Предисловие к антологии Песни Южной Руси

Василий Толстоус
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ И АННОТАЦИЯ К КНИГЕ "ПЕСНИ ЮЖНОЙ РУСИ. СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ УКРАИНЫ. ОПЫТ АНТОЛОГИИ (1980-е – 2000-е гг.)"

(Издательство "Лебедь", Донецк, 2008 г.)

ББК 84 (4 Укр=Рус)
К 60

ISBN 978-966-508-439-9          © Толстоус В.Н., 2008 
                © Коллектив авторов, 2008

    Данная книга – отдельная антология поэтов Украины, пишущих на русском языке. Это издание, подготовленное Василием Толстоусом, открывает для читателей около 200 авторов, представляющих 18 областей Украины. Большинство авторов антологии мало известны поклонникам литературы, но это не вина их творчества. Просто время сейчас такое, когда "всенародно известными стать не дано современным поэтам. Их слова вылетают, как птицы в окно, и – без ответа". Эта антология и является неким ответом, ни положительным, ни отрицательным, а, по возможности, объективным.
    Книга рассчитана на массового читателя.




ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ "ПЕСНИ ЮЖНОЙ РУСИ. СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ УКРАИНЫ. ОПЫТ АНТОЛОГИИ (1980-е – 2000-е гг.)"

(Издательство "Лебедь", Донецк, 2008 г.)



ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

I
               
    Составитель уже давно, много лет подряд в особую записную книжку вписывал  стихотворения русских поэтов, и не только живущих или живших на Украине. Стихотворения   подбирались  только те, которые оказывались либо созвучны особым струнам души,либо  близки ему стилистикой, и в них обязательно проводились важные и мастерски реализованные мысли и чувства авторов. В этой записной книжке стихи Пушкина, Лермонтова,Тютчева,  Надсона, Цветаевой, Алексея К. Толстого, Апухтина, Мятлева, Фофанова, Вяч. Иванова,  Бальмонта, Бунина, Ходасевича, Мандельштама, Пастернака, Гумилёва, Волошина, Игоря  Северянина, Маршака, Анненского. Учиться у настоящих мастеров, наслаждаться мелодией стиха, глубиной и оригинальностью мысли, купаться в образах, иногда парадоксальных,  иногда до боли знакомых, и одновременно новых и поразительно свежих, – настоящее счастье для поэтической души. Достойные, от Бога, стихи не поддаются сухому анализу. Ты читаешь,
 и тебя вдруг, сразу пронзает знание, что вот эти четыре строки (или восемь, двенадцать  – всё равно!) и есть то настоящее, что ищешь в поэзии для созвучия своей душе. И не важна тема стихотворения, абсолютно ни при чём размер, существительное рифмуется или  глагол, – всё это ерунда. 
    Как писал Игорь Северянин:

Мои стихи – туманный сон.
Он оставляет впечатление…
Пусть даже мне неясен он, –
Он пробуждает вдохновение.

О люди, дети мелких смут,
Ваш бог – действительность угрюмая.
Пусть сна поэта не поймут, –
Его почувствуют, не думая…

    Русская поэзия – явление поразительное. Такого высокого полёта тончайших, едва  уловимых, но потрясающих воображение поэтических образов, полутонов, неожиданных и  мелодичных созвучий, скорее всего, нет больше ни в одной из литератур мира, – может  быть, только в английской. Русская поэзия коснулась своим возвышающим пером всех  главных тем, волнующих человека.
    Наверно, более половины стихов, написанных в продолжение человеческой истории, –  это гимн любви между мужчиной и женщиной. Любовь – чувство всеобщее, всевременное. Может быть, и  вся  поэзия, даже высокая философская – только отражение глубокой перестройки  разума под воздействием открытия в другом человеке трепетного идеала, живущего в нас от  рождения, и явленного в притягательном существе противоположного пола. Это хорошо  понимал Надсон:

Верь в великую силу любви!…
Свято верь в её крест побеждающий,
В её свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!               

