26 июля 2013 на Курской у Евгонта

Гусарова Татьяна
       Везде, со всеми, в радость – и всегда! Т. Рагулин

Люся Ветрова пеняет мне на «отсутствие необходимого образования, чувства языка и даже такта». Поэтому шибко грамотным, исключительно чутким к родной речи и впечатлительным - просьба не читать.

Нервничал, ох, нервничал в этот вечер Евгонт … Пятница, всем - на дачи, а ведь обсудить есть что: на эту неделю пришлось его участие в «Вечерних стихах» и «тяжёлая утрата» одного известного московского поэта в бестужевском кабачке (сюжет, достойный «Бродячей собаки»).

Пока Евгонт на пороге рассказывал всяк входящему, как там, под пулями критиков, вечер начался. Выступлением Т. Свиридовой и В. Макарова. Волшебный голос Татьяны и их с Виталием дуэт, в котором абсолютное слияние редкой красоты голосов и который достоин большой сцены и широкой аудитории, заворожили нас. Удовольствие – не высказать!

К сожалению, этих авторов нет на Стихире. А ведь многие их строки не могут не запасть в душу:

По твоей руке стекает вечер
Искрами созвездий мне на плечи…

Предваряя выступление своего соавтора, Любови Хохловой, ребята сообщили, что на днях на Вселенском Вече «Начало начал» в Санкт-Петербурге  было провозглашено: Русь – начало Земли. Руси посвящена и поэма Л. Хохловой, отрывок из которой она прочла. Поэма удостоилась высокой оценки Тимофея Рагулина, так же как и песня на её стихи «Материнская Сила» (Покров).

… Русь молитвы не пишет
На чужие слова.
Ей даруется свыше
Слов священных канва.
И доныне красивы
Земли предков славян.
Материнская сила -
Оберег россиян.   

Много лестных эпитетов было сказано в адрес текстов этой и других прозвучавших песен, однако, по словам Виталия, не важна песня, важно её грамотное доведение до исполнителя, «тогда у песни появляются крылья».

В зале нашлись несогласные с такой точкой зрения. А мне вспомнилось из программного стихотворения А. Розенбаума, уверенного:

Что музыкант лишь тот, кто слышит слово,
Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу.

Встрече был задан лирический тон, и даже Катя Берген, обычно обличающая в стихах пороки современного общества, на этот раз читала про любовь и даже пела а капелла.
Сюжет её стихотворения «Встреча» - девушка обронила в метро перчатку, парень поднял. Слово за слово, то да сё… В итоге – счастливая семейная жизнь. Заканчивается стихотворение добрым советом:

Роняйте, роняйте почаще перчатки,
И вы увидите – вам повезёт,

- Роняйте ридикюли, кошельки, очки… - сделал поправку на сезон Евгонт.
- Главное – честь не уронить, - предостерёг дам от греха пуританец А. Смирнов.

Ираида Виноградова в контексте вышесказанного рассказала смешную историю про Евгонта (ну чисто анекдот!), касающуюся галантности. Она вообще была звездой этого вечера. Сначала вернула нас в 24 июля с.г., когда Евгений читал стихи на ТВ, и, имея в виду одно из его стихотворений, дала мудрый совет всем нам:
- Если читаете о политике, надо обозначить, в какие годы стихотворение написано. Это застра**ет от непонимания.

Затем начала своё «Уж робким холодом стучится…», на середине прервалась, чтобы отметить, мол, стихотворение написано в 70-х годах прошлого века.
Мы от души посмеялись и, в свою очередь, посоветовали этой молодой, цветущей женщине, не упоминать годы создания.

Следующее стихотворение следовало бы выучить всем участникам  дорожного движения. Суть такова: лирическая героиня ехала в машине с шофёром – и вдруг под колёса метнулась старушка, неизвестно откуда взявшаяся. Не могу передать словами, как отчехвостил шофёр бабку! Уверена: с той минуты виновница ДТП будет переходить улицу только на зелёный свет и по пешеходному переходу.

Далее шёл отрывок из романа "20-й век2. Герой отрывка – тёмный, безграмотный мужик Захар, изъясняющийся «ён», «туды», «ентот», таперича» и т.п.
Мало того, что такие слова – да из уст утончённой Ираиды! Но когда она вновь прервалась и сказала: «Ну, тут вы сразу вспоминаете Шильцына» - раздался гомерический хохот! Ибо мы живо представили нашего интеллигента в каком-то колене Вадима, с его не менее интеллигентной внешностью и безупречным выговором.

Ираида подразумевала, конечно, сыгранную Шильцином роль того мужика.

