муравьиными тропами

Конкурс Хайку
* * *

для начала скажу что
тема была предложена Филом (Филипп Вартан Мелькиседек)
еще давно - в прошлом году
но руки дошли до нее только сейчас
так что прости Фил :)

эта тема наверное была наиболее сложной из четырех тем этого конкурса :)

и поскольку классификационные идеи на этот час исчерпались
пойду обычным путем



1
гроза над городом
ни капли не досталось
высохшему полю

здесь очевидно прочитываются два смысловых слоя:
прямой (про дождь) и иносказательный
"гроза над городом (потому что) ни капли не досталось высохшему полю"
и это наверное о тяжелом положении сельского хозяйства и сельских жителей в стране
разумеется  - это ни в коем случае не экономическое толкование -
а скорее - сожаление о том что деревенский уклад разрушается
а с ним исчезает народная культура
и в том числе - языковая 
прощай великий и могучий? ..



2
след тормоза
вызывается помочь
погонщик улиток

тормоз - как вы знаете -
это не только процесс торможения
не только устройство для остановки движения (тормозные колодки)
но и человек с (за)медленными реакциями (иносказательное ироническое)
тормоз-человек - он имеет свойство оставлять за собой весьма заметный след
в виде нарушения планов других людей
нарушения работы всего с чем сталкивается
а также вполне заметный след физических разрушений
не сказать что ему самому все это нравится
как раз напротив - он очень даже хочет быть полезным и ничего не разрушать
но это лишь усугубляет его тормозную деятельность
погонщик улиток - это человек который специализируется на том
чтобы активировать таких вот тормозов и привести их в нормы социального соответствия
таким образом налицо мы имеем двух персонажей
которые образуют устойчивую пару
следует отметить также удачное вплетение символьного (знакового) для хайку слова "улитка"
со всевозможными аллитерациями следующими из этого :)
еще одно следствие - "след тормоза" и "погонщик улиток" - устойчивые выражения вроде "полет бабочки"



3
полёт бабочки...
крошка риса у лампы
для таракана...

кстати о полетах бабочек во сне и наяву
противопоставление в стихе как-то сразу навевает басню крылова "стрекоза и муравей"
столько крыльев сразу - недаром автор крылов :)
бабочка у нас символ мимолетности жизни
тогда как тараканы известны в основном бегами
и еще ненавистью к ним как к навязчивым синантропным животным (насекомым)
если вы себя спросите - летают ли тараканы?
то наверное вряд ли кто (кроме специалистов) отважится на положительный ответ
тараканы - это очень древние насекомые (почти такие же древние как и стрекозы)
чтобы не быть голословным - разница в происхождении между ними и бабочками лет этак 150-200 миллионов :)
а это практически половина континентального цикла или галактический год :)
между тем не все тараканы такие мерзкие как черные или прусаки (это обычные домашние обитатели)
есть и очень даже приятные на вид - чем-то похожие на бабочек
(мадагаскарские в частности которых мы провозили в самолетах как раз под видом бабочек)
тараканы - это очень чистые животные с высокой степенью умения приспособляться к изменениям условий обитания
в некоторых культурах они считаются священными
за последнее время тараканы утратили способность к полету
хотя и не утратили крыльев и мышц которые сохраняют свою летательную силу :)
все что им нужно - это другая атмосфера - более плотная :)
так что если глобальное потепление продолжится -
атмосфера уплотнится и тараканы вновь будут летать
но - похоже - автор обо всем этом даже не догадывается
и пытается подкармливать своих домашних обитателей в надежде
что те вскоре научатся летать
вторая строка стиха сделана в очевидно в восточном стиле (рис лампа)
слово "крошка" - несколько разбивает восточную иллюзию
наверное уместнее было бы "комочек" или даже "колобок"
"для" звучит излишне прямолинейно
"рис" и "лампу" наверное следовало бы поменять местами
(поскольку "для тараканов" "рис" а не "лампа")
если конечно автор не столь жесткосерден
чтобы проводить антитараканные профилактические мероприятия
при помощи рисовых крошек напичканных бором :)




4
Старый дуб -
не заметила б мотылька,
если б не скворец.

