О Бабе Яге с любовью

Нина Орлова
«О Бабе Яге»

У нашего русского народа есть сказочный персонаж – Баба Яга. О ней очень много научных  и ненаучных статей)).  Мнения противоречивые,  и находятся им подтверждения, как ни странно. 
Основные следующие:
1) Она – плохая. Это грязная, оборванная старушенция, просто ведьма злая, живущая в лесу в доме на курьих ножках, пекущая людей в печке. Очень поспособствовал именно такому восприятию истинно народный артист Г.Ф.Милляр в сказках советского режиссёра А.А.Роу, например, «Морозко» http://www.youtube.com/watch?v=RXvEUeM34qs

2) Она – хорошая. Это богиня, добрая, помогающая людям, собирающая детей-сирот под свою опеку после жестоких войн. О такой Бабе Яге мы узнали сравнительно недавно, благодаря работам С.Жарниковой, П.Глобы и многих других славянистов-«гиперборейцев».

Попробуем разобраться.
Прежде всего, ответим на вопрос: «Быть ведьмой вообще – это хорошо или плохо для людей?»  Вспомним, что в деревнях поликлиник не было, врачи были только в крупных населённых пунктах. Так что если заболевали, то шли к …знахарке, то есть к ведьме.  Ведаю – значит «знаю». А ведьмы жили в отдалении от людей, знали силу трав, умели предсказывать не только погоду… В сказках, как и в жизни, всё переплетается: правда, ложь. В деревнях были свои знахарки, но не все были сказочными ведьмами.

Сказочные ведьмы на Руси были любимы и уважаемы. О молодых ведьмах в русских сказках говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Их образ наделён необычайной красотой и женственностью, но кроме того,  они ещё и очень мудры, и, конечно, обладают великой магической силой, и могут оборачиваться в разных животных и птиц или превращать своих любимых, чтобы скрыться от погони или нападения. Это известные всем с детства героини: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Марья-царевна и другие.

Вот, к примеру, Василиса. В образе Василисы собраны лучшие черты русской души. Ей свойственна величественная простота, у нее полное любовью сердце ко всему живому. Она – прекрасная ведьма, способная оборачиваться в лебедя, голубку, лягушку; разговаривает с животными, небесными светилами, со стихиями; способна подчинить себе всё - природу, время и пространство. Если вспомнить, в чём по сказкам была одета молодая ведьма и что она могла себе позволить из атрибутов быта, и даже, кто к ней сватался, то становится ясно, что она далеко не простолюдинка.

Вывод: не так уж и плохо быть ведьмой. Баба Яга – тоже ведьма! Но почему ж ей так не везёт в оценках?
Во-первых, она – старая и …странная. Вот как выглядит её образ в большинстве сказок.  Она живёт в дремучем лесу в доме на курьих ножках, летает на ступе, похищает маленьких детей, но она много знает о прошлом, настоящем и будущем….

Что это за дом на курьих ножках? Мы знаем, что в старину людей не хоронили в земле, а сжигали на погребальных кострах. Но тех, кто при жизни внес большой вклад в жизнь, показал себя как защитник или целитель, - в домовинах — «домиках», которые располагали над землей на громадных сосновых пнях с выступающими из-под земли корнями, напоминающие куриные лапы. Домовины устанавливали так, чтобы отверстие в них было направлено в противоположную сторону от поселения: к лесу передом, а к деревне – задом. Предки верили, что дух умершего будет оберегать живых от нападения и другого зла. Покойника в домовине располагали ногами к выходу так, что снаружи можно было и увидеть только его ноги, — отсюда и пошло выражение «Баба-Яга-Костяная нога».

