, Кармина -
                В сравнении всё познаётся.
               
                В сравнении всё познаётся.
                Но вы не печальтесь, Кармина. -
                Фонарик китайский порвётся,
                Завянут цветки апельсина,
                Забудется грустная танка
                И больше не будет жасмина,
                Всё тише мелодия танго...
                Ах, скоро сиеста, Кармина!
                Увы! - отцветает так быстро
                Душистая ветка жасмина.
                Игры не бывает без риска -
                Ну что же вы, леди Кармина?
               Сорвать бы и съесть вас, Кармина -
              Плод сладкий на дереве райском,
             Душистая ветка жасмина,
            Бумажный фонарик китайский,
           Японская грустная танка
          Венок из цветков апельсина,
         Весна, аргентинское танго,
        Душистая ветка жасмина.             

1998(2003)

***

              Бросай слова...

Бросай слова на ветер. - Говори!
  Не сдерживай потока восхищенья,
    Из ничего легенду сотвори -
      Слова, слова... Нет слаще обольщенья.

      Слова, слова...Нет слаще обольщенья.
    Из ничего легенду сотвори -
  Не сдерживай потока восхищенья,
Бросай слова на ветер. - Говори!

04/12/2004

Нельзя таланту научить
  Напрасно тщится графоманство
    Огромность мысли заключить
      В предельно сжатое пространство

      В предельно сжатое пространство
    Огромность мысли заключить
  Напрасно тщится графоманство
Нельзя таланту научить

2010(2013)



        просьба, отраженная в зеркальной поверхности воды

                Заплачь со мной - мне одиноко
                Мне не с кем слёзы разделить
                Не знешь ты как тяжко быть
                Забытою людьми и богом.

                Забытою людьми и богом
                Не знешь ты как тяжко быть
                Мне не с кем слёзы разделить
                Заплачь со мной - мне одиноко

                12/05/2008


  Я хочу быть звуком твоих шагов
    Твоим смехом, дыханьем, тобою,
       Я хочу быть песней твоей без слов,
          Я хочу быть твоею судьбою.
            Я хочу быть светом твоих очей
              Твоим сердцем в груди твоей биться
                Я хочу быть тайной твоих ночей
                Я хочу без тебя не родиться.

                Я хочу без тебя не родиться.
                Я хочу быть тайной твоих ночей
            Твоим сердцем в груди твоей биться
           Я хочу быть светом твоих очей
       Я хочу быть твоею судьбою.
    Я хочу быть песней твоей без слов
  Твоим смехом, дыханьем, тобою
Я хочу быть звуком твоих шагов.

2012

я к разлуке не готова
    птиц летящих пересвисты,
      шелест падающих листьев
       я хочу услышать снова
 
       я хочу услышать снова
      шелест падающих листьев 
    птиц летящих пересвисты
  я к разлуке не готова

2013

*******

Из рецензий:

Вот это да!
Может быть, я чересчур тёмен, может, только слегка, но отродясь
такого не видывал. Какой «гиперпалиндром» !
И звучит ведь, и смысла у него полные закрома, и... да всё у него есть!
В общем – с моей стороны только восторги, не лишённые светлой
наивности и  любви к симметрии :)
Всегда Ваш,
Сергей Никулин - 2003/06/07 19:07
 
                ****
Ваше стихотворение можно назвать "пластилиновым".
Как ни мни строки, как ни переворачивай низ с верхом и т.д.,
пластилин не меняет своей сути. И у вас стих остаётся стихом...
Интересно...
golem - 2005/01/29 15:32 •

*****

Палиндромы Ваши посмотрел с удовольствием...
Вообще, это особенность Ваших стихов.
Вы, если и не собираетесь писать палиндром, он у Вас всё равно
выходит. Входит-выходит... Буду думать: о каких душевных
особенностях автора свидетельствует такая эстетическая особенность
его стихов?
Пытливый, -ВМ.
Василий Марач - 2003/11/16 15:01

Действительно интересно. Но объяснимо ли? Хотя...
В наше время?
С неизменным почтением,
Задумавшаяся Я.
Alla Gozun - 2003/11/16 21:03

*****

...На самом деле  «истинным»  содержанием стихов является их форма.
Ибо именно в  форме находят выражение глубинные мировоззренческие 
основания личности о которых она сама может и не знать, как, например,
Достоевский не подозревал, что он атеист.
А мировоззрение личности интимно связано с её психологическими
особенностями. Сочиняя стихи и читая их друг другу (понятно,
что это относится к любому искусству) мы взаимодействуем
мировоззрениями.
Когда, например, юная учащаяся "кулинарого техникума" слушает группу
«Руки вверх», она получает серьёзную психологическую поддержку.
Ей как бы говорят: «Да, да, мир такой примитивный как ты о нём думаешь.
С тобой всё в порядке. Мы такие же как ты.  И все такие же. Всё клёво.
Танцуй дальше!» - И ей становится хорошо и радостно. Это попса.
С высоким искусством, в принципе, то же самое. Только оно не по шёрстке
гладит, а заставляет «задуматься» о собственных основаниях.
Высокое  произведение должно недоумение вызывать...
Палиндром? Зачем палиндром? Почему палиндром? Что мне сообщает
подсознание автора? И что мне  с этим делать?...
Как Вам такой размышлизм?
- ВМ.
Василий Марач - 2003/11/16 23:15