это стихотворение - в точности о наших конкурсах :)
вот расшифровка:
мотылек - стихотворение из числа не слишком броских (без метафор)
скворец - рецензент который заметил это стихотворение и им восхитился
старый дуб - организатор конкурсов :)
или в более широком смысле - сами конкурсы :)

это конечно шутка :)
но если вернуться к стиху -
то в нем четко прочитываются два слоя - прямой и иносказательный :)

хотелось бы еще раз напомнить что сила хайку не в том
чтобы привлечь внимание к себе
а в том чтобы привлечь внимание к тому
что скрывается за ним и за его строками :)

именно поэтому метафоры играют роль скорее дымовой завесы
чем идут стиху на пользу

тогда как дуб мотылек и скворец - имеют собственные символьные значения
что позволяет совершено по иному прочитывать стих
это как любоваться игрой света на гранях бриллианта :)



5
кладбищенский соловей
заливается на всю округу
батюшка с мобильником

ироническая окраска стиха просто бросается в глаза
но большего мне не хочется говорить поскольку этих тем не хотелось бы касаться
чтобы не задеть чьих-то чувств - религиозных в том числе

что касается меня
то я очень осторожно отношусь к использованию некоторых тем -
не в хайку в целом - а в конкурсах
в частности "похороны/ушедшие" "дети/котята/щенки" "храмы/религия" и тд
обращение к ним в конкурсах заставляет думать
что автор пытается надавить на больное
с целью получить преимущество перед другими участниками
даже если автор ничего такого не имел в виду и высказался вполне искреннее
подчеркну еще раз -
речь идет конкретно о конкурсах а не о хайку вообще



6
муравьи
по проторенной тропке
идём осторожно

неоднозначное прочтение стиха вполне отчетливо
прямое - идем осторожно чтобы не подавить муравьев
иносказательное - мы муравьи (во множественном числе) но идем все-таки осторожно
вот почему так - это уже совсем другой вопрос
может быть потому что проторенные тропки ведут не всегда туда куда нужно?
как у высоцкого - "поезжайте своей колеей"
или потому что мы муравьи (как у окуджавы - в двойственном числе)
и проторенными (нами же) тропками стоит ходить с осторожностью ..
в минус стиху я все-таки зачислил бы использование слова из темы
это немного пригашает восприятие стиха



7
час пик
ворон сидит одиноко

очень остроумное использование цитаты из басе
и не только остроумное - но и уместное
и самое главное - очень лаконичное
если у басе был акцент на пустотное одиночество
то в этом стихе - на более привычное для нас сегодняшних - одиночество в толпе
хотя не зря говорят -
только в толпе чувствуешь себя по настоящему одиноким :)
так что пустотное одиночество в этом смысле уже кажется настоящей романтикой :)
перенаселенность планеты не позволяет себя чувствовать в одиночестве
даже если ты уходишь далеко-далеко от людей :)




8
Упавшая звезда…
попал в босоножек
острый камешек


вопрос - в босоножку или в босоножек? - прозвучал актуально :)
сразу представляется разорвавшийся метеорит
поразивший своими осколками много-много босоногих девушек :)
то ли на пляжах то ли танцевавших босса-нову
что-то типа нашествия триффидов :)

но если быть немного серьезнее
то тут же на ум приходит поговорка
о журавле в небе (упавшая звезда) и синице в руках (камешке в босоножке)
кстати - и журавль и синица - киго осени :)
как наверное - и упавшая звезда :)



9
оглядываюсь
всё дальше
яблоня на склоне

яблоня на склоне для наших мест - это знаково :)
это почти как улитка на склоне - только вектор движения противоположный :)
что можно было предполагать учитывая что яблоня - это растение

впрочем яблоня имеет две ипостаси -
цветущая - и тогда она - киго весны
с яблоками - и тогда это киго осени или точнее - бабьего лета
хотя наверное может быть и киго лета - но тогда яблоня должна быть скороспелкой

безусловно в стихе наличествует два плана -
пусть и в личной форме
но стих передает главное - движение в пространстве и времени одномоментно
напоминая о том что нельзя войти в одну реку дважды