Люди уважали своих умерших предков и боялись тревожить их по пустякам, опасаясь навлечь на себя беду, и только в трудных ситуациях приходили к ним просить о помощи.
Кроме того, так хоронили еще людей Силы (ведьм и ведунов), которые не смогли при жизни передать свою силу и знания приемнику. Частично этот обряд еще остался в деревнях. Когда умирает ведьма/знахарка, что не передала свои знания, над местом, где она лежит, разбирается крыша, чтобы ее душа смогла вылететь и не осталась в этом мире неупокоенной. Что же касается ведьмы, лежащей в домовине: ее дух оставался там до тех пор, пока не появлялся избранный. Таким образом, усопший оказывался символично и в прямом смысле между небом и землей до того времени, пока он не передавал свои знания и силу.

Но есть и другое объяснение «костеногости». В 1970 году  К.Д.Лаушнин  писал следующее:
«Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим - славянской богиней смерти…. Она была одноногой… Некоторые сказки прямо называют Бабу-Ягу одноногой - "Ах, ты, Бабушка-Яга, одна ты нога!", - обращается к Яге герой сказки "Иван-Царевич и богатырка Синеглазка". В сказке "Ванюша-дурачок" Баба-Яга является к трем братьям, расположившимся в лесу, и "прыгает вокруг них на одной ноге". Но гораздо чаще встречается в сказках не одноногая, а костеногая Баба-Яга.

При дальнейшем развитии образа одна нога приобретала новые фантастические признаки: она становится то деревянной, то золотой, то костяной. Последний признак оказался самым стойким. Зарегистрированная некоторая неустойчивость признаков, которыми наделялась нога богини смерти, лишний раз подтверждает, что они вторичны по отношению к первичному качеству - одноногости.

Костеногость - это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). В славянской мифологии, как и в мифологии других народов, также можно проследить связь между хромоногостыо (одноногостью) сверхъестественных существ и змеей. По белорусскому преданию черти - хромые. Хромоту они приобрели после того, как были сброшены небесным воинством с неба на землю.

В одной сказке мы находим, мотив обращения Бабы-Яги перед своей гибелью в змею. "Возвращение к предкам" особенно часто бывает в конце (в начале тоже) земной жизни мифического персонажа. В имени Яга также скорее всего отразилась ее змеиная природа. Хотя этимология этого слова вызывает споры, наиболее близким к истине автору представляется мнение, что "Яга" происходит от санскритского "ahi" - змей .

Вывод, что Баба-Яга имеет змеиное происхождение, хорошо согласуется с данными первобытного религиоведения. Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В неолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю . К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя. В древнем Египте богиня смерти Мерит Сегер изображалась в виде змеи с человеческими признаками. Аналогичные образы существовали и у других народов.

Нетрудно восстановить и эволюцию в способах передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея (реконструируемый нами зооморфный период). Потом стала прыгать на одной ноге (стадия одноногого и хромоногого божества, зарегистрированная в некоторых сказках). Еще позже стала ездить в ступе по земле: "... бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга". И только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух. Последний, самый распространенный в сказках способ передвижения Бабы-Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба-Яга превращается в чисто сказочный персонаж»……

Ну что ж, змея считается животным мудрым. Кроме того, указал автор на санскритское значение слова Яга, на работы таких знатоков славянских верований и традиций, как Б.А.Рыбаков.

А как думают другие учёные-индологи и неучёные?
После того, как славяне приняли христианское вероисповедание, старые языческие верования и традиции были подвержены гонению и «демонизации». В итоге, народная память сохранила лишь обрывки традиций. Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре показана с одной стороны – хозяйкой леса, которую нужно задобрить, с другой – злой старухой, сажающей детей на лопату, чтобы закинуть в печь и зажарить. Но, стоит заметить, что за все сказки, она так никого и не съела, и не убила, зато помогла обрести силы, смелость, любимых, себя.

Образ Бабы-Яги можно встретить в сказаниях, связанных с переходом героя в потусторонний мир: в так называемое Тридесятое царство. Здесь Яга-Костяная нога стоит на границе миров и выступает проводником, который помогает герою попасть в мир мертвых, совершив определенные ритуальные действия.