  Василий!
Я всё-таки заглянула в поиск.
Мои «палиндромы»  (не знаю как их назвать) не вписываюся в эксперименты,
типа -  «А роза упала на лапу Азора«.
Это что-то другое. -  Это зеркальные стихи. Я не сочиняю их преднамеренно.
Я могу вдруг и, более того, случайно, увидеть, что стихи, написанные 5 лет
тому назад оказались зеркальными
Вот в чём загадка и для меня тоже. Смысл не изменяется, разве что акценты
несколько смещены, угол  освещения несколько меняется: то, что было как бы
вторичным выходит  на передний  план, и, как результат, ничего вторичного
всё  - первостепенно, а  главное смысл(смы-сыл!) тот же, но это, разумеется,
в том случае, когда он есть, когда он на поверхности, а не скрыт в словоблудстве.
Что Это такое? - Космодром? -
А может быть это импрессиодром? - Всё зависит от того, под каким
углом падает поток света на стог сена или на Руанский Собор.
Посмотрите «Приснись мне, Анатолия!» или  «Воспоминание о Дальнем Востоке».
А размышлизмы Ваши  Я  «читаю с тайною тоскою и начитаться не могу».

Alla Gozun - 2003/11/17 01:48

Dear Alla!
Я, кажется, могу  (как психолог) в первом приближении объяснить
«палиндромность» Ваших стихов.  Как-то, размышляя о поэзии Пушкина,
я писал Вам, что поэт в своём творчестве не «изображает»  мир в котором
живёт, а создаёт свой собственный  виртуальный мир, где душа его может
обрести то, чего ей недостаёт (у Пушкина это прежде всего - «покой и воля»).
Чем гармоничней нарисованная картина, тем больше проблем в реальной жизни
и  дисгармоний в душе.
Чем выделяются Ваши «мегапалиндромы»?
ЭТО - СТИХИ В КОТОРЫХ ВРЕМЯ ОСТАНОВИЛОСЬ.
Там - статичная картина. Ничего почти не происходит. Лексически
это достигается почти полным отсутствием глаголов. А ведь именно
глагол передаёт в речи движение времени. Но время на самом деле
необратимо. Если фильм пустить назад, там начнут происходить
невероятные вещи, дым от костра, например, сгустится в поленья
и так далее.
Мы знаем, что так не бывает и не смотрим фильмы «в обратную сторону».
A вот неподвижную картину можно рассматривать как угодно, потому,
что времени в ней нет. Так и Ваши стихи читаются в любую сторону.
Иногда их можно читать с середины. С любого места. Не удивлюсь,
если кто-то научится их читать ходом шахматного коня...
ВЫ БОИТЕСЬ ВРЕМЕНИ. Вас страшит его неумолимость и необратимость.
Поэтому Вы и пытаетесь подсознательно создать некий как бы «рай»,
где время  остановилось. Но живёте-то Вы в реальном мире, который
периодически врывается в Ваши мечты. И Вы понимаете, что рай-то
Ваш - фарфоровый. То есть всё, что в нём есть, может в любую
минуту разбиться, исчезнуть.
Поэтому и относитесь Вы к ним (миру и раю) амбивалентно.
Вот почему в первом слое стиха у Вас гармония, красота,
иногда, даже, красивость, а вот в глубине...
В самой-самой глубине боль, страх и ощущение трагедии...
Это противоречие и является причиной их (стихов)поэтической
ценности...
Вот, примерно, так...
-ВМ.
Василий Марач - 2003/11/17 12:29

*****

Спасибо за ссылку - такое великолепие!
Столько блеска и той самой изумительной простоты, которая бывает
только от виртуозного владения словом...
Сама зеркальнось - изумляет, ведь в стихах ничего нельзя вылепить,
можно только отшлифовать пришедшее... такие спокойные казалось бы
и благополучные интонации - но почти за каждой, там, в глубоко
запрятанной многослойности,  те самые, пережитые и отодвинутые
горькие минуты, о которых можно лишь догадываться по редкому
слову и по неожиданно возникающим ассоциациям, несущим тайну
рождения...

Да, это очень правильно, наверное - мир прекрасен, мы не совершенны,
и дисгармония жизненных перипетий не вправе разрушать его гармонию...
Иногда мне кажется, что даже просто созрецание без наполняющих его
ассоциаций не даёт того всплеска, которое раждает строки -
возможно это не так...

...В дождь больней ощущаешь сиротство
   Одинокой притихшей земли... 
- Это о нас...

Татьяна Ерёмина Караганда   07.10.2011 02:59