10
звёздная ночь
в спичечном коробке
светлячок

он живой и он светится
что-то встречалось подобное уже в наших конкурсах :)
но наверное это и понятно -
поскольку наверняка каждый из нас в детстве
не раз перечитывал этот рассказ драгунского :)
автора разве что можно упрекнут за слишком длинную цитату :)
но ведь так каждому из нас (людей) хочется унести с собой частичку волшебной звездной пыли :)




11
вечерний разговор
после дождя над озером
роение толкунцов

поначалу кажется что автор несколько подпортил стих использованием слова "роение"
однако на самом деле это лишь уточнение что речь идет именно о насекомых
(арх.:
— 1. Волнение, толчея в море от столкновения двух встречных течений —
при начале прилива, или, по местному выражению, "когда полая вода пойдет на. малую",
или же когда обе воды встретились (полая с убылью).
2. С. называют жители Мезенского края фарватер р. Печоры.)

выяснив это зададимся вопросом: кто такие толкунцы?
(это слово - напомню - было прислано в собрание летних киго :)

в узком смысле толкунцы -
это такие безвредные комары зеленого цвета и довольно различного размера
(они же - дергунцы они же - долгоножки)
личинки которых больше известны как мотыль
(красные червяки живущие в водном грунте;
красный цвет обусловлен тем же чем и красный цвет крови человека - гемом железа)
(но это не значит что можно переливание крови делать :)

в широком смысле толкунцы - это не только долгоножки
но и другие комары и даже другие насекомые
единственное что их объединяет - это как правило всегда брачный танец

в чем смысл роения или - в простонародном - толчеи?

роение (толчея) - это как правило брачный танец 
рой как правило - состоит из особей одного полу (либо самки - либо самцы)
особь другого полу залетает в рой и выхватывает себе партнера с которым и пытается продолжить род 

если отвлечься от некоторых деталей (таких как размеры и сложность организации) -
то поведение людей и толкунцов немного сходно :)
у людей тоже есть тяга к роению и толчее - особенно в определенном возрасте :)

вот теперь можно решить:
действительно ли толкнуцы могут быть сезонным словом означающим лето :)

да - а что хотел сказать автор?
наверное что вечерний разговор на закате чем-то сходен с роением толкунцов
возможно - атмосферой царящей вокруг :)




12
каждый божий день
ищу выход к свету
из кучи важных дел

что привлекает в первую очередь в этом стихе?
без сомнения - слово "куча"
поначалу оно кажется лишним
но затем убеждаешься что оно - важная - если не сказать - основополагающая  часть контрапункта 
это понимание рождается из противопоставления его словам "выход к свету"
и на самом деле оказывается что "куча важных дел" на самом деле -
это куча чего-то совсем иного :)
и действительно - спросите себя:
сколько на эту "кучу важных дел" мы тратим драгоценного времени собственной жизни ..



13
корпоратив на выезде
у шефа
большая рыба


это трехстишие смотрится органическим продолжением предыдущего
сочетание корпоратива шефа и рыбы воспринимаются сардонически




14
с удочкой на берегу
подпирает коряга
млечный путь

иногда я (как организатор конкурсов) себя спрашиваю:
они что - специально сговариваются? 
они - это участники конкурса
очень часто получается что стихи то ли дополняют друг друга
то ли просто выпадают близко по смыслу
причем подряд - одно за другим
так словно авторов вдруг осенило одномоментно
я возможно бы посчитал это за "подставу"
однако уже много лет на стихире убедился что это совершенно нормальное явление
правда каждый решает ситуацию по своему
вот и автор стиха №14 нашел очень удачный образ :)
и - самое главное - ничего лишнего :)
и даже больше -
несмотря на явно личный характер стиха -
избыточно личным он совсем не кажется :)
а кажется он - как говорила алиса - таким каким нужно :)



15
на завтра - дождь
вопреки прогнозам
все тот же ...зонтик?

стих разбит на три части
попытка замаскировать их под две не слишком удачна
отсюда лишние слова
в сухом остатке только "дождь" и "зонтик"




17
далекие звезды
замерли
коты на крыше

коты должно быть были каменные или чугунные :)
безнадежно теряется ощущение момента хайку
в основном из-за неудачной средней строки
(дело даже не в том что это глагол прошедшего времени)
но непонятна (в этом контексте) связь между звездами и котами
даже мне - считавшему своего кота инопланетным пришельцем :)
разве что - они замерли для приема очередных передач с далекой родины :)



18
орлиное гнездо
в облака сорвался
камень

значений выражения "орлиное гнездо" слишком много
это замки / турбазы / резиденции / дома отдыха /
причем как в реальном мире так и в выдуманных
по-моему центр подготовки астронавтов в США также называется
конечно - нельзя забывать и про настоящие гнезда орлов
большинство из них имеет общее свойство - быть выше облаков :)
автор явно что-то хотел сказать .. и даже сказал .. но что?
может быть - забравшись высоко - больнее падать?



19
Вспышка на солнце…
Так вот что
Покалывает в виске

несмотря на всю простоту и довольно незамысловатую среднюю строку
автор пытается увязать большое (солнце) и малое (себя самого)
можно было бы порассуждать о числах вольфа
а также - об артериальном давлении
однако все это было бы не слишком поэтично
хотя - после некоторого замешательства - приходят на ум строки из кирсанова
"спокойного не ведал солнца я ни в ледниковые века ни позже"
и - как ни странно - вновь из окуджавы 
"и бой что скворчонком стучал на виске стихает стихает"
может быть в этом все дело?


20
спуск к пляжу
в косяк загорелых мальков

забавно что примерно об этом же я пытался рассказать в "южных тропинках крыма"
как мне посчастливилось найти место на довольно диком пляже с местными подростками
было полное ощущение возвращения в детские годы :)



21
стерня до горизонта
поджимает лапу
белый кот

знаете ли вы что слово "стерня"
является синонимом не только более привычного для уха "жнивье"
(то есть - поле со сжатыми (скошенными) злаками)
но и звездного неба?
само слово "стерня" звучит подозрительно похоже на немецкое "штерн" - звезда
(сочетание "st" в немецком читается как "шт")
и как оказалось эти слова имеют общее происхождение
остатки злаковых стеблей необычайно колючие - потому кот и поджимает лапу

похоже что Ле уже рассказала обо всем этом в своем комментарии к этому стиху -
а я всего лишь разжевываю тщательнее :)

другим словами слово "стерня" в качестве киго необычайно информативно:
оно может указывать не только на время года (и лета) но и даже на время суток :)

вопрос также заключается вот в чем: почему кот белый?
нет ли здесь каких-то тайных смыслов?
во всяком случае - созвездия кота на небе нет
хотя есть созвездие рыси и созвездие льва
 
а вообще первая ассоциация которая возникает с последней строкой - больничная
белый код / красный код :)



22
тет-а-тет
звездное небо
и я

и хорошо что автор написал "звездное небо и я" а не наоборот :)
а то был бы очередной опус из разряда "васисуалий лоханкин и мировая революция" :)
хотя в этом что-то есть
когда лежишь на спине и смотришь ночью в небо
и тут уже не слишком важно стог сена это берег реки или крыша
только вселенная и ты ..



23
Звуки из космоса -
ищу пульс
у больного ребёнка.

вы помните почему женщины испокон веку носят длинные волосы?
чтобы лучше слышать музыку вселенной ..
стихотворение переполнено тревожным ожиданием ..

все-таки удивительно - как стихи рядом ложатся



24
остатки ягод
над губой
кисельные усики

вопросы которые напрашиваются -
каких ягод? над какой губой? и почему усики?
вроде бы все так бесхитростно - но так ли это?
предательское слово "кисельные" наводит на мысль
что все не так уж и просто в стихе №24
губа - это еще понятие связанное с рекой (обская губа к примеру)
а где кисельные усики - там и молочные реки уже неподалеку :)
то есть рисуется уже минимум три картинки (лицо  река и млечный путь)
а есть и еще одна губа в соцветии - это несколько сросшихся лепестков
раньше это семейство даже так и называлось Labiata (губоцветные)
сейчас оно называется Lamiaceae (яснотковые)
что нас возвращает к глухой крапиве и первой теме конкурса :)
(другое дело что из ягод губоцветных-яснотковых киселю не сваришь :)
опасно это :)



25
муравейник
отключается на ночь
лифт

автор проводит параллель многоэтажки с муравейником
в первой отключают на ночь лифт :)
во второй запирают на ночь ходы :)
но люди в отличие от муравьев не спят ночами
и снуют туда-сюда по этажам словно муравьи :)
сидят на подоконниках ..
играют на гитарах ..
в общем - пытаются сделать свою жизнь насыщенной и разнообразной :)




26
любимая -
пылинкой в Космосе
Земля

это правда - земля - не более чем пылинка в космосе
но это так - расхожее выражение
и лишь когда по-настоящему понимаешь насколько она мала
и насколько жизнь ее обитателей в опасности
только тогда охватывает настоящая жуть
хорошо что об этом догадываются лишь немногие
..
но может как раз все наоборот?
если каждый это почувствует хотя бы разок -
может тогда все наконец и придет в норму?