По одной из версий, Баба Яга в русских сказках изначально была Бабой Йогой.
Сразу возникает вопрос: какое же отношение имеет древнее учение Индии к русским сказкам?
Дело в том, что древнее знание и йога, как метод и средство познания мира, по версии самих же индийских брахманов, родились в древнейшей цивилизации планеты, в землях Арктиды (Гипербореи).
 
Когда Арктида исчезла после катастрофы, спасшиеся жители через несколько поколений передали его лучшим умам трех континентов: Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды. Но настало время, исчезли и эти миры. А знание перешло в Древний Египет. Потом - в индийскую культуру. Это было четыре с половиной тысячи лет назад. В 5-6 веках до нашей эры мудрецы Индии написали священные книги Веды, которые дали мощнейший толчок развитию философской мысли.
 
Но знания гиперборейцев передавались из поколения в поколение и теми людьми, которые не ушли так далеко от своей прародины, а остались на территории севера Руси. И одним из источников сохранения и передачи этих знаний следующим поколениям являлись сказки.
Древние считали, что Баба Яга (Йога) - это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света - на тот Свет.
 
Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова , специалист по ведической северорусской народной культуре, дает очень интересное пояснение к этим сказкам( смотрите также интервью с ней на Ютубе по ссылкам в конце статьи):
«Баба Яга отмечает собой сакральное пространство между жизнью и смертью и обладает двойственной природой – она может помочь герою, а может и съесть его.

 ..Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия.
 
Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».

Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним, и первое, что встречается ей на пути – Печь и хлеб – два символа человеческой общины, семьи. Но героине сказки надо выйти за пределы человеческого социума и она не ест ритуальный хлеб.
 
Далее на ее пути встречается яблоня. И снова символ, на сей раз здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости (вспомним живильные, молодильные яблоки сказок, яблоки Гесперид и т. д.). И вновь героиня отказывается от того, что может задержать ее в мире живых.
И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами – страшное пограничье двух миров. Вспомним, именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо, причем последнее, поминального и похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным киселем и молоком поминают родителей в так называемые «родительские» дни…
 
Не свершив поминального обряда и не вкусив ритуальной пищи, героиня сказки «Гуси-Лебеди» вступила в пространство межмирья, во владения Бабы-Яги.
Поведение и мальчика, и девочки при возвращении в мир людей иное.
Они пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам.
Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу.

Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь.
Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. Почему?
Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний обряд ПЕРЕПЕЧЕНИЯ, который сохранился на Русском Севере вплоть до наших дней.
 
Считается, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся.
…Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.
 
Вот что сказал Михаил Задорнов по этому поводу:
 « …о расшифровке образа Бабы Яги. И о том, как Бабы Ёги лечили. Кстати, косвенное подтверждение таким «фантазиям» есть. В наших сказках ни одна Баба Яга в огне печи никого не сожгла. Лишь засовывала на лопате. А слово «баба» в древности означало – лекарь. Ещё в 19 столетии в Псковской губернии крестьяне об этом знали. Да и лечение огнем было в народе достаточно долго известно. Правда, потом оно переродилось в русские бани и в прыжки через костер в ночь на Ивана Купала.»
http://clck.ru/BSADU

В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми людьми: не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Таким образом, перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации.
 
Надо отметить, что с похожей ситуацией мы сталкиваемся и в «Сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке», где неразумный брат, выпив воды из козьего копытца, стал козленочком.
…Одежда мальчика-брахмана (жреца) должна быть из льняного полотна, кшатрия (воина) – из хлопка, вайшьи (земледельца) – из козьей шерсти. Причем, они носят также и шкуры в виде плащей: брахман – черной антилопы, кшатрий – пятнистого оленя, а вайшья (т.е. земледелец) – шкуру козы. При этом мальчик в обряде посвящения обязательно пьет воду, принимаемую из рук учителя.***
 