    Русская поэзия в своих высших проявлениях, как огранённый бриллиант всемирной  поэтической культуры, явила пронзительные образцы главных слов, прославляющих Женщину  как носительницу изначальной, присущей человеку жажды любви. Брюсов писал:
               
Ты – женщина, и этим ты права,
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечём ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!

    Мужчина в русской поэзии всегда чувствовал, что его место рядом с женщиной во всех  проявлениях жизни, не отделял себя, не противопоставлял свою стезю женской, подчас очень тяжёлой судьбе. Вячеслав Иванов это понимал:

Мы – два грозой зажжённые ствола,
Два пламени полуночного бора;
Мы – два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела.

    Без любви невозможна жизнь. Из философов об этом много писал Николай Бердяев. Из  поэтов – Надсон:
               
Любви, одной любви! Как нищий подаянья,
Как странник, на пути застигнутый грозой,
У крова чуждого молящий состраданья,
Так я молю любви с тревогой и тоской.               
               
    Второе направление исканий русской поэзии – поиски смысла жизни, удивление перед  сложностью и самодостаточностью окружающего мира. Лермонтов:
 
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.   

    Игорь  Северянин:

Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далёкие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.

    Смысл существования природы – в отражении её человеком, в том числе и в поэтическом  творчестве. Это – парадокс, но только не для поэта. Самуил Маршак:

За краткий век страданий и усилий,
Тревог, печалей, радостей и дум   
Вселенную вы сердцем отразили
И в музыку преобразили шум.

    Третье направление полёта поэтического творчества – осознание быстротечности земного существования человека, привнесение в поэзию образа беспощадной Смерти. Бунин:               
               
Свой дикий чум среди снегов и льда
Воздвигла Смерть. Над чумом – ночь полгода.
И бледная Полярная звезда
Горит недвижно в бездне небосвода.
Вглядись в туманный призрак. Это Смерть.
Она сидит близ чума, устремила
Незрячий взор в полуночную твердь –
И навсегда звезда над ней застыла.
      
    Мандельштам:

Здесь отвратительные жабы
В густую падают траву.
Когда б не смерть, то никогда бы
Мне не узнать, что я живу.
               
    Ходасевич:

Под ногами скользь и хруст.
Ветер дунул, снег пошёл.
Боже мой, какая грусть!
Господи, какая боль!

Тяжек Твой подлунный мир,
Да и Ты немилосерд.
И к чему такая ширь,
Если есть на свете смерть?


II

    Простая, но до чего же всеобъемлющая поэтика заключена в каждой строке настоящего  лирического произведения… Много позже, знакомясь с образцами современной русской поэзии  Украины, сравнивая образы, искусство их воссоздания (а настоящее мастерство стиха – в  невозможности разъять строфу на "винтики"), гармонию звучания, возвышенность полёта даже в обыденности темы, – само собой родилось удивление высотой лучших образцов поэзии. Рука потянулась к бумаге, и – появились первые записи тех стихотворений, которые хотелось иметь при себе, перечитывать, додумывать образы, запоминать, рассказывать о них другим.  Не имея возможности читать всё, что издаётся в книгах и печатается в периодике, отбирал  те стихи, после прочтения которых появлялось непреодолимое желание вписать их в свою  записную книжку, и ещё не раз перечесть. Думается, в итоге получилась довольно стройная  картина (хотя, увы, и неполная) и отражение того, что собой представляет современная  русская поэзия Украины, во всех её направлениях – исследование глубин любви, жизни и  смерти. Кроме нескольких признанных корифеев, это пока ещё фамилии, пока ещё не имена,  но, как сказал Бунин:
            
И много в мире избранных, чей свет,
Теперь ещё незримый для незрящих,               
Дойдёт к земле чрез много, много лет…
В безвестном сонме мудрых и творящих.
Кто знает их? Быть может, лишь поэт.