В завершение она прочла «Зачем глупцу богатство, власть и слава…», закончив на оптимистической ноте – ждёт глупца капкан!
И это правильно.

А. Смирнов представил новенькое, в том числе «Хорошую историю»

Когда встречаемся, то сразу
Звучит – Ну как твои дела?
Дела не очень, но всегда
Ты врёшь, буквально с первой фразы…

В общем, выдаёт герой желаемое за действительное, а попросту врёт.

…А правда … пусть повременит
В мою историю не вхожа.
Неправда ведь почти похожа,
Хоть и не скажет, что болит.

- А что болит-то, Саша? -  участливо спросила кто-то из дам.
- Расскажу приватно, - заговорщицки подмигнул Смирнов.

Тимофей Рагулин не мог обойти «Вечерние стихи» (далее - ВС), весь день, говорит, хожу и повторяю «Как равнодушно и красиво…»

Напомню: Ж. Коробкова на ВС ругала Евгонта за употребление слова «красиво». В одном из его стихов так падает капель. Как известно, на передаче и в чате разгорелся жаркий спор на сей предмет.
- Я им всё высказала от себя за тебя! – сказала Ираида Жене, которая, как, впрочем, и многие участники передачи, включая Алекса Рудова, не имели к этому слову претензий в данном контексте.

А вот и само стихотворение со злополучным словом, которое у Пушкина не сыщешь:

Так просто и необратимо
Февраль сменяется весной.
Так равнодушно и красиво
Стучит капель по мостовой.

И в мягких преломленьях света,
В надрывной птичьей ворожбе,
Строкой забытого поэта
Любовь напомнит о себе....

О море, о прохладном бризе,
О белой чайке за кормой
И о наивнейшем капризе
Случайно встретиться с тобой....

Даже  «соперник» Пелёвин написал Жене (Огневу – Г.Т.) в рецензии: «А щемящее стихо! Вот и пойми-разбери Женю». (Коробкову – Г.Т.)

Этим стихотворением навеян экспромт «Так сложно и неуловимо», который прочитал нам Тим.

Антон Беляев порадовал новыми стихами, любимой нами «Улыбкой Джоконды» и суперхитом про Санкт-Петербург. Ираида сказала автору много добрых слов, а именно: Антон стал лучше читать (Ираида даже видит его в театре стихов Петвала); особенно удаются стихи на исторические темы и вообще Антон как поэт «растет не по дням, а по часам».

Ника Песчинская, спортивный журналист из Иркутска, бывая по роду деятельности в Москве, всегда старается попасть на наши литературные посиделки (http://www.stihi.ru/2012/11/08/5437http://www.stihi.ru/2012/12/06/10523).

В этот вечер Ника растрогала до слёз, сказав:

- Сегодня здесь собралась такая добрая и уютная компания, что я решилась прочесть вслух стихи своей умершей мамы.

Чуть незаконченно, чуть неопределенно,
Повел рукой, презрев убийственное «Нет».
Он до сих пор под белою колонной,
В незавершенности застывший силуэт.

А я, растерянная, не могла осмыслить,
Что жест единственный, и ты уже не мой.
Как будто дерево роняет тихо листья,
Не понимая, что так велено зимой.

Ран затянувшихся не мне решать секреты.
Я не хожу уже дорогою другой.
Но мне мороз по коже видеть площадь эту,
Где ты стоишь с чуть-чуть приподнятой рукой.

Так стой же там и не кляни его свободу,
Ты за него же не можешь попросить
Простив теперь, когда зима зиме в угоду,
Я лишь позволю тебе руку опустить.

Спасибо, милая Ника, за такое доверие, а мамочке твоей – светлая память. Марина Дёмина посоветовала Нике открыть на Стихире мамину страничку.

Заканчивали Евгонтом.
- Да я в среду начитался, - ответствовал на просьбы почитать герой ВС.

Смотрели-смотрели, а как же?.. Мои комментарии вряд ли кому  интересны, однако, справедливости ради, отмечу: «приговор» Евгонт выслушал достойно, даже поблагодарил «Женьку» Коробкову.
А еще скажу: «Будь спок, Евгений! Твоя строка «из обрезанной России еду в русскую Россию» крепко застряла в мозгах и участников, и зрителей.
Правда, Борис Прахов своему протеже таки подсуропил… Слыл Евгонт московским озорным гулякой, а теперь попробуй отмазаться от звания «салонный поэт» …

Евгонт прочёл стихи и поделился планами. Пустил в зал первую строку задуманного стихотворения «Чувство покоя в отсутствие чувств…» И хотя эта строчка сама по себе уже произведение, ждём-с!