<***здесь имеются ввиду касты (они существовали в Древней Руси, а в Индии сохранились до сих пор.>
Но в русской народной сказке сестрица Аленушка и братец Иванушка – крестьянские дети, т.е. вайшьи или веси.
Стоит вспомнить также, что Иванушка пытается выпить воды из коровьего копытца, но сестра его предупреждает: «Теленочком станешь»; затем из лошадиного копытца – и снова предупреждение: «Жеребеночком станешь!». И, наконец, положенное ему (как вайшье) козье копытце, испив из которого он стал козленочком. …Таким образом, «теленочек», «жеребеночек» и «козленочек» в обряде посвящения – жрец, воин и земледелец, а в русской народной сказке мы вновь оказываемся лицом к лицу с прямой аналогией ведическим представлениям, сохраненным вплоть до наших дней»
 
Избушка Бабы Яги в сказках, обычно окружена высоким тыном, увешанным черепами. Но черепа были животных, т к именно они сохраняют силу и мудрость своего вида, создавая обережный круг. Избушка была на курьихъ ножках. Но курьи - значит дымовые, т е дом стоял над землей и мог поворачиваться куда захочешь.
 
И еще: Кто сквозь курево пройдет - в другой мир попадет. Очень ясное описание звездных врат. Дымка - отражение измененного пространства.
В летописях и в современной литературе описывается много случаев, когда люди, животные, техника, предметы исчезали, попадая в некую дымку…когда на время, а когда навсегда…
Вот ещё один пример пояснения, кто такая Баба Яга.
Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям.

В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто – Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-разному, но обязательно с нежностью. Кто – Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту – Йогиней-Матушкой
Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы.

Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.
Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.

Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.

И это всё о ней!
А что думаю лично я? Думаю, что это была женщина, которую в народе называли богиней за спасение детей после каких-то больших катастроф на Земле, чей образ постепенно перешёл в сказочный образ. Пусть даже и злой ведьмы, но он сохранился. И была ли она одна такая? Наверно, в каждом лесу была своя Баба Яга,
дарительница и советчица: указывает путнику дорогу в иные миры (если он этого достоин), дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц,  разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери и птицы. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху. У неё есть волшебные скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и другие таинственные вещи.

Лесная Ведунья всегда помогает народу, с которым живёт рядом – даёт советы нуждающимся, лечит обращающихся к ней, охраняет от чужаков, заботится о плодородии леса и полей. Иногда даже освещает семейный союз, одаряя новую семью волшебным подарком.
Сейчас люди и забыли, что раньше Баба Яга обучала ленивых детей разным ремёслам и домашнему труду. Люди сами привозили к ней таких детей для обучения. Обучала она и особенно способных детей понимать лес, понимать язык растений, птиц и зверей, обрядам почитания Стихий Природы, всевозможным приметам, траволечению и многому другому. Такие дети становились травниками, знахарями, целителями, предсказателями, жрецами.
Когда люди разучились понимать лес и Природу, перестали жить с ними в ладу – они и к Бабе Яге стали относиться по-другому. Но в старинных сказках остался добрый и мудрый образ Бабушки Яги – советчицы, дарительницы, воительницы, охраняющей лес и границы между мирами.


«- Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он?
- Это День мой ясный, – отвечала Баба Яга.
- Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет: это кто такой?
- Это моё Солнышко красное! – отвечала Баба Яга.
- А что значит чёрный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?
- Это Ночь тёмная – все слуги мои верные! – молвила Баба Яга».
(«Василиса Прекрасная», русская народная сказка)


«Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кащея выспрашивать. Где он себе такого доброго коня достал. Кащей сказал: «За тридевять земель, в тридевятом царстве. За огненной рекой живёт Баба Яга, у неё есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у неё и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то мне Баба Яга дала одного такого жеребёночка…»
(«Марья Моревна», русская народная сказка)