    Идея составить антологию современной русской поэзии Украины пришла из сравнения  качества стихов поэтов, проживающих на Украине, с аналогичной поэтической продукцией  великорусских поэтов, и даже с классическими образцами. В этом сравнении поэзия  русскоязычных авторов Украины, как казалось составителю, нисколько не проигрывала, – скорее наоборот, однако оставалась и остаётся мало известной широкому кругу читателей  именно как единое целое. Специфика обширных антологий, в том числе капитальных:  «Украина. Русская поэзия. XX век», «Киев. Русская поэзия. XX век», (составленных и  изданных благодаря трудам и стараниям Ю.Г.Каплана в 2003 и 2007 гг.), состоит в том,  что из-за стремления охватить, с одной стороны, временной промежуток протяжённостью не  менее века, с другой стороны, – представить поэтов, как проживавших на территории  Украины, так и великорусских поэтов, имевших здесь родовые корни, или посещавших  Украину, – поневоле возникала необходимость ограничивать количество стихотворений  одного автора, и в результате оказалось довольно сложно понять особенности поэтики и  глубину одарённости даже несомненно выдающихся поэтов. Чтобы преодолеть эти недостатки,  в задуманной антологии необходимо было, во-первых, ограничить пласт поэзии во времени,  и, во-вторых, отбирать по возможности не поэтов, а стихи, и только те, которые вызывали  в душе как минимум отзыв. Стало ясно, что у некоторых поэтов таких стихов больше, у  многих же их значительно меньше. Но на такое кажущееся неудобство необходимо было идти,  и составитель выбрал именно этот неблагодарный путь. Да, будет много недоброжелателей и  обиженных. Что ж. Значит, так тому и быть.               
    Кроме того, составитель, подбирая стихотворения для антологии, не озабочивался  вопросом, в каком творческом союзе состоят авторы (в итоге отобраны для публикации в том числе и авторы, не состоящие пока ни в каком). 
    Назову лишь некоторые имена состоявшихся поэтов, живущих в это непростое время, чьи  стихи на достойном уровне продолжают традиции русской поэзии. Владимир Спектор, Юрий Лебедь, Виктор Шендрик, Вячеслав Пасенюк, Светлана Скорик, Василь Дробот, Наталья  Хаткина, Александр Молчанов, Юрий Каплан, Владимир Демидов, Евгений Нефёдов, Сергей  Кривонос, Сергей Дунев, Владимир Пучков, и многие, многие ещё… Высоки имена ушедших  великих: Борис Чичибабин, Леонид  Вышеславский. Когда-нибудь, через немного лет, я   уверен, – появятся глубокие объективные исследования о поэтах нашего времени. Но уже и  теперь ясно, что настоящие поэты не могут перевестись на русской земле. Как писал  Надсон:

Не говорите мне «он  умер». Он живёт!
Пусть жертвенник разбит – огонь ещё пылает,
Пусть роза сорвана – она ещё цветёт,
Пусть арфа сломана – аккорд ещё рыдает!..   

    И последнее. Пусть всё-таки не обижаются те поэты, творчество которых, как им кажется, недостаточно полно представлено в настоящей антологии. Во-первых, они вполне  могли не попасть во всём своём многообразии в поле зрения составителя вследствие крайней неорганизованности литературного процесса на Украине. Во-вторых, отбор производился  исключительно составителем, согласно его вкусу. Поэтому любому вдумчивому любителю  поэзии предоставляется полное право создать антологию согласно его пристрастиям. При  определённой усидчивости и целеустремлённости это можно исполнить, что доказывает  предлагаемый читателю опыт антологии. 

Ах, не крещён в глубоких водах Леты
Наш горький дух, и память нас томит.
В нас тлеет боль внежизненных обид –
Изгнанники, скитальцы и Поэты!

