Есенин о важности поэтического слова

Олег Бобров-Южный
   Ранее нами уже поднимался вопрос о зачастую  крайне низком качестве публикуемых произведений, обусловленном  нежеланием, а, скорее всего, неумением авторов вдумчиво работать с образом и словом. Некоторые заранее ангажируют себя как "не нуждающиеся ни в чьей критике", совершенно не понимая, что критика - стержневая основа творческого процесса, что без определённых  оценочных критериев ЛЮБАЯ деятельность НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА. Слоган " Пишу только для себя ! " полон лжи и лукавства, поскольку даже надписи на стенах общественных туалетов делаются не для самовыражения, а для того, чтобы их ЧИТАЛИ, вырабатывая к написанному определённое ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ.
   Вся наша жизнь с момента рождения подвергается оценке окружающих: мы ищем одобрения родителей, школьных учителей, хотим быть привлекательны в глазах любимых и близких, желаем, чтобы нашу работу оценивали адекватно и в полной мере, - поэтому нет ничего зазорного, когда наши ПРИРОДНЫЕ тщеславие и гордыня зовут нас на завоевание новых вершин. Достаточно заменить их (вот пример важности слова! ), эмоционально нейтральным словом ЧЕСТОЛЮБИЕ, и  жажда общественного признания становится вполне удобоворимой с точки зрения моральных оценок.
   Те, кто публикуют свои произведения, должны понимать, что открывают  неведомую дверь в ЛИТЕРАТУРУ, где существуют и формируются свои КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА, и что там, за этой дверью, их вряд ли ожидают успех и признание, если они не готовы к долгому процессу ОБУЧЕНИЯ и САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, что аргументы типа "я так слышу", "я так понимаю" и "сам дурак" - смешны и нелепы, как если бы кто-нибудь пришёл с детскими рисунками на вернисаж с уверенностью, что его работы - эталон изобразительного искусства. Поэзия - это РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ТАЛАНТ плюс ТРУД.
   Сергей Есенин писал: "Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина - "отворись".Мы бьёмся в ней, как рыбы в воде, стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц, но просасываем этот лёд и видим, что на нём ничего нет, а то жёлтое, что казалось так близко, взметнулось ещё выше...  Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определённых в нас чувств, он есть тот ловец, о котором так хорошо сказал Клюев:
                В затонах тишины созвучьям ставит сеть.
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду...."Прекрасное только то - чего нет", - говорит Руссо, но это ещё не значит, что оно не существует.Там, за гранью, где стоит сторож, крепко поддерживающий завесу, оно есть и манит нас, как далёкая звезда"...
   Стремление к совершенству есть главный показатель ИСТИННОГО творчества и ИСТИННОЙ любви к искусству, когда личные амбиции уничтожаются желанием достичь поставленной цели.  Афанасий Фет уже после выхода в свет сборника "Вечерние огни" получил от некоего скромного провинциального читателя письмо, в котором почитатель поэта тем не менее сделал своему кумиру замечание по поводу не совсем точного, на его взгляд, определения и предложил свой вариант.При повторном переиздании Фет заменил слово на предложенное, справедливо решив, что так будет лучше для СТИХОТВОРЕНИЯ, которое,пусть и ничтожно малая часть, но всё же ЧАСТЬ РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
  Есенин так писал о творческом процессе: " Суть не в фокусе преображения предметов, не в жесте слов, а в том самом уловлении, в котором если видишь ночью во сне кисель, то утром встаёшь с мокрыми сладкими губами от его сока... Но есть и горбатые слова, у которых перебит позвоночник. Они тоже имеют потуги, дюжатся снести такое же яйцо, но достижения их ограничиваются только скорлупой. Они таят в себе что-то вроде подглядывания из-под угла, могут залезть в карман небу, обкусать края облаков, "через мудрёны вырезы" пройдут мурашками, в озере ходят щукой, в чистом поле оленем скачут, за тучами орлом летят, но всё это только фокус того самого плоского изображения, в котором, как бы душа не тянулась из чешуи, она всё равно прицеплена к ней, как крючком, оттого что горбата... В мире важен беззначный язык, потому что у прозревших слово есть постижение огня над ним. Но для этого нужен тот самый дар, при котором Гёте, не обладая швабским наречием, понимал Гебеля без словаря...
   Слово, прорывающее подпокрышку нашего разума, беззначно.Оно не вписывается в строку, не опускается под тире, оно невидимо присутствует. Уму, не сгибающему себя в дугу, надо учиться понимать это присутствие, ибо ворота в его рай узки, как игольное ухо, только совершенные могут легко пройти в них.Но тот, кому нужен подвиг, сдерёт с себя четыре кожи и только тогда попадёт под тень "словесного дерева".
   ....В этом вся цель завоеваний наших духовных ценностей."
   Хочу заметить, что данная статья не является попыткой ментора научить кого-либо чему-либо, всё изложенное в ней относится равно и к моему собственному творчеству, по поводу которого не испытываю больших иллюзий. Речь идёт о правильном понимании ХУДОЖЕСТВЕННЫХ задач творчества, о необходимости КОНСТРУКТИВНОЙ АРГУМЕНТИРОВАННОЙ КРИТИКИ. Сам же я учусь постоянно (благо есть у кого) и надеюсь, что процесс этот прервётся только с моим последним вздохом, - так многого я не знаю и жажду узнать...