«Входит солдат в избушку – там сидит Баба Яга-костяная нога, седая, беззубая.
- Здравствуй, бабушка! Скажи, где мне искать мою королевну?
- Подожди немножко, вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Ведь они по всему свету дуют, так должны знать, где она теперь проживает».
(«Заколдованная королевна», русская народная сказка)

«Напоила Баба Яга Ивана-царевича, накормила, в баньке он помылся с дороги, попарился, выспался хорошенько на мягкой постельке; проснулся, и давай они с Бабой Ягой опять чай пить. А чай у неё вкусный, ароматный, с медком, с вареньем, на лесных травках.
- Ну, сказывай, милок, откуда ты сам приехал и куда путь держишь.
- Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства. Дай свою голову моим могутным плечам, направь на ум-разум, как добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок».
(«Сказочная азбука»)

А закончить хочется цитатой из книги П.Глобы «Человек – древо жизни. Авестийская традиция» :

«Роль «русской Ариадны» делает нашу бабульку удивительно похожей на одно авестийское божество, ангела с женским лицом Чисту, или иначе Хисту. Кстати, древнеарийское слово «чистота» от нее произошло. Эта женщина-очистительница, своими волосами подметающая дорогу, сгоняющая с нее храфстру и всякую нечисть, очищающая дорогу судьбы от камней и мусора, изображалась с метлой в одной руке и клубком в другой. Этот клубочек, указывающий верный путь, давала она только тем, кто заслуживал. Так что выходит не зря наша Баба-Яга «летает, помелом след заметает» — это она уборкой занята, мусор с дорог сметает, тьму своей метлою разгоняет. Она — один из главных мусорщиков планеты, покровитель всех уборщиц, главный блюститель чистоты и праведных дорог. Ясно, что при такой должности быть оборванной и грязной она никак не может. Тем более своя банька есть. И если запутается в неразрешимые тугие узлы ваша судьба, а дорога окажется непроходимой из-за всякого мусора, вашего и чужого, знайте, что спасти вас может чья-то метла и конец волшебного клубка.»


Ссылки на сайты и литературу:
1) Павел Глоба о Бабе Яге и Кощее Бессмертном в книге «Человек – древо жизни. Авестийская традиция»
http://svitk.ru/004_book_book/12b/2634_globa-helovek.php
http://clck.ru/BSAEG

2)Светлана Неволина, сайт «Родобожие» http://rodobogie.org/?s=&paged=3

3)сайт  Дети Перуна http://www.detiperuna.ru/?p=6936

4) Светлана Жарникова «О  Бабе Яге и не только»
На Ютубе: http://www.youtube.com/watch?v=X2MOlU2j4hg     (на 1,5 часа)

По частям, примерно по 10 минут:
Часть 1 http://www.youtube.com/watch?v=Coa7FKzU4iQ   
Часть 2 http://www.youtube.com/watch?v=sLUZV1pA2ec   
Часть 3 http://www.youtube.com/watch?v=n0A9Y45dOV0
Часть 4 http://www.youtube.com/watch?v=Uca8w6dXllo
Часть 5 http://www.youtube.com/watch?v=ormCOUVrCTo
Часть 6 http://www.youtube.com/watch?v=NoDt59dAWd4
Часть 7 http://www.youtube.com/watch?v=77tB3uVu8MQ
Часть 8 http://www.youtube.com/watch?v=7zZ59Lo-Ws0
Часть 9 http://www.youtube.com/watch?v=eS2YLYfYZxQ
Часть 10 http://www.youtube.com/watch?v=y2qm-XEbVwM

5)сайт «Кудесник» http://clck.ru/BSAFR

6) сайт «Дары Карелии» http://www.karvin.ru/mif/rashnmif/iaga/

7) К.Д.Лаушнин «Баба Яга и одноногие боги»      http://devohelp.narod.ru/info4.htm

8) о храфстре - злобном существе http://aeiou11.narod.ru/ermakov20.html

01.08.2013г
Картинка из интернета.