    Так писал Волошин. Составитель нарочно не приводит ни одной строки из стихов  современных поэтов, представленных в антологии. Прочтите их сами. Они того стоят.   

2008 г.

               
Василий Толстоус

Поэт, член Межрегионального союза
писателей Украины,
лауреат Международной литературной
премии имени Михаила Матусовского.




ПОСЛЕСЛОВИЕ К КНИГЕ "ПЕСНИ ЮЖНОЙ РУСИ. СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ УКРАИНЫ. ОПЫТ АНТОЛОГИИ (1980-е – 2000-е гг.)"

(Издательство "Лебедь", Донецк, 2008 г.)



ЦЕЛЬ ПОЭЗИИ – ПОЭЗИЯ

"Всякая антология субъективна..."
Борис Слуцкий


    Действительно, у поэзии нет другой цели, как представить себя и предоставить читателю или слушателю возможность сопереживать, сочувствовать, задуматься и попытаться вместе осмыслить мир вокруг нас. Но как ей представить себя сегодня, когда сами поэты пишут: "может, время стихов ушло, время прозы суровой настало? Жизнь, как птица с одним крылом, бьётся в каменной клетке квартала".
    И всё же, "время суровой прозы" не отменяет время стихов, ибо оно вечно. Стихи пишутся едва ли не в большем количестве, чем в периоды поэтического бума. Прочитать всё, естественно, невозможно. Да и не нужно. Но ознакомиться с современным литературным контекстом, узнать стиль и почерк стихотворцев, живущих рядом с нами и воспринимающих события эпохи более остро и пронзительно, на мой взгляд, и интересно, и полезно.
    Такую возможность читателям дают поэтические антологии, которые выпускаются различными издательствами достаточно регулярно. "Я помню чудное мгновенье", "Родина", "15 веков русской поэзии" – это только три собрания стихотворений, изданные под эгидой Международного Сообщества Писательских Союзов (МСПС), составителем которых был незабвенный Владимир Ленцов. Представлены в них и поэты из Межрегионального союза писателей Украины (МСПУ), которому в 2008 году исполнилось 15 лет.
    Издание, подготовленное Василием Толстоусом, открывает для читателей около 200 авторов, представляющих 18 областей Украины.
    Редактор-составитель Василий Толстоус совершил своеобразный подвиг, прочитав тысячи страниц и, отобрав из них то, что, по его мнению, представляет интерес для широкого читателя и отражает уровень современной поэзии Украины. Большинство из авторов Антологии мало известны поклонникам литературы, но это – не вина их творчества. Просто время такое, когда "всенародно известными стать не дано современным поэтам. Их слова вылетают, как птицы в окно, и – без ответа". Эта Антология и является неким ответом, ни положительным, ни отрицательным, а, по возможности, объективным.
    Надеюсь, каждый читатель найдёт в Антологии что-либо для своей души. Ведь составитель искренне старался, чтобы первый блин не вышел комом. Получилось или нет, судить тем, для кого предлагаемый "свой вариант" поэзии может стать действительно своим и любимым. А завершить хочу пожеланием хорошего московского поэта Дмитрия Сухарева:

Пусть невелик тираж у наших книг,
нам имя – рота.
И ротою мы утверждаем что-то,
какой-то сдвиг.
Какой-то стиль,
пристрастие к особенной манере.
Манеру жить куём, по крайней мере,
по мере сил.
Желаю вам, ребята, всяких благ.
Старик Филатов, просветлявший бельма,
работал и с изяществом, и дельно.
Писать бы так.

    Работать, писать, читать, жить – так, чтобы поэзия и в наш прозаический век помогала, поднявшись над ежесекундной суетой, видеть не только её, но и, не забывая о вечных ценностях жизни, заглядывать в свою душу, в прошлое и будущее время. И задавать новые вопросы.

2008 г.


Владимир Спектор,
поэт, председатель МСПУ,
лауреат премии им. Юрия Долгорукого