27
и не верю и верю
в обувной коробке
кто-то мяукает

это стих о том что иногда сбываются самые невероятные желания :)
вселенная - она ведь тоже слышит нас :)
иногда - ушами родителей :)
иногда - ушами детей :)
и даже иногда идет навстречу :)



28
семь тысяч над землёй
на приборной панели
букетик васильков

поскольку размерность семи тысяч не указана
то первое что напрашивается - метры 
второе - километры
но эту версию приходится подвергнуть сомнению
поскольку в этом случае букетик свободно плавал бы в пространстве
впрочем - далеко не факт поскольку он мог быть привязан и запакован :)

тем не менее семь тысяч это могут быть и люди (пассажиры)
или - скажем - летающие аппараты :)
гадать можно долго поэтому придется перейти к ассоциациям:
а ассоциируется это число с тысячей чертей и семью футами - что ближе к теме :)

после всех этих манипуляций приходим вот к чему:
высота - приборы - но все-таки васильки :)
намеренно не копаюсь в васильках поскольку это может затянуться очень надолго :)




29
караван
исчезает за барханом
змейка

здесь придется отталкиваться от последней строки
несмотря на то что средняя строка играет связующую роль
можно сказать что все очарование этого стиха определяется как раз третьей строкой
змейка - это не только животное  - но и скажем форма следов .. или ветра
попробуйте заменить змейку на агаму или скажем - тимбукту
эффект сразу исчезнет

но остается другой вопрос: почему выбрана эта местность / эта картина а не иная?
наверное из-за того что осталось скрытым - пустыня песок
даже караван - не более чем песчинка в пустыне
а змейка - это что-то вроде следа падающей звезды..




30
причастились
каким далёким мирам,
пылинки под иглой?

это стихо - судя по итогам голосования - осталось совсем непонятным читателю
и самое что показательное - оно явно соответствует теме
однако автор сумел высказаться так
что его мысль оказалась запакованной в какой-то непонятный язык
буквы и слова вроде бы русские - а смысл не ловится
разве - что-то смутно
так - словно мозаика рассыпалась на свои составляющие части




31
первогодок
подрастает
офицерская дачка

чувства автора понятны -
однако налицо скорее социальная сатира
с военным уклоном :)




32
урожайный сезон -
листва деревьев и трава
в сладкой патоке

вот тут тоже непонятно - что хотел сказать автор
про пчел? нет
но про насекомых - только про других
когда листва и трава в сладкой патоке - это означает нашествие тли
ее иногда бывает так много -
что даже муравьи которые оберегают тлю (ее еще называют муравьиной коровой)
не успевают собирать медвяную росу - сладкие выделения тли
и сезон действительно урожайный
но от лица человека - эта урожайность крайне нежелательна
сами понимаете - тля может уничтожить целые леса



33
пупырчатый огурчик
долог твой путь до банки
а вдруг две полоски?

благодаря американскому кинематографу
термин "две полоски" стал не только понятным но и своим в нашей среде
мне кажется что стих несколько недоработан - хотя замысел прост и хорош




34
игры богов
на ладони
далёкая Фудзи

я бы пожюрил автора за упоминание богов и фудзи :)
первое слово вроде как не совсем хаечное
второе - это вроде как попытка слишком откровенно обратиться к японской культуре
что считается не слишком хорошо
однако мысль автора в общих понятна
хотелось бы чтобы он нашел в другой раз более точные
более конкретные эквиваленты ее выражения :)



35
снуют муравьи
по дорожке
знать бы зачем

это просто :) собирают пропитание для семьи :)
если речь идет о муравьях конечно :)
если речь идет о людях - то однозначного ответа скорее всего не найти :)



37
дальние страны
никак не зашнуровываются
ботинки

в этом стихе точно назван один из непременных атрибутов темы - ботинки
(в широком смысле - обувь)
поскольку даже самый длинный путь начинается с первого шага
именно поэтому ботинки/обувь могут быть символом темы
даже если вы предпочитаете путешествовать босиком :)
первая строка слишком размыта(расплывчата)
а вторая - слишком тяжела
потрудись немного автор - вполне мог бы получиться шедевр :)




38
труды на полках
не написано ни буквы
золотой ручкой

очевидно что тут речь идет о скрижалях
или - в широком смысле -  о том что останется
и претензии примерно того же плана что и к предыдущему стиху
мысль выражена тяжеловато и не слишком четко




39
Утренняя толпа
Каждый крутит землю
В свою сторону

читая этот стих нельзя не вспомнить высоцкого
"но обратно ее закрутил наш комбат оттолкнувшись ногой от урала"
точно нарисованная картина с заметной долей импрессионизма
(несмотря на притяжательное местоимение :)
поначалу хочется придраться к первой строке
но потом понимаешь что в этом есть какой-то дополнительный смысл:
поскольку в ходе рабочего дня
многие расположены крутить землю в одном и том же направлении :)



40
зеркальный офис -
по таблу
буквашки рекламы

форма подачи может отталкивать сколько угодно -
но сказано очень точно
все дело в том что все это происходит в зеркале -
такой вот резанный урбанистический буквизм пикассо



41
карта мира
тащит муравей
хлебную крошку

в этом стихе очень точно соблюдены масштабы
поэтому даже использование слова из названия не слишком отталкивает
вспоминаются какие-то аналогии из наших же конкурсов
(поправьте - если ошибаюсь - но там кажется была муха на карте мира)
и разумеется - возможны и прямые и иносказательные и боковые прочтения картинки
в целом стих удачный и очень точно раскрывает тему




42
точка перехода
а счастье было
так возможно

о какой точке перехода попытался поведать автор?
пространства во время?
бифуркации пригожина?
точке таяния или точки кипения?
(кстати - эти точки были бы наверное более уместны в этом стихе - по причине своей конкретности )
а может здесь идет речь о точке перехода свинца в золото?
об этом может поведать только автор
но в любом случае - заданные вопросы уже вполне окупают время
затраченное на прочтение этого трехстишья :)
во всяком случае - мне так показалось :)




43
В небе точка
подхвачен ветром с мечтами шарик
голубой

наверное это стихотворение в очередной раз подтвердило закон притяжения стихов
или - точнее - закон парности :)
и это показывает что те вопросы что мы задавали при прочтении предыдущего стиха
являются лишь одной плоскостью
точка из этого стиха уводит нас совсем в другие измерения
и показывает что наше мышление все еще далеко от совершенства -
чтобы задавать точные вопросы
(заметьте - что здесь также присутствует корень "точ")
образы стиха отсылают нас к такому же голубому шарику - только окуджавскому
а в качестве дополнения - идиоматическое выражение "голубые мечты" :)
если бы среди нас был Сергеич - он непременно развил бы эту тему :)




44
Площадь кричит:
"Долой бесправие!"-
под ногами упавший.

смысл этого стиха можно пересказать выражениями "побочный эффект"
или "выплеснуть из ванной ребенка вместе с водой"





45
узкое горло
как вожделенно оно
в утренней пробке

если ехать на мотоцикле?
или если просыпаешься с больной головой? :)
больше напоминает эпическое повествование :)



46
сосновый бор
гуськом пробираются
жуки - пожарники

и что они там собираются делать? тушить пожары?
в сети - как и в головах - царит путаница
жуками-пожарникми называют три разных насекомых
клопа-солдатика (как видно - за его черно-красный окрас)
но клопы не являются даже близкими родственниками жуков
есть еще жуки-листоеды (красного цвета) -
близкие родственники колорадских жуков - трещалки лилейные
но настоящий жук-пожарник - это мягкотелка красноногая
листоеды вредны для человека
мягкотелки - скорее полезны
клопы-солдатики - примета скорее весны
оба вида жуков - характеризуют лето
в этой связи что хотелось бы заметить:
поэзия хайку по умолчанию включает в себя хорошее знание природы и насекомых в частности
и если хайдзын называет клопа-солдатика жуком-пожарником -
это никуда не годится
(речь не идет о разбираемом стихе - а скорее о проблеме в целом :)
поэтому следующий вопрос которым следует задаться звучит примерно так:
зачем они пробираются в сосновый бор и почему - гуськом?
кое-что в стихе позволяет предположить
что слово жук используется в переносном смысле
так что и на этот  раз вопросов больше чем ответов :)




47
едва отдышался
взбираясь на гору
муравей на улитке

единственный (наверное) вариант прочтения -
это заметки автора (возможно в дневнике или блоге) о том как он взбирался на гору
и вдруг увидел эту картину
я что-то пропустил? :)
правильно - значит надо задавать вопросы
вопрос первый: о какой улитке идет речь - о моллюске или о части уха?
второе вряд ли уместно
улитка также может быть скульптурой -
и в этом случае картина наиболее реальна
очевидно - что это какой-то парафраз на иссу
но все-таки - что хотел сказать автор?
или это новая затравка для басни "улитка и муравей"?



48
когда был маленьким
раки по пять рублей
были очень большими

я бы от себя добавил - ну просто звери а не раки :)
тогда и деревья были большими
а мы были такими великанами
что могли за один раз съесть целое ведро мороженого
а мужики в поездах в те времена торговали лягушками
а еще была планета негодяев - вот там раки были  - ого-го :)
..
кстати - где они зимуют?



49
вынужденная посадка…
на лепестке ромашки
божья коровка

божья коровка - еще один очень органично вписывающийся в эту тему символ
можно даже сказать что она сама олицетворяет эту тему
типаж божьей коровки - семиточечная
первое что приходит на ум - детская присказка - "улети на небо"
побочное - "улети" близко по звучанию к "улита"
другой образ в стихе - ромашка - вроде бы из третьей темы
но наличие его здесь дает целый ряд осей для прочтения
сонечко - как сравнение с желтой сердцевиной
ведрик - как противопоставление нелетной погоде
(как одной из возможных причин вынужденной посадки)
как знак для гадания (lady-bird) 
и так далее
при всем богатстве выбора упоминание "лепестка" выглядит избыточным уточнением
..
но есть еще и побочный смысл в такой популярности божьих коровок
в связи с хлебом насущным (кое-где коровка читается как каравай)
то есть связь с урожаем
божьи коровки - злейший враг тли (см №32) и следовательно
находятся в постоянном антагонизме с муравьями




50
солнечные часы
перевожу будильник
на зимнее время

здесь - похоже - солнечные часы - не устройство
а время суток когда светит солнце
стих построен на игре слов в форме их противопоставления с сокрытым сожалением
поскольку глагол перевожу - пусть и в личной форме - но
дает некоторую неоднозначность вектора действия




51
головастики,
куда несёт вас река
с нотного стана?

любопытная форма стиха перевертыша если смотреть в плоскости метафор
если взять нотный стан за прямой образ -
то головастики (ноты) становятся метафорой
река в этом случае - музыка (вторая метафора)
а куда нас уносит музыка? :)
если же начать чтение стиха с головастиков (личинок лягушек)
взяв их за прямой образ
то река также читается прямым текстом
а нотный стан (метафора) - это водоросли к которым головастики привязаны
но здесь есть небольшое но -
поскольку как правило головастики водятся в стоячих водоемах
тем не менее - головастики - это не всегда личинки лягушек -
а те создания у которых головной отдел выражен значительно больше остальных
то есть это вполне могут быть личинки комаров к примеру :)
или мошек - которые водятся в реках (холодных и быстрых)
так что вопрос
поставленный автором в его стихе
носит скорее риторический характер :)




52
панно в офисе -
вышивка бисером

очень интересный стих
из четырех слов (не считая предлог) три - иностранные
но ассимилировавшихся в русском в различные исторические периоды
первая ассоциация возникающая при прочтении верхней строки - "офисный планктон"
при прочтении нижней - "метать бисер перед свиньями"
то есть это примерно та же ситуация
когда студенты военной кафедры дарят офицерам (кстати - тоже от слова офис)
картину шишкина "утро в дубовой роще"



53
песчаная воронка
все тоньше
муравьиная тропа

насколько я полагаю в данном случае описана охота муравьиного льва
это такой хищник из насекомых который питается муравьями
его личинка выкапывает воронку в песке где-то на пути муравьев
и когда муравей попадает туда захватывает его и поедает
муравьиные львы могут наносить муравьиным семьям довольно большой урон

однако возможно и иносказательное прочтение стиха
если принять что первая строка говорит о песочных часах
символе непрерывно утекающего времени
тогда и весь стих читается иначе




54
кузнечик на спине
гипнотизирую соседа
из первого ряда.

и что же ты ему внушаешь? что он несъедобный? ;)
или обычное в таких случаях "замри"?
а может все дело в том что кузнечик -
это совсем не насекомое кузнечик
а удары отдающие в лопатку с левой стороны?
и кто в первом ряду - ты или сосед?
и что это за первый ряд?
и вообще - где это все происходит - в кинотеатре?
стих выглядит довольно любопытным
но несколько не доведенным до ума
(причем как в переносном смысле так и в прямом)



55
белая среди белых
разбазариваю
одиночество

с первого впечатления недостающее в стихе слово (скрытый образ) - "ворона"
тогда все становится на свои места
однако вторая строка заставляет заподозрить что автор
первоначально обрадовавшись затем вдруг ощущает горечь по утраченному
впрочем возможны и другие образы к эпитету
дважды повторенному в верхней строке



56
куличик из песка
на муравьиной дорожке
переполох

это вроде как о ребенке
решившем поиграть в песочек
и случайно нарушившем размеренное течение жизни муравьев
и соответственно читатель сам волен выбрать продолжение заявленному действию




58
За морями, за горами…
Шнуруем первые
Башмачки

выглядит как начало "волшебника страны оз"
или "волшебника изумрудного города" если привычнее
об обуви уже говорилось в комментариях к №37
здесь напрашивается любопытная игра слов - шнуруем/шуруем
причем одно действие выглядит продолжением другого
эти два стиха (37 и 58) словно написаны с одной картинки (авторы разные)
но в этом отчетливо выражен ювенильный акцент
(верхняя строка - как присказка произносимая вслух чтобы дело спорилось)
сравнение этих текстов позволяет выявить то что хотели сказать авторы:
№37 нам говорит что хотел бы - но все что-то никак не складывается
№58 - говорит о том что подготовка идет полным ходом (простите за каламбур)



59
дело вкуса -
в серое небо
щепоть воздушных шаров

отпустить или не отпустить - вот в чем вопрос
звучит несколько иначе - но тоже вечный
ползти по земле аки твари ползучей
или беспечно парить - пусть и недолго
может смутить третья строка - но вспомните -
в чем вы держите нитки воздушных шаров?



60
неотложка
что-то шепчет малыш
божьей коровке

и нетрудно догадаться - что именно он шепчет
о божьих коровках мы немного рассуждали читая стих №49
эта же версия носит более отчетливо выраженную связь с мифологией



61
куриный бог
потирает руки
с улыбкой

если кто не в курсе что такое куриный бог - это такой камешек с дырочкой
найти его - к удаче :)
так что руки потирает с улыбкой вовсе не куриный бог
а тот кому посчастливилось его найти 




62
облачный туман
тает над чайной чашкой
хвойный лес на далекой горе

облачный туман это помимо природного явления еще и сорт зеленого чая
(с горы мен дин или из день-цунь)
который называют также юнь у
отсюда и вся эта игра слов:
утреннее чаепитие
(на это наводит слово из названия - юнь -
но не то что под ним подразумевается на языке оригинала -
а на наш слух - юный)
человек смотрит на чашку остывающего чая -
что заметно по уменьшению испарения -
смотрит на гору покрытую хвойным лесом
который тонет в туманной дымке (на этот раз - настоящей) 
и понимает что жизнь также скоротечна
как этот парок над чашкой остывающего чая
это такой созерцательный стих

*

если все остальные стихи я не сортировал никак
то стихи №1 и №62 умышленно поставил в начало и конец ленты :)

* *

вчерне я завершил обзор второй темы
но думаю - что еще внесу правки в окончательный вариант

спасибо всем кто все это вытерпел :)