Мой добрый терпеливый учитель

Лидия Христенко
                Памяти моей бабушки               
                Виктории Петровны Лайгер       
                посвящаю:
          В давние времена пряжу для вязания негде было купить, не продавали. Ее изготовляли со стриженой овечьей шерсти. Детство. Вспоминается такая картина: бабушка посреди комнаты сидит на стуле, крутит колесо, да овечью шерсть прядёт, искусно управляя ногой движением колеса прялки. Угольки стреляют изредка в печи, да льётся негромкая песня самопрялки. Вот закончилась перебранная шерсть. Бабушка отставляет в сторону такую интересную, притягивающую мой взгляд прялку и готовит шерсть: очищает её от мусора, расчёсывает. Как хотелось поиграть, покрутить, но бабушка не разрешала, боялась, что я сломаю чудо-технику, состоящую из большого деревянного колеса с резными спицами, оси, педали, рогача с катушкой. На рогаче забиты гвозди для нити. Прялка на ножках. Она была старая-престарая, повидавшая и испытавшая многое на своём веку. Колесо местами склеено, обмотано изолентой. Подросла, а интерес к прялке, к запретной игрушке, так и не остыл, возрос с ещё большей силой, она, как магнит притягивала, манила,  как будто звала - упрашивала:
- Попробуй-ка, покрути немного. Попряди! Это же так легко!
Мне так и казалось: легко и просто, играючи бабуля прядёт шерсть, без всякого усилия и напряжения! Только что-то уж очень медленно. Вот бы мне дорваться до неё! Показала бы мастер-класс!
           Но бабушка зорко охраняла свою удивительную машину. Немного поработав, уставшая, всегда отдыхала. Вот она прилегла.
- Ура, бабушка уснула.
Я прикрываю дверь в комнату, где она спит. С замиранием сердца, сажусь за прялку, правой рукой крутанула колесо, а ногой нажимаю на педаль, которая движет это колесо, теперь шерсть двумя руками тяну, раскручиваю, что есть мочи, но ничего не получается, то колесо не движется, то шерсть  не подчиняется: тянется толстая нитка, закручивается в спираль, как канат. Да и то, канат то ровный, а это, даже и не знаю: на что похоже, безобразие какое-то. Ой, всё запуталось... Я, взмокшая от усердия и волнения, встаю из-за прялки и ухожу от греха подальше. Жду с нетерпением, когда бабушка проснётся. Вот бабулька встала. Украдкой подглядываю, как же она отреагирует на моё художество? Бабушка ворчит: "Вот, каналья, задала мне работу, напутала." Наконец, распутала и опять весело скрипит - поёт прялка, ловко управляемая бабушкой. Подхожу к бабушке.
- Внучка, ставлю тебе оценку. Знаешь какую?
- Нет, не знаю(хотя уже догадываюсь какую)
- Огромный кол тебе (так по–просторечному называют деревенские «единицу»).
            Бабушка, хоть и ворчит, но, чувствую по её голосу, ворчит любя, озабоченно нежно. Так  с её молчаливого согласия, я и продолжала урывками, когда бабушки дома не было или когда отдыхала она, учиться прясть. И оценка с каждым разом поднималась выше. Сколько же я проблем доставляла своей учёбой: то запутаю нить так, что час уходил на то, чтобы распутать, как головоломку, нитку на катушке и найти тот злополучный конец. То нитка с колеса упадёт и так закрутится вокруг оси, что приходилось её обрезать и вставлять другую, новую. Но ни разу, не могу припомнить, чтобы бабушка осерчала или наказала меня. Она знала, наверняка, что без навыков и умений никто никогда ничему не научится. Её терпение было увенчано моим успехом. Наступил день, когда бабушка с восхищением похвалила меня:
- Внучка, молодец! Сегодня ты у меня получила отметку четыре(хорошо)
            Немного из истории прядения.  Как-то читала статью в интернете «Секреты золотого руна» И вот что узнала: самое раннее прядение было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, весь процесс  был трудоемким и сложным. Прядильщица должна была делать вручную: вытягивание, скручивание и наматывание. Производительность была низкой, а рука быстро уставала. Поэтому существенным прорывом в этой области стала изобретенная самопрялка, которая дала возможность одновременно делать три действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить. Нить стала символом жизни, судьбы.
Отсюда поговорки: «Этой нитке конца не будет», «Жизнь на нитке, а думает о прибытке», «По нитке рубеж». «Сколько нитку ни вить, а концу быть».
              Вспомните строки из сказки А. С. Пушкина: «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком…» Хоть это и сказка, но А. С. Пушкин рассказал  нам о занятиях, вовсе не сказочных. Пряли – из клубка шерсти или распушенного льна. Длинными зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. От скуки пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости и сказки, смешные истории; шутили и  пели. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную – протяжную песню. Казалось, что нить и песня сливались. Соединялись воедино и чувства поющих. Это были посиделки.
               Во времена Ромула умение прясть было равноценно возможности жить. Где прядут, той семье ветер в спину, там налажен быт. Мужчина по статусу добывает пищу, взвалив на себя тяжелые работы по дому. Женщина же, должна была одеть домочадцев. Оба, стараются передать наследникам хозяйственные навыки: отец сыновьям свои, мать дочерям — что умеет сама, первым делом — в прядении. Верила двум истинам: Кто туго навивает початок, у того на зависть складно устроится семейная жизнь. И вторая заповедь — начатое доделай. Нитки на веретене, покинутые к воскресенью или праздничному дню, неминуемо будут рваться. За поверьями и обрядами чувствовалась грубая проза жизни. Лишние руки с веретеном — ощущаемая подмога женскому полку. "Работая на семью, девочка как бы расплачивалась с родичами за хлеб-соль. И теми же пальчиками завивала-закручивала свою судьбу. Выполнив материнский урок, пряла и ткала на себя: что напрялось, наткалось, то и в приданое досталось. С приходом сватов она оденется в домотканину и покажет себя во всей красе."
                Как-то бабушка уехала на месяц гостить к родственникам. Вот тут-то я и отвела душу. В день пряла по две катушки пряжи,  весом в восемьсот грамм. А как я на ней виртуозно работала, как акробатка в цирке:  управляла то левой ногой, то правой, то обеими ногами. А нитка, длинная, ровненькая, некрутая, мягкая, быстро наматывалась на катушку. Было мне в ту пору пятнадцать лет. Возвратившись домой, бабушка была удивлена очень, ведь я столько мотков шерсти напряла, и поставила мне "отлично"-самую высокую и запомнившуюся на всю жизнь оценку.
                Дедушка очень любил бабушку и уважал её. Прожили они долгую совместную счастливую жизнь, длиной в пятьдесят пять лет. Как-то по телевизору показывали красивого парня, мне было тогда восемнадцать лет, я, обращаясь к  бабушке, спросила:
-Правда же красивый парень?
-Красивее и лучше моего дедушки никого нет!- таков был ответ.
                Бабушка пережила дедушку на девять лет, умерла в восемьдесят четыре года. Вот эта поговорка о них: "Жизнь, как нитку, связывают с кем-то, она может стать запутанной, а может и оборваться." Их разлучила лишь смерть. Бабушки нет, а я с любовью и благодарностью вспоминаю её. Сейчас у меня две прялки: самопрялка и электрическая - обе сделал правнук Виктории Петровны, мой сын, любимый правнук моей бабушки, он, в честь прабабушки, назвал свою дочь Викторией.
                Главное, если у вашего ребёнка есть желание и стремление чему-то научиться, никогда не запрещайте это делать, наоборот, поддержите и проявите  терпение.  Будьте благоразумны и мудры! Награда не заставит вас долго ждать, вы всенепременно будете восхищены способностями своего чада. Терпение и труд - всё